Учебник: /strong>Русский язык. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина, стр. 103-104
Цели урока:
- познакомить учащихся с новым орфографическим правилом правописания безударных гласных в приставках;
- систематизировать знания по орфографии, продолжить работу по формированию орфографической зоркости;
- расширить словарный запас, развить желание детей совершенствовать свою письменную речь, привить любовь к русскому языку;
- развивать внимание, наблюдательность, логику, умение делать выводы;
- привить любовь к классической музыке, к живописи.
Демонстрационный материал: таблички со словами: безударные, согласные, удвоенные, непроизносимые; таблички с названиями изученных орфограмм, сигнальные диски, картинка с изображением замка, репродукции картин русских художников на тему «Времена года», CD диск с музыкой «Звуки леса», CD – «Уроки КиМ Русский язык, 3 класс» – (Уроки Кирилла и Мифодия), аудиокассета «П.И.Чайковский «Времена года», «Осенняя песнь», толковые словари, 6 разноцветных лепестков с буквами, табличка с предложениями;
ТСО: ноутбук, интерактивная доска, магнитофон.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– Здравствуйте, ребята, садитесь.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!
II. Аутотренинговая зарядка
Звучит музыка.
Учитель: Ребята, закройте глаза и мысленно повторяйте за мной.
Я весел, я спокоен. Улыбаюсь.
Дыхание свободное, ровное, глубокое.
Заряжаюсь внутренней энергией.
Свежесть и бодрость наполняет меня.
Владею собой без усилий.
Впереди плодотворный день.
Воля собрана, как пружина.
Мышцы напряглись.
– Внимание!… Встать!
– Сделайте глубокий вдох.
– Итак, настроились на хорошую работу. Садитесь.
– Откройте, пожалуйста, рабочие тетради и
запишите сегодняшнее число.
III. Актуализация опорных знаний
– А сейчас, дорогие мои, послушайте сказку!
В одном словесном государстве жили и не тужили
орфограммы. Орфограммы гласные, как и орфограммы
согласные собирались вместе, а порой и в одном
слове и
ждали, чтобы ребята о них вспомнили и не
допустили ошибки в правописании. Но иногда они
шалили и никак не хотели говорить свои полные
названия. Вот что от них осталось после
очередного озорства.
(Учитель вывешивает на доску таблички со словами: безударные, согласные, удвоенные, непроизносимые).
– Ребята, вспомните полные названия этих орфограмм. (Ответы детей)
(Учитель поочередно выставляет таблички с названиями орфограмм).
– А теперь вспомним их правописание.
IV. Работа с интерактивной доской. (Уроки Кирилла и Мифодия. Русский язык. 3 класс.)
1) Урок 2, задание 6.(Вставь пропущенные безударные гласные.)
Еж объявляет задание. Бежит паровоз со словами, в которых пропущена безударная гласная в корне. Сначала учащиеся с места называют пропущенную букву, доказывая свой выбор, а учитель маркером вставляет ее на интерактивной доске. Затем эту работу у доски продолжает ученик, комментируя свои действия.
С . венок, др . восек, ухв . тить, . сленок, ск . листый, п . чтальон, к . нюшня, ст . ловая, хр . петь, л . скает, т . рмозил, р . гатка.
2) Урок 2, задание10. (Парные звонкие и глухие согласные. Исправь ошибки!)
Орфограммы веселились
И ошибки появились.
Вы ошибки все найдите
Дисками мне покажите!
Еж объявляет задание. Учащиеся находят ошибки в данных словах и показывают сигнальными дисками, выбранную ими согласную букву. После того как, все дети определили ошибку, встает один из учеников и доказывает свой выбор. Учитель исправляет ее на интерактивной доске. Затем вся работа проверяется (нажатием кнопки), и Еж хвалит детей за верный ответ.
Ледчик, прорупь, моркофка, глаткий, шуруб, трафка, лепка, булафка, зяпкий, здороф, заплатка, зарятка, нахотка, лафка, дрозт.
3) Урок 2, задание 12. (Еж просит детей выбрать слова с непроизносимыми согласными)
Солнце, осина, звездный, трава, вестник, чувство, участь, красный, яростный, сердце, бесчувственный, опасность, тесный, праздник.
Физкультминутка.
Урок 2, задание17. Игра «Расколдуй слова» (Слова с непроверяемыми написаниями)
– А теперь немного поиграем. Встали. Отправляемся в сказочную страну Шибкограма. Когда увидите слово с ошибкой, подпрыгните на месте, хлопните в ладоши и назовите это слово. Только не медлите, иначе тьма опустится на эту волшебную страну! Расколдуйте слова!
– Молодцы! Вы спасли страну Шибкограма от чар злого волшебника! Садитесь.
V. Словарная работа
– Ребята, внимательно посмотрите на данную запись. Мысленно уберите буквы, обозначающие глухие согласные звуки и угадайте первое слово, которое мы сегодня запишем в словарик.
П Ф Г К Т А Ш С Л Х Е Ч Р Щ Е Ц Я
– Запишите это слово и запомните его правописание.
галерея
– Что такое галерея? (Ответы детей)
– Найдите это слово в толковом словаре и
прочтите его словарную статью. (Один из
учеников читает)
1) Это узкое помещение, соединяющее части
здания.
2) Верхний ярус театра.
3) Длинный подземный ход.
4) Художественный музей.
– Что вы можете сказать об этом слове? (Оно
многозначное.)
– А теперь соберите цветок! Расположите
лепестки по цветовой гамме, и вы угадаете второе
словарное слово.
– Это слово картина. Запишите его.
– Ребята, составьте словосочетание из этих двух
слов и запишите его в тетради.
– Что у вас получилось? Это может быть и картинная
галерея, и галерея картин.
VI. Языковая разминка
(На доску вывешивается табличка с запиской)
– Ребята, прочитайте записку, которую написала дочка маме.
Мама, я пошла примирять платье.
Настя.
– Когда она возвратилась домой, мама,
смеясь, спросила ее: «С кем же твое платье
поссорилось?»
– Какая ошибка была в записке?
– Чего не знает дочка? (Ответы детей).
Вывешивается еще одна табличка:
Примирять – мир.
Примерять – мерка.
– Как называются такие слова? (Омофоны)
– Безударные гласные могут быть, ребята, не
только в корне, но и в других частях слова.
Назовите все части слова.
VII. Формирование новых знаний
1) Работа с интерактивной доской (урок 4, задание 2.)
– Прочитайте предложения, найдите и выпишите однокоренные слова. Выделите в них приставки, если они есть.
Крепкий подберезовик вырос под березкой.
Какая промасленная шляпка у масленка!
Ваня пулей пробежал по беговой дорожке.
(Дети читают предложения, называют однокоренные слова и записывают их на доске, выделяя приставки.)
подберезовик, под березкой;
промасленная, масленка;
пробежал, беговой;
– Что такое приставка? (Ответы детей)
2) Создание проблемной ситуации
(На закрытой створке доски заранее записаны слова из упражнения 147, стр. 103.)
– Ребята, спишите данные слова. Поставьте ударение. Подчеркните гласные буквы в безударных слогах.
Долетел, забежал, надписал, наговорили, окружили.
– В каких частях слова находятся эти
безударные гласные? Обозначьте эти части слова.
– Сделайте вывод. (Безударные гласные
могут быть не только в корне, но и в
приставках.)
3) Формулировка темы урока
– Как проверить безударную гласную в корне? (Ответы
детей).
– А как быть с безударными гласными в приставке? (Ученики
предлагают свои ответы).
– Сформулируйте тему урока. Скажите, чему будем
учиться сегодня на уроке?
4) Сообщение темы и целей урока
(На доску вывешивается табличка с названием темы урока.)
5) Наблюдение. Выполнение упражнения из учебника.
– Проверим наши предположения, выполняя упражнение 148 на стр.103.
(Дети наблюдают, что гласный в приставке может быть и под ударением, и без ударения.)
– Выпишите слова в два столбика.
(Дети записывают на доске.)
записал запись
доделал досыта
надписал надпись
проворчал проблеск
заморозил заморозки
– Прочитайте правило.
– Ребята, обязательно ли слова с безударным и
ударным гласным в приставке должны быть
однокоренными?
VIII. Закрепление полученных навыков. Творческая работа
– Ребята, рассмотрите
репродукции картин известных русских
художников. Многие из них вам хорошо знакомы: это
«Золотая осень» И.С. Остроухова, «Март» и «Весна
– большая вода И.И. Левитана, «Грачи
прилетели» А.К. Саврасова, «Рожь» И.И.Шишкина и
другие.
А сейчас я предлагаю вам послушать «Осеннюю
песнь» П.И.Чайковского из цикла «Времена
года» и одновременно выполнить следующее
задание (на доску вывешивается табличка со
словами):
ветер
листья
лес
осень
трава
К данным словам подберите глаголы с безударной гласной в приставке. У вас получатся простые предложения. Постарайтесь составить небольшой текст.
Примерный текст: Наступила осень. Трава пожелтела. Подул ветер. Листья осыпались. Лес опустел.
(Учитель проходит по рядам, просматривая работы. Две наилучшие из них зачитываются вслух самими учащимися.)
IX. Итог урока
– Что нового узнали на уроке? (Безударные
гласные могут быть не только в корне, но и в
приставках.)
– Как проверить безударную гласную в приставке? (Надо
подобрать слово с такой же приставкой, где
гласный ударный, т.е. в сильной позиции.)
– Что понравилось на уроке?
– Кто, по-вашему мнению, работал сегодня на
уроке очень хорошо?
– А кто из вас считает, что поработал сегодня
недостаточно хорошо, но обязательно
постарается на следующем уроке?
Оценивание учащихся.
X. Домашнее задание
- Первый уровень сложности: стр. 104, упр.149. (Прочитай отрывок из русской народной песенки. Спиши. Раскрой скобки, вставь пропущенные буквы.)
- Второй уровень сложности: стр.104, упр. 150. (Спиши. Раскрой скобки, обозначь все знакомые орфограммы. Запиши однокоренные слова с приставками к слову отлет.
- Третий уровень сложности: Составь небольшой текст (8-10 предложений) о природе, используя слова на изученную сегодня орфограмму: «Безударная гласная в приставке».