Пояснительная записка
Рабочая программа практикума (приложение) по русскому языку и культуре речи рассчитана на 34 часа. Система занятий включает в себя тестовые задания по всем основным темам курса русского языка. Характер и уровень сложности тестовых заданий соответствует требованиям подготовки, отраженным в “Обязательном минимуме содержания общего образования по русскому языку”. Практикум поможет обучающимся при подготовке к сдаче экзамена по русскому языку в формате ГИА и ЕГЭ. В данном курсе приводятся в систему все знания, полученные при изучении орфографии в 5-7 классах.
Материал представлен в виде тренировочных заданий, призванных проверить практические умения обучающихся, а также знание грамматики, орфографических и пунктуационных правил, морфологии, словообразования, орфоэпических норм.
Основная часть заданий отвечает требованиям ГИА и ЕГЭ по русскому языку.
Цели и задачи учебного предмета:
- систематизация и корректировка знаний в области русского правописания;
- создание лингвистической базы для языкового анализа;
- формирование устойчивых орфографических навыков на базе обобщения и теоретического осмысления знаний, полученных в 5-7 классах;
- формирование навыков сознательной оценки письменного текста с точки зрения действующих норм правописания;
- овладение способами действия с языковым материалом на основе понятий и правил;
- выработка навыков выполнения тестовых заданий по разделам курса русского языка в соответствии с форматом ГИА и ЕГЭ;
- выполнение тренировочных заданий различных видов.
Вопросы, рассматриваемые в данном курсе, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по русскому языку, поэтому данный учебный предмет будет способствовать совершенствованию и развитию важных знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет обучающимся оценить свои возможности по русскому языку.
Требования к знаниям и умениям обучающихся
В результате обучения на основе данной учебной программы, обучающиеся должны овладеть умениями:
- адекватно понимать информацию устного сообщения;
- адекватно понимать информацию письменного сообщения;
- различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
- определять функционально-смысловой тип речи;
- определять лексическое значение слова и фразеологический оборот;
- проводить морфемный и словообразовательный анализ слова;
- определять принадлежность слова к определенной части речи по его грамматическим признакам;
- определять принадлежность предложения к определенной синтаксической модели по его смыслу, интонации и грамматическим признакам;
- находить грамматическую основу предложения;
- применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания.
Оценка знаний, уровня сформированности компетенций
Выбор методов обучения определяется назначением практикума, его целями. Приоритетными являются практические методы, они сочетаются с частично-поисковым и исследовательским методом.
Оценка знаний, уровня сформированности компетенций носит комплексный характер: самооценка, взаимооценка, оценка учителя.
Содержание программы
(1 час в неделю – итого 34 часа)
Фонетика и графика – 4 часа
Звуки и буквы. Алфавит.
Гласные и согласные звуки.
Слог. Ударение. Фонетический разбор.
Тест-контроль.
Лексика и фразеология – 6 часов
Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова.
Омонимы, синонимы, антонимы.
Исконно русские и заимствованные слова. Устаревшие слова и неологизмы.
Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Диалектизмы и профессионализмы.
Фразеологический оборот.
Тест-контроль.
Морфемика и словообразование – 4 часа
Основа слова и окончание. Корень и служебные морфемы в основе слова.
Однокоренные слова. Разбор слова по составу.
Морфологические способы образования слов. Словообразовательный разбор.
Тест-контроль.
Грамматика. Морфология – 8 часов
Имя существительное. Грамматические признаки и морфологический разбор.
Имя прилагательное. Грамматические признаки и морфологический разбор.
Имя числительное. Грамматические признаки и морфологический разбор.
Местоимение. Грамматические признаки и морфологический разбор.
Глагол. Грамматические признаки и морфологический разбор.
Причастие. Деепричастие. Грамматические признаки и морфологический разбор.
Наречие. Категория состояния. Грамматические признаки и морфологический разбор.
Тест-контроль.
Грамматика. Синтаксис. Пунктуация – 5 часов
Словосочетание. Предложение. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.
Второстепенные члены предложения: определение, дополнение, обстоятельство. Знаки препинания при обособленных определениях и обстоятельствах.
Однородные члены предложения. Обращение. Знаки препинания при однородных членах предложения и обращении.
Знаки препинания в сложных предложениях и при прямой речи.
Тест-контроль.
Орфография – 5 часов
Употребление букв А, У, И после шипящих; Ы и И после Ц; Буквы О и Ё после шипящих и Ц; употребление Ь и Ъ.
Правописание гласных и согласных в корне.
Правописание приставок; гласных Ы и И после приставок; правописание суффиксов и окончаний.
Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи. Правописание НЕ и НИ.
Тест-контроль.
Языковые нормы – 2 часа
Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Нормативное употребление форм слова.
Тест-контроль.
Литература
- А.Я.Кузьма, О.В.Неупокоева, К.В.Прохорова. Русский язык. Комплексная подготовка к ЕГЭ. Москва, “Айрис-пресс”, 2006.
- ЕГЭ. Русский язык. Контрольные измерительные материалы. Москва, “Просвещение”, 2003.
- И.В. Текучева. Русский язык. Руководство для подготовки к экзаменам. Москва, “Профиздат”, 2005.
- Н.Григорьева русский язык. Тесты и упражнения для подготовки к ЕГЭ. Москва, “Айрис-пресс”, 2006.
- О.В.Загоровская, О.В.Григоренко. Русский язык. Пособие-практикум для подготовки к ЕГЭ. Воронеж, “Научная книга”, 2004.
- О.Д.Ивашова, Т.Н.Мамона, О.И.Сабынина, Е.В.Колесникова. Русский язык. Эффективная подготовка к ЕГЭ. Москва, “Экзамен”, 2005.
- Русский язык. 7 класс. Тесты: В 2 ч. – Саратов: Лицей, 2005.
- Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ. Русский язык. Москва, “Интеллект-Центр”, 2003.