Правописание безударных гласных в приставках. 3-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 3


Учебник: /strong>Русский язык. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина, стр. 103-104

Цели урока:

  • познакомить учащихся с новым орфографическим правилом правописания безударных гласных в приставках;
  • систематизировать знания по орфографии, продолжить работу по формированию орфографической зоркости;
  • расширить словарный запас,  развить желание детей  совершенствовать свою письменную речь, привить любовь к русскому языку;
  • развивать внимание, наблюдательность, логику, умение делать выводы;
  • привить любовь к классической музыке, к живописи.   

Демонстрационный материал: таблички со словами: безударные, согласные, удвоенные, непроизносимые;  таблички с названиями изученных орфограмм, сигнальные диски, картинка с изображением замка, репродукции картин русских художников на тему «Времена года», CD диск с музыкой «Звуки леса», CD – «Уроки КиМ  Русский язык, 3 класс» – (Уроки Кирилла и Мифодия),  аудиокассета «П.И.Чайковский «Времена года», «Осенняя песнь», толковые словари,  6 разноцветных лепестков с буквами, табличка с предложениями;

ТСО: ноутбук, интерактивная доска, магнитофон.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята, садитесь.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!

II. Аутотренинговая зарядка

 Звучит музыка.

Учитель: Ребята, закройте глаза и мысленно повторяйте за мной.

Я весел, я спокоен. Улыбаюсь.
Дыхание свободное, ровное, глубокое.
Заряжаюсь внутренней энергией.
Свежесть и бодрость наполняет меня.
Владею собой без усилий.
Впереди плодотворный день.
Воля собрана, как пружина.
Мышцы напряглись.

– Внимание!… Встать!
– Сделайте глубокий вдох.
– Итак, настроились на хорошую работу. Садитесь.
– Откройте, пожалуйста, рабочие тетради и запишите сегодняшнее число.

III. Актуализация опорных знаний

– А сейчас, дорогие мои, послушайте сказку!

В одном словесном государстве жили и не тужили орфограммы. Орфограммы гласные, как и орфограммы согласные собирались вместе, а порой и в одном слове и
ждали, чтобы ребята о них вспомнили и не допустили ошибки в правописании. Но иногда они шалили и никак не хотели говорить свои полные названия. Вот что от них осталось после очередного озорства.

(Учитель вывешивает на доску таблички со словами: безударные, согласные, удвоенные, непроизносимые).

– Ребята, вспомните полные названия этих орфограмм. (Ответы детей)

(Учитель поочередно выставляет таблички с названиями  орфограмм).

– А теперь вспомним их правописание.

IV. Работа с интерактивной  доской. (Уроки Кирилла и Мифодия. Русский язык. 3 класс.)

1) Урок 2, задание 6.(Вставь пропущенные безударные гласные.)

Еж  объявляет задание. Бежит паровоз со словами, в которых пропущена безударная гласная в корне. Сначала учащиеся с места называют пропущенную букву, доказывая свой выбор, а учитель маркером вставляет ее на интерактивной доске. Затем эту  работу у доски  продолжает  ученик, комментируя свои действия.

С . венок,  др . восек,  ухв . тить,  . сленок, ск . листый, п . чтальон, к . нюшня,   ст . ловая, хр . петь, л . скает, т . рмозил, р . гатка.

2) Урок 2, задание10. (Парные звонкие и глухие согласные. Исправь ошибки!)

Орфограммы веселились
И ошибки появились.
Вы ошибки все найдите
Дисками мне покажите!

Еж объявляет задание. Учащиеся находят ошибки в данных словах и показывают сигнальными дисками, выбранную ими согласную букву. После того как, все дети определили ошибку, встает один из учеников и доказывает свой выбор. Учитель исправляет ее на интерактивной доске. Затем  вся работа проверяется  (нажатием кнопки), и Еж  хвалит  детей  за верный ответ.

Ледчик, прорупь, моркофка, глаткий, шуруб, трафка, лепка, булафка, зяпкий,  здороф, заплатка, зарятка, нахотка, лафка, дрозт. 

3) Урок 2, задание 12. (Еж просит детей выбрать слова с непроизносимыми согласными)

Солнце, осина, звездный, трава, вестник, чувство, участь, красный, яростный, сердце, бесчувственный, опасность, тесный, праздник.

Физкультминутка.

Урок 2, задание17. Игра «Расколдуй слова» (Слова с непроверяемыми написаниями)

– А теперь немного поиграем. Встали. Отправляемся в сказочную страну Шибкограма. Когда увидите слово с ошибкой, подпрыгните на месте, хлопните в ладоши и назовите это слово. Только не медлите, иначе тьма опустится на эту волшебную страну! Расколдуйте слова!

– Молодцы! Вы спасли страну Шибкограма от чар злого волшебника! Садитесь.

V. Словарная работа

– Ребята, внимательно посмотрите на данную запись. Мысленно уберите буквы, обозначающие глухие согласные звуки и угадайте первое слово, которое мы сегодня запишем в словарик.

П Ф Г К Т А Ш С Л Х Е Ч Р Щ Е Ц Я

– Запишите это слово и запомните его правописание.

галерея

Что такое галерея? (Ответы детей)
– Найдите это слово в толковом словаре и прочтите его словарную статью. (Один  из учеников читает)

1) Это узкое помещение, соединяющее части здания.
2) Верхний ярус театра.
3) Длинный подземный ход.
4) Художественный музей.

– Что вы можете сказать об этом слове? (Оно многозначное.)
– А  теперь соберите цветок! Расположите лепестки по цветовой гамме, и вы угадаете второе словарное слово.

– Это слово  картина. Запишите его.
– Ребята, составьте словосочетание из этих двух слов и запишите его в тетради.
– Что у вас получилось? Это может быть и картинная галерея, и галерея картин.

VI. Языковая разминка

(На доску вывешивается табличка с запиской)

Ребята, прочитайте записку, которую написала дочка маме.

Мама, я пошла примирять платье.
                                                                    Настя. 

– Когда она возвратилась домой,  мама, смеясь, спросила ее: «С кем же твое платье поссорилось?»
– Какая ошибка была в записке?
– Чего не знает дочка?  (Ответы детей).

Вывешивается еще одна табличка:

Примирять – мир.
Примерять – мерка.

Как называются такие слова?  (Омофоны)
– Безударные гласные могут быть, ребята, не только в корне, но и в других частях слова. Назовите все части слова.

VII. Формирование новых знаний

1) Работа с интерактивной доской (урок 4, задание 2.)

– Прочитайте предложения, найдите и выпишите однокоренные слова. Выделите в них  приставки, если они есть.

Крепкий подберезовик вырос под березкой.
Какая промасленная  шляпка у масленка!
Ваня пулей  пробежал  по беговой дорожке.

(Дети читают предложения, называют однокоренные слова и записывают их на доске, выделяя  приставки.)

подберезовик,  под березкой;
промасленная,  масленка;
пробежал,  беговой;

Что такое приставка? (Ответы детей)

2) Создание проблемной ситуации

(На закрытой створке доски заранее записаны слова из упражнения 147, стр. 103.)

– Ребята, спишите данные слова. Поставьте ударение. Подчеркните  гласные  буквы в  безударных слогах.

Долетел, забежал, надписал, наговорили, окружили.

– В каких частях слова находятся эти безударные гласные? Обозначьте эти части слова.
– Сделайте вывод.  (Безударные  гласные  могут быть не  только в корне, но  и в  приставках.)

3) Формулировка темы  урока

– Как проверить безударную гласную в корне? (Ответы детей).
– А как быть с безударными гласными в приставке? (Ученики предлагают свои ответы).
– Сформулируйте тему урока. Скажите, чему будем учиться сегодня на уроке?

4) Сообщение темы и целей урока

(На доску вывешивается табличка с названием темы урока.)

5) Наблюдение. Выполнение упражнения из учебника.

– Проверим наши предположения, выполняя упражнение 148 на стр.103.

(Дети наблюдают, что гласный  в приставке может быть и под ударением, и без ударения.) 

– Выпишите слова в два столбика.

(Дети записывают на доске.)

записал                        запись
доделал                       досыта
надписал                     надпись
проворчал                   проблеск
заморозил                   заморозки

– Прочитайте правило.
– Ребята, обязательно ли слова с безударным и ударным гласным в приставке должны быть  однокоренными?

VIII. Закрепление полученных навыков. Творческая работа

  –  Ребята, рассмотрите репродукции картин известных русских художников. Многие из них вам хорошо знакомы: это «Золотая осень» И.С. Остроухова, «Март» и «Весна – большая вода  И.И. Левитана, «Грачи прилетели» А.К. Саврасова, «Рожь» И.И.Шишкина и другие.
А сейчас я предлагаю вам  послушать «Осеннюю песнь»  П.И.Чайковского из цикла «Времена года» и одновременно выполнить следующее задание (на доску вывешивается табличка со словами):

ветер
листья
лес
осень
трава

К данным  словам подберите глаголы  с безударной гласной в приставке. У вас получатся простые предложения. Постарайтесь составить небольшой текст.

Примерный текст: Наступила осень. Трава пожелтела. Подул ветер. Листья осыпались. Лес опустел.

(Учитель проходит по рядам, просматривая работы. Две наилучшие  из них зачитываются вслух самими учащимися.)

IX. Итог урока

– Что нового узнали на уроке? (Безударные гласные могут быть не только в корне, но и в приставках.)
– Как проверить безударную гласную в приставке? (Надо подобрать слово с такой же приставкой, где гласный ударный, т.е. в сильной позиции.)
– Что понравилось на уроке?
– Кто, по-вашему мнению,  работал  сегодня на уроке очень хорошо?
– А кто из вас считает, что поработал  сегодня недостаточно хорошо, но обязательно постарается  на следующем уроке?

Оценивание учащихся.

X. Домашнее задание

  • Первый уровень сложности: стр. 104, упр.149. (Прочитай отрывок из русской народной песенки. Спиши. Раскрой скобки, вставь пропущенные буквы.)
  • Второй уровень сложности: стр.104, упр. 150. (Спиши. Раскрой скобки, обозначь все знакомые орфограммы. Запиши однокоренные слова с приставками к слову отлет.
  • Третий уровень сложности: Составь небольшой текст (8-10 предложений) о природе, используя слова на изученную сегодня орфограмму: «Безударная гласная в приставке».