Урок-путешествие по теме "Притяжательные прилагательные"

Разделы: Русский язык


Цели:

  1. познакомить учащихся с притяжательными прилагательными, их образованием и правописанием;
  2. развивать навыки правильного написания имён прилагательных;
  3. уметь применять прилагательные в речи;
  4. воспитывать внимание, любовь к родному языку, слову, положительные качества

Оборудование: маршрутные листы (Приложение 1), опорная таблица “Имя прилагательное”, карта путешествия по городу “Прилагатинску” (Приложение 2).

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Слово учителя. Сообщение целей урока.

Мы находимся в большом городе Прилагатинске, по которому совершим сегодня на электропоезде путешествие до станции “Разрядная”, где познакомимся с притяжательными прилагательными, узнаем, как они образуются, и обратим внимание на их правописание. Прежде чем мы доберёмся до данной станции, сделаем несколько небольших остановок.

Для того чтобы отправиться в путь, нам нужен посадочный билет. Нам повезло: мы живём в железнодорожном посёлке, и начальник станции любезно согласился на наше путешествие по железной дороге без каких-либо материальных затрат, от нас требуются только знания.

Итак, первое задание: что такое имя прилагательное?

Молодцы! Посадочный билет у нас на руках, у каждого из вас есть маршрутная карта. Мы отправляемся в путешествие. (Приложение 2)

3. Урок-путешествие.

Внимание! Станция “Поэтическая”.

На этой станции нам предлагают выполнить следующие задания: давайте обратимся к маршрутным листам. (Приложение 1)

Вопросы:

  1. Прочитайте выразительно получившееся стихотворение.
  2. Правильно ли вставлены пропущенные прилагательные?
  3. Назовите автора.
  4. Чем объединены эти стихотворения? (Описание зимней природы.)
  5. Какую роль играют прилагательные в тексте?

Осторожно! Двери закрываются, следующая станция “Орфографическая”.

Внимание! Станция “Орфографическая”.

Давайте вспомним, что мы знаем о правописании прилагательных. Обратимся к маршрутным листам. (Приложение 1)

Читаем задание № 1, вспоминаем правило: в окончаниях прилагательных после шипящих под ударением – о, без ударения – е. (Проверка по цепочке.)

Выполняем задание № 2. Правило: в кратких прилагательных с основой на шипящую ь не пишется. (Проверка по цепочке.)

Молодцы! Мы отправляемся на станцию “Разрядная”.

Внимание! Станция “Разрядная”.

Нам пора выходить. Встали все. Чтобы выйти в город, нам нужно подняться по лестнице (эскалатора в городе Прилагатинске нет). Имитируем подъём по лестнице. Хорошо. Вот мы и в гостях у Трёх Разрядов. Поприветствуем их: улыбнёмся, помашем рукой. Садитесь.

Вы видите три домика. По значению и форме прилагательные делятся на три разряда. С двумя разрядами вы уже знакомы.

Определите, в каких домиках живут изученные разряды прилагательных. Нужно рассказать (связно) о качественных и относительных прилагательных.

Обращаемся к маршрутным листам. (Приложение 1)

Кодовый диктант. Диктуются словосочетания, учащиеся определяют разряд прилагательного и в маршрутном листе над нужной цифрой записывают условное буквенное обозначение.

  1. добрый человек
  2. интересный рассказ
  3. декабрьское утро
  4. индийский чай
  5. увлекательная работа
  6. морская вода
  7. красивые цветы
  8. глубокое озеро
  9. смешной мальчишка

Проверка производится по ключу.

В третьем домике живут Притяжательные прилагательные.

Лингвистическая сказка "Образование притяжательный прилагательных" (инсценировка)
Однажды к Синтаксису пришли словосочетания "пиджак отца", "платок бабушки", "хвост лисы". Вперед выступило слово "пиджак":
– Уважаемый король! По вашему приказу мы стали объединяться в словосочетания. Но имена существительные, которые получили роль зависимых, не хотят подчиняться.
– Но ведь мы не прилагательные, род, число и падеж которых зависит от того слова, рядом с которым они стоят, – вмешалось слово "отец". – Помогите нам, замените нас прилагательными.
Задумался Синтаксис. Отменять свой приказ ему не хотелось, а не уступи он подчиненным, может начаться бунт. Позвал он Морфологию.
– Я не возражаю против новой группы имен прилагательных, – сказала она. – Но есть ли у короля Словообразование нужные нам суффиксы?
Пригласили короля Словообразование. А тот, толком не разобравшись, взял с собой только два суффикса – -ов и -ин – да несколько окончаний. Присоединили -ов к основе слова "отца" – получилось прилагательное "отцов". Присоединили суффикс -ин к основе слова "бабушки" – получилось "бабушкин". А как же быть с существительным "лисы"? И рискнул тогда король Словообразование вместо суффикса подставить окончание -ий – "лисий". А чтобы притяжательные прилагательные, образованные таким способом, не догадались о его незадачливости, повелел король считать -ий суффиксом. Так возникла новая группа имён прилагательных.

Давайте подберём однокоренные слова к слову “притяжательные”:

тянуть
тяга
притянуть
притяжение, т.е. то, что притягивает к чему-то, то, что кому-то принадлежит. Исходя из этого, делаем вывод:

Притяжательные прилагательные обозначают принадлежность чего-либо лицу или животному. Отвечают на вопросы чей? чьё? чья? чьи?

Обращаемся к маршрутным листам. (Приложение 1)

Выполняем задание № 2.

Проверка:

Задание № 3: просклонять

1-й ряд – щучья пасть
2-й ряд – лисий хвост
3-й ряд – птичье перо

Вывод: во всех формах притяжательных прилагательных с суффиксом -ий (-й) перед окончанием пишется ь, кроме м. р. ед. ч. И. и В. п.

А сейчас игра “Почта”. Приближается Новый год. Все отделения связи переполнены поздравительными открытками, письмами, телеграммами. Пришли поздравления и нашим прилагательным. Да вот незадача: давно почтальоны учились в школе, подзабыли разряды прилагательных и попросили нас помочь им. Поможем? Почтальоном может быть каждый, кто быстрее определит разряд.

Весёлый, звонкий, стеклянный, петушиный, холодный, зимний, здешний, лисий, большой, серебряный.

Внимание! Мы все любим ходить в гости. Любят ходить в гости и прилагательные, но только тогда, когда употребляются в переносном значении.

Обращаемся к маршрутным листам и выполняем задание № 4. (Приложение 1)

Какие из этих словосочетаний мы используем для характеристики положительных качеств человека? (верные ответы подчёркнуты)

Задание № 5: попробуйте дать определение самому себе.

Какими качествами должен обладать настоящий человек?

Добрый
отзывчивый
честный
искренний
верный
заботливый
внимательный

Я хочу, чтобы такими качествами обладали вы все.

IV. Итог урока.

Наше путешествие подошло к концу, нам пора возвращаться. Что нового узнали вы? Какие задания, на ваш взгляд, были интересными?

V. Домашнее задание: § 52, задание на выбор: упр. 298 или написать сочинение-миниатюру “Зимний лес” (использовать прилагательные всех разрядов).