Цели:
- познакомить учащихся с притяжательными прилагательными, их образованием и правописанием;
- развивать навыки правильного написания имён прилагательных;
- уметь применять прилагательные в речи;
- воспитывать внимание, любовь к родному языку, слову, положительные качества
Оборудование: маршрутные листы (Приложение 1), опорная таблица “Имя прилагательное”, карта путешествия по городу “Прилагатинску” (Приложение 2).
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Слово учителя. Сообщение целей урока.
Мы находимся в большом городе Прилагатинске, по которому совершим сегодня на электропоезде путешествие до станции “Разрядная”, где познакомимся с притяжательными прилагательными, узнаем, как они образуются, и обратим внимание на их правописание. Прежде чем мы доберёмся до данной станции, сделаем несколько небольших остановок.
Для того чтобы отправиться в путь, нам нужен посадочный билет. Нам повезло: мы живём в железнодорожном посёлке, и начальник станции любезно согласился на наше путешествие по железной дороге без каких-либо материальных затрат, от нас требуются только знания.
Итак, первое задание: что такое имя прилагательное?
Молодцы! Посадочный билет у нас на руках, у каждого из вас есть маршрутная карта. Мы отправляемся в путешествие. (Приложение 2)
3. Урок-путешествие.
Внимание! Станция “Поэтическая”.
На этой станции нам предлагают выполнить следующие задания: давайте обратимся к маршрутным листам. (Приложение 1)
Вопросы:
- Прочитайте выразительно получившееся стихотворение.
- Правильно ли вставлены пропущенные прилагательные?
- Назовите автора.
- Чем объединены эти стихотворения? (Описание зимней природы.)
- Какую роль играют прилагательные в тексте?
Осторожно! Двери закрываются, следующая станция “Орфографическая”.
Внимание! Станция “Орфографическая”.
Давайте вспомним, что мы знаем о правописании прилагательных. Обратимся к маршрутным листам. (Приложение 1)
Читаем задание № 1, вспоминаем правило: в окончаниях прилагательных после шипящих под ударением – о, без ударения – е. (Проверка по цепочке.)
Выполняем задание № 2. Правило: в кратких прилагательных с основой на шипящую ь не пишется. (Проверка по цепочке.)
Молодцы! Мы отправляемся на станцию “Разрядная”.
Внимание! Станция “Разрядная”.
Нам пора выходить. Встали все. Чтобы выйти в город, нам нужно подняться по лестнице (эскалатора в городе Прилагатинске нет). Имитируем подъём по лестнице. Хорошо. Вот мы и в гостях у Трёх Разрядов. Поприветствуем их: улыбнёмся, помашем рукой. Садитесь.
Вы видите три домика. По значению и форме прилагательные делятся на три разряда. С двумя разрядами вы уже знакомы.
Определите, в каких домиках живут изученные разряды прилагательных. Нужно рассказать (связно) о качественных и относительных прилагательных.
Обращаемся к маршрутным листам. (Приложение 1)
Кодовый диктант. Диктуются словосочетания, учащиеся определяют разряд прилагательного и в маршрутном листе над нужной цифрой записывают условное буквенное обозначение.
- добрый человек
- интересный рассказ
- декабрьское утро
- индийский чай
- увлекательная работа
- морская вода
- красивые цветы
- глубокое озеро
- смешной мальчишка
Проверка производится по ключу.
В третьем домике живут Притяжательные прилагательные.
Лингвистическая сказка "Образование притяжательный прилагательных" (инсценировка)
Однажды к Синтаксису пришли словосочетания "пиджак отца", "платок бабушки",
"хвост лисы". Вперед выступило слово "пиджак":
– Уважаемый король! По вашему приказу мы стали объединяться в словосочетания. Но
имена существительные, которые получили роль зависимых, не хотят подчиняться.
– Но ведь мы не прилагательные, род, число и падеж которых зависит от того
слова, рядом с которым они стоят, – вмешалось слово "отец". – Помогите нам,
замените нас прилагательными.
Задумался Синтаксис. Отменять свой приказ ему не хотелось, а не уступи он
подчиненным, может начаться бунт. Позвал он Морфологию.
– Я не возражаю против новой группы имен прилагательных, – сказала она. – Но
есть ли у короля Словообразование нужные нам суффиксы?
Пригласили короля Словообразование. А тот, толком не разобравшись, взял с собой
только два суффикса – -ов и -ин – да несколько окончаний.
Присоединили -ов к основе слова "отца" – получилось прилагательное
"отцов". Присоединили суффикс -ин к основе слова "бабушки" – получилось
"бабушкин". А как же быть с существительным "лисы"? И рискнул тогда король
Словообразование вместо суффикса подставить окончание -ий – "лисий". А
чтобы притяжательные прилагательные, образованные таким способом, не догадались
о его незадачливости, повелел король считать -ий суффиксом. Так возникла
новая группа имён прилагательных.
Давайте подберём однокоренные слова к слову “притяжательные”:
тянуть
тяга
притянуть
притяжение, т.е. то, что притягивает к чему-то, то, что кому-то принадлежит. Исходя из этого, делаем вывод:
Притяжательные прилагательные обозначают принадлежность чего-либо лицу или животному. Отвечают на вопросы чей? чьё? чья? чьи?
Обращаемся к маршрутным листам. (Приложение 1)
Выполняем задание № 2.
Проверка:
Задание № 3: просклонять
1-й ряд – щучья пасть
2-й ряд – лисий хвост
3-й ряд – птичье перо
Вывод: во всех формах притяжательных прилагательных с суффиксом -ий (-й) перед окончанием пишется ь, кроме м. р. ед. ч. И. и В. п.
А сейчас игра “Почта”. Приближается Новый год. Все отделения связи переполнены поздравительными открытками, письмами, телеграммами. Пришли поздравления и нашим прилагательным. Да вот незадача: давно почтальоны учились в школе, подзабыли разряды прилагательных и попросили нас помочь им. Поможем? Почтальоном может быть каждый, кто быстрее определит разряд.
Весёлый, звонкий, стеклянный, петушиный, холодный, зимний, здешний, лисий, большой, серебряный.
Внимание! Мы все любим ходить в гости. Любят ходить в гости и прилагательные, но только тогда, когда употребляются в переносном значении.
Обращаемся к маршрутным листам и выполняем задание № 4. (Приложение 1)
Какие из этих словосочетаний мы используем для характеристики положительных качеств человека? (верные ответы подчёркнуты)
Задание № 5: попробуйте дать определение самому себе.
Какими качествами должен обладать настоящий человек?
Добрый
отзывчивый
честный
искренний
верный
заботливый
внимательный
Я хочу, чтобы такими качествами обладали вы все.
IV. Итог урока.
Наше путешествие подошло к концу, нам пора возвращаться. Что нового узнали вы? Какие задания, на ваш взгляд, были интересными?
V. Домашнее задание: § 52, задание на выбор: упр. 298 или написать сочинение-миниатюру “Зимний лес” (использовать прилагательные всех разрядов).