Современное образование претерпевает значительные изменения, обусловленные обновлением его содержания, преемственной связью программ всех ступеней образования, перестройкой взаимодействия в системе “педагог-ребенок”.
Поэтому последние несколько лет стали для школьного образования периодом интенсивного поиска новых концептуальных идей, новых образовательных технологий, путей развития. На данный момент сложилось уже значительное количество разнообразных образовательных технологий. В основе всех технологий лежит идея создания адаптивных условий для каждого ученика, т.е. адаптация к особенностям ученика содержания, методов, форм образования и максимальная ориентация на самостоятельную деятельность.
Одной из важных задач современного образования является создание условий для формирования гармонично развитой личности. При этом важный показатель гармонично развитой личности – наличие высокого уровня мыслительных способностей. Следовательно, современные образовательные технологии должны быть нацелены на развитие интеллектуальных способностей личности, способной к самореализации, самовыражению во всех формах жизнедеятельности – сознании, поведении, деятельности, социального взаимодействия.
Среди современных образовательных технологий можно выделить технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Это такие образовательные технологии, как: технология игрового обучения, технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых модулей учебного материала, технология проблемного обучения.
В своей педагогической деятельности я использую технологию проблемного обучения, направленную на развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Схематично “формулу” проблемного обучения можно выразить так: ЗУН (знания, умения, навыки) + СУД (способы умственных действий) + СДУ (самостоятельная деятельность учащихся).
Проблемное обучение не абсолютно новое педагогическое явление. Элементы проблемного обучения можно увидеть в эвристических беседах Сократа, в разработках уроков для Эмиля у Ж.Ж.Руссо. Особенно близко к идее проблемного обучения подходил К.Д.Ушинский. История же собственно проблемного обучения начинается с введения исследовательского метода Д.Дьюи.
Глубокие исследования в области проблемного обучения начались в 60-х годах ХХ века. В применении к школьному обучению идеи и принципы проблемного обучения разрабатывались дидактами МА.Даниловым, М.Н.Скаткиным, Ю.К.Бабанским, Д.В.Вилькеевым и др. Исследования в этой области ведутся и сейчас другими представителя педагогической науки.
Задачей школы является формирование гармонически развитой личности. В современной педагогике исследуются вопросы общего развития детей в процессе обучения. Важнейший показатель всесторонне и гармонично развитой личности – наличие высокого уровня мыслительных способностей. Развивающим обучением, то есть ведущим к общему и специальному развитию можно считать только такое обучение, при котором учитель, опираясь на знание закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведет целенаправленную работу по формированию мыслительных способностей своих учеников в процессе изучения ими основ наук. Такое обучение и является проблемным. Проблемное обучение возникло как результат достижения передовой практики и теории обучения и воспитания в сочетании с традиционным типом обучения является средством общего и интеллектуального развития учащихся.
Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного. Следовательно, нужно все более глубокое познание мира, открытие в нем все новых и новых процессов, свойств и взаимоотношений людей и вещей. Какие бы новые веяния, рожденные требованиями времени, ни проникали в школу, как бы ни менялись программы и учебники, формирование культуры интеллектуальной деятельности учащихся всегда было и остается одной из основных образовательных и воспитательных задач. Интеллектуальное развитие – важная сторона подготовки подрастающего поколения. И как мне кажется, развитию творческих способностей и интеллектуальных умений школьников во многом способствует именно проблемное обучение.
Как я уже говорила выше, задачей школы является формирование гармонично развитой личности. Большую роль при этом играет развивающее обучение. Развивающее обучение – это такое обучение, при котором учитель, опираясь на знания закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведет целенаправленную работу по формированию мыслительных способностей учеников. Такое обучение и называют проблемным.
Проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципов проблемности. Процесс взаимодействия учителя и ученика ориентирован на формирование познавательной самостоятельности учащихся, устойчивости мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности.
В течение ряда лет я преподавала русский язык и литературу в старших профильных (физико-математических и социально-экономических) классах. В связи с идеей профилизации старшего звена обучения и введением нового РБУП сократилось количество учебных часов, отведенных на предметы “Русский язык” и “Литература”, а большие произведения, к радости учителей-словесников, остались в программе для обязательного изучения. Познакомившись поближе с теоретическими основами некоторых образовательных технологий (модульное обучение, технология развития критического мышления, технология проектного обучения и др.), я все решила остановиться на технологии проблемного обучения. Этому способствовало несколько факторов.
Во-первых, на мой взгляд, именно проблемное обучение является одним из наиболее эффективных средств активизации мышления учащихся. Суть активности при проблемном обучении заключается в том, что ученик должен анализировать фактический материал и оперировать им так, чтобы самому получить из него новую информацию. Новое применение знаний ищется и находится самим учеником.
Во-вторых, цель активизации учащихся посредством проблемного обучения заключается в том, чтобы поднять уровень мыслительной деятельности ученика и обучать его в системе умственных действий.
В-третьих, мне кажется, что в классах физико-математического и социально-экономического профиля использование технологии проблемного обучения наиболее эффективно, потому что учащиеся способны и к активной интеллектуальной деятельности, и мыслить логично, и работать самостоятельно, и устанавливать причинно-следственные связи, и проверять полученные гипотезы на практике.
В-четвертых, технология проблемного обучения позволяет развивать, что тоже немаловажно, творческие способности учащихся.
В-пятых, проблемное обучение способствует успешной социализации учащихся, т.к. суть активизации учения школьника посредством проблемного обучения состоит в активизации его мышления путем создания и решения проблемных ситуаций. Если ученик способен найти ответ на проблемной вопрос в учебной деятельности, то он способен разрешить и любую другую, социальную или жизненную проблему.
В этом учебном году кроме старших классов у меня есть еще и 5 класс, который в начальной школе занимался по программе развивающего обучения В.Занкова. Качество знаний учащихся на момент окончания начальной школы было достаточно высоким и составляло 70%. Так как проблемное обучение – это тип развивающего обучения, я решила использовать его и в 5 классе. Результаты I четверти показали, что я не ошиблась в своем выборе. Учащиеся имеют большой интеллектуальный потенциал, быстро включаются в работу, принимают учебную задачу, способны найти ответ на поставленный проблемный вопрос, умеют работать самостоятельно.
Используя в своей педагогической практике технологию проблемного обучения, я определила своеобразные “плюсы” данной технологии. Важно, что при использовании технологии проблемного обучения новую информацию учащиеся получают в ходе решения теоретических и практических задач. В ходе решения проблемы учащиеся преодолевают все трудности, активность и самостоятельность достигает высокого уровня. Я считаю, что повышенная активность учащихся способствует развитию позитивных мотивов, созданию ситуации успеха и уменьшает необходимость формальной проверки результатов, но требует обязательной проверки на практике.
Например, постановка знаков препинания при однородных членах предложения особых затруднений у учащихся 5 класса не вызывает, т.к. однородные члены произносятся с перечислительной интонацией. Да и тема эта затрагивалась в курсе русского языка начальной школы. Проблемы возникают при постановке знаков препинания при повторяющихся союзах и при обобщающих словах перед однородными членами предложения. Поэтому целесообразно провести данный урок, используя один из методов проблемного обучения – метод создания проблемной ситуации. Чтобы добиться активной мыслительной деятельности учащихся, необходимо вызвать у них потребность в знании правильно ставить знаки препинания при повторяющихся союзах и при обобщающих словах. Для этого я подбираю небольшой текст из 4-6 предложений с пропущенными знаками препинания. Пропущенных букв в словах быть не должно, чтобы не отвлекать внимание учащихся от основного задания. Текст распечатан для каждого ученика. Используя компьютерную презентацию, текст проецируется на экран. Прочитав текст, определив его идейно-тематическое содержание, начинаем работу с выделения грамматических основ предложения. Показав графически основы предложений, обращаем внимание на наличие однородных членов предложения с повторяющимися союзами. Указываем, какие однородные члены предложения нам встретились, определяем, с помощью чего связаны названные однородные члены предложения. Учащиеся видят, что эти однородные члены предложения связаны с помощью союзов, повторяющихся несколько раз. Логически возникает гипотеза, о постановке запятых при однородных членах предложения, связанных повторяющимися союзами. Когда знаки препинания поставлены, на экране проектора появляется правильный вариант написания текста. Это позволяет учащимся утвердиться в правильности гипотезы и зрительно закрепить полученную информацию. Следующий этап - проверка гипотезы. Прошу учащихся придумать и записать предложения с однородными членами, связанными повторяющимися союзами. После того как задание выполнено, проверяем его вслух, комментируем. Остается принять гипотезу как правило. В 5 классе при подтверждении гипотезы необходимо прочитать правило в учебнике, параграф № 40.
Пришла осень и раскрасила леса в яркие краски. Зайдешь в лес и удивляешься его красоте. Гордо стоят и оранжевые клены, и багряные орешники, и желтые березки. Ранняя осень богата и на урожай грибов. В погожую погоду в лесу можно найти и грузди, и маслята, и белые грибы.
При изучении темы “Знаки препинания при обобщающих словах” в 5 классе можно использовать еще один из методов проблемного обучения – метод синонимичной замены. В ходе анализа текста учащиеся приходят к смелому предположению, что обобщающие слова можно либо “изъять” из текста, либо добавить, сохранив смысловую цельность текста. Необходимо обратить внимание учеников на место положения обобщающих слов и соответствующие знаки препинания – тире или двоеточие. Можно дать и опережающий материал: одновременное употребление и тире, и двоеточия. При этом “изъятие” происходит наоборот: убираем однородные члены предложения, оставляем обобщающие слова. Опять же необходимо закрепить полученные знания: использовать данный метод при работе с упражнением №203.
Занималось раннее утро. Сквозь молочно-голубую дымку мутно голубело все вокруг: лес, скалы, острова. Ср.: Сквозь молочно-голубую дымку мутно голубели лес, скалы, острова. Вот первые солнечные лучи коснулись земли. И тут же обрадовалось все живое. На деревьях, на воде, в воздухе – всюду запели и заплясали пернатые весельчаки. Ср.: На деревьях, на воде, в воздухе запели и заплясали пернатые весельчаки. Все это: звуки, движения, запахи, цвета - было странно, красиво и весело. Ср.: Все это было странно, красиво и весело.
Опираясь на приведенные примеры, можно назвать этапы создания проблемных ситуаций:
1. Теоретическое объяснение явлений, фактов.
2. Поиск пути практического применения.
3. Анализ фактов (сравнение, сопоставление).
4. Выдвижение гипотезы.
5. Формулировка выводов, обобщение.
6. Опытная проверка.
Приведу еще один пример из своей педагогической практики. В прошлом учебном году я проводила урок русского языка в 11а,б классах по теме “Рассуждение на дискуссионную тему” в рамках подготовки к итоговой аттестации. В начале урока был обозначен проблемный вопрос: “Как вы понимаете строку из стихотворения В.Набокова “Россия в сердце каждого из нас”. Урок по тематическому планированию удобно проводить после изучения по литературе темы “Литература русского Зарубежья. Первая волна эмиграции”. При этом осуществляются межпредметные связи, и учащиеся, познакомившись с творчеством И.А.Бунина, А.И.Куприна, Б.Зайцева и др. поэтов и писателей Серебряного века, могут применить свои литературные знания на уроке русского языка, установив причинно-следственные связи. К решению проблемного вопроса начинаем подходить с синтаксиса, записывая несколько словосочетаний, объединенных темой Родины.
Гражданский долг, Российская Федерация, чувство патриотизма, защитник Отечества, малая Родина, великая держава, наши соотечественники, русские эмигранты, святая Русь, Гражданская война, великая держава.
Обозначив орфограммы, строим синонимичный ряд к слову “Родина”,
Родина – Отечество – держава – Российская Федерация – Русь – Отчизна
затем обращаемся к этимологии корня слова “Родина”. Решая эту проблемную ситуацию, учащиеся самостоятельно подбирают однокоренные слова к слову “Родина”.
Родина - родители – рождение – родственники - род
Конечно же, выясняется, что слово “Родина” имеет этимологический корень “род” со значением “предки”.
Далее в ходе урока целесообразно использовать метод эвристической беседы, т.к. данный метод оптимально способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, развивает умение логично, точно выражать свое мнение. После того как учащиеся дадут свое понимание значения слова “Родина”, можно обратиться к толковому словарю, проверить лексическую гипотезу. Затем переходим к анализу распечатанных текстов. Оба текста объединены темой Родины. Один из текстов принадлежит русскому писателю эмигранту Б.Зайцеву, другой – публицисту А.Фефелову (см.Приложения). Применяя метод сравнения и сопоставления, учащиеся приходят к выводу о смысловом единстве текстов. Высказывают смелое суждение о том, что эти тексты – своеобразный диалог поколений. Для того чтобы усилить эмоциональный настрой учащихся, подтвердить их выводы, читаю стихотворение В.Набокова “Россия в сердце каждого из нас” (как вариант можно прочитать стихотворение К.Симонова “Касаясь трех великих океанов…”). В конце урока, опираясь на полученный материал, учащиеся отвечают на поставленный проблемный вопрос. В течение всего урока шла интенсивная мыслительная деятельность, т.к. учащимся постоянно приходилось думать, размышлять, искать новую информацию, применять полученные литературные знания. С целью развития творческих способностей учащихся предлагаю написать сочинение-рассуждение на тему “Какое место в моем сердце занимает Родина?”
Семантика слова “Родина” такова, что предполагается и прошлое, и будущее сразу. Это земля, омываемая каскадами живых и ушедших поколений. Это одновременно заветы, предания и волнение предчувствия. Родина в этом смысле живет вне времени. Ощущение Родины – это чувство чего-то, чему нет ни начала, ни конца.
Ведь Родина – это не только пространство, не только люди, живущие на определенной территории, не только законы, уклады или песни, не только большие города и поселки, крестьянские жилища и промышленные гиганты… Родина – это всегда еще нечто, связанное с индивидуальным опытом детского, чуткого, незамутненного сознания. Может быть, белые облака, которые отражаются в сверкающем, заросшем по краям осокой ветреном озере…
Можно ли жить без Родины? Это, очевидно, ужасно!
(По А.Фефелову.)
Святыни бывают различные, и различна их иерархия. Но бесспорно среди них место Родины. У кого есть настоящая Родина и чувство ее, тот не нищ.
Родина! Особенно звучит для меня это слово, полное глубокого смысла. Одно дело - воспринимать Родину изнутри. Другое – со стороны.
Находясь вне России, многое видишь о Родине по-иному, иначе оцениваешь… Сильнее ощущаешь связь истории, связь поколений. Ясней чувствуешь ее необъятные поля, просторные синие дали, широкие знойные степи, звонкие песни жаворонков… Мучительней любишь Россию! Осознаешь, жить без Родины – невозможно!
(Б.К.Зайцев “Слово О Родине”, 1938 г)
На мой взгляд, в технологии проблемного обучения основными понятиями являются следующие термины, которые необходимы для успешной работы.
Проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить какие-то трудные для себя задачи, но ему не хватает данных и он должен сам их искать.
Проблемное учение – это учебно-познавательная деятельность учащихся по усвоению знаний и способов деятельности путем восприятия объяснения учителя в условиях проблемной ситуации, самостоятельного анализа проблемных ситуаций, формулировки проблем и их решения посредством выдвижения гипотез, их обоснования и доказательства, а также проверки правильности решения.
Проблемный вопрос – это вопрос, на который в ходе учебного занятия (одного или нескольких) требуется найти ответ путем самостоятельной интеллектуальной деятельности.
Проблемное преподавание – деятельность учителя по созданию системы проблемных ситуаций, изложению учебного материала с его полным или частичны объяснением и управлением деятельностью учащихся, направленной на освоение новых знаний как традиционным путем, так и путем самостоятельного анализа проблемных ситуаций и самостоятельного решения проблемного вопроса.
Используя технологию проблемного обучения, я попыталась определить цели проблемного обучения.
Цель традиционного типа обучения состоит в усвоении учащимися результатов научного познания, вооружении их знанием, привития им навыков. Моя практика показывает, что цель проблемного обучения боле широкая. Это не только усвоение результатов научного познания, но си самого пути познания, процесса получения этих результатов. К тому же при проблемном обучении происходит еще и формирование познавательной деятельности ученика, развитие его интеллектуальных и творческих способностей. Исходя из вышесказанного, можно выделить пять дидактических целей:
1. Активизация мышления учащихся путем создания проблемных ситуаций.
2. Развитие творческого воображения учащихся.
3. Формирование способностей открывать новые знания и находить новые способы действия путем выдвижения гипотез и их обоснования.
4. Организация самостоятельной работы учащихся по усвоению новых знаний, умений, навыков.
5. Социализация личности.
В процессе использования в своей педагогической практике технологии проблемного обучения я попыталась выявить особенности данной образовательной технологии. Это:
- Интеллектуальная деятельность учащегося по самостоятельному усвоению новых знаний путем решения учебных проблем.
- Формирование мировоззрения (складываются черты критического, творческого и диалектического мышления).
- Связь с жизнью (творческое применение знаний в жизни).
- Индивидуальный подход.
- Высокая эмоциональная активность учащихся.
- Динамичность перехода одной проблемной ситуации в другую.
При этом можно указать на основные отличия проблемного обучения от традиционного обучения. Я считаю, что при использовании проблемного обучения информацию учащиеся получают в ходе решения теоретических и практических задач, в отличие от традиционного типа бучения при котором материал дается в готовом виде. В ходе решения проблемы учащиеся преодолевают все трудности, в поисках решения возрастает активность и самостоятельность учащихся. Мне кажется, что повышенная активность учащихся способствует развитию позитивных мотивов и уменьшает необходимость формальной проверки результатов. И, конечно же, результаты преподавания относительно высокие и устойчивые. Учащиеся легче применяют полученные знания в новых ситуациях и одновременно развивают свои умения и творческие способности.
В своей практике использую различные методы, направленные на развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся. О некоторых (метод сравнения и сопоставления, эвристическая беседа, метод создания проблемных ситуаций) я уже упоминала выше. Назову еще несколько. Например, метод анализа и синтеза при изучении курса русского языка является необходимым элементом всякого действия, направленного на рассмотрение любого языкового явления. Так чтобы дать учащимся 6 класса понятие о лексическом значении числительного одиннадцать, работу можно начать с морфемного анализа слова. Затем проанализированные части слова объединяются и делается вывод, что в данном случае лексическое значение складывается из значений составляющих его морфем. Часто использую метод лингвистического эксперимента, сущность которого заключается в том, что одни морфологические формы и синтаксические конструкции заменяются другими. Этот прием помогает учащимся убедиться в правильности трактовки языковых фактов. Например, поставить сочетание “порядковое числительное + существительное” в родительном, дательном, творительном падежах. К лингвистическому эксперименту можно отнести и “немой диктант”. На листе бумаги написано числительное, рядом нарисован предмет. Надо поставить числительное и существительное в определенный падеж. Предположим, нет 45 (рисунок), о 342 (рисунок), к 1764 (рисунок) прибавить 8539 (рисунок). Очень продуктивен исследовательский метод. Предлагаю учащимся 10в класса провести исследование по вопросу использования в современной речи молодежи сленговых форм литературных слов. Для этого им необходимо не только провести наблюдение за частотой использования таких слов в речи их друзей, одноклассников, но и в собственной речи. Затем провести исследование, сделать соответствующие выводы.