Цели:
Предметные:
- Развитие орфографической зоркости: умение находить данную орфограмму в устном и письменном слове;
- Развитие умения правильно оформлять ее на письме;
- Развитие умения находить и исправлять ошибки.
Метапредметные:
- Развитие умения анализировать;
- Развитие мышления;
- Развитие наблюдательности;
- Развитие умения работать с ПК;
- Развитие контроля и самоконтроля.
Личностные:
- Развитие коммуникативности;
- Развитие умения слушать и слышать друг друга;
- Развитие умения договариваться.
Ход урока
1. Чистописание
А) Игра “На ощупь”
– Определите на ощупь, какие буквы прячутся в мешочке? (Ж, Ш).
Дети после угадывания прикрепляют их к доске (буквы магнитные).
– Чем особенны эти буквы?
Б) Учитель показывает на доске элементы чистописания, дети повторяют за учителем движения в воздухе, затем записывают в тетрадь.
2. Подготовка к введению новой темы
– Прочитайте загадку и отгадайте, что прячется на доске? (Первые три человека говорят учителю отгадку на ушко.)
Ни пера, ни крыла,
А быстрее орла.
Только выпустит хвост –
Понесется до звезд. (Ракета.)
– Давайте проверим.
Учитель открывает макеты двух ракет, на которых записаны их названия: “жы”, “шы”.
3. Сообщение цели урока
– Сейчас на этих ракетах мы отправимся в космическое путешествие в другую галактику. Готовы? Полетели.
(Учитель пытается привести ракеты в движение.)
– Не летят почему-то.
Дети находят ошибки в названиях ракет.
– Да, техническая неисправность. Надо ее устранить.
Исправляются ошибки. Учитель опять пытается привести ракеты в движение.
– Опять не летят. Почему?
– Не соблюдена техника безопасности: надевайте защитные шлемы.
Дети надевают шлемы, сделанные из ватмана.
– Пристегивайте ремни безопасности. Полетели.
Учитель включает музыку и открывает изображения планет, на которых записаны их названия: Камы, Но, У, Тина; и звезд.
4. Работа над новым материалом.
– Как вы думаете, что мы с вами видим?
– Что на них написано?
– Почему с большой буквы?
– Догадайтесь, на какой ракете мы полетим к
каждой из планет?
Ученик отгадывает, прикрепляет ракету к планете, записывает на доске получившееся слово, дети записывают его в тетрадь.
– Давайте запишем в наши бортовые журналы
(тетради) маршрут нашего путешествия: камыши –
ножи – ужи – уши – тишина …
– И последняя планета, на которой мы сделаем
высадку “Знь”. На какой ракете мы к ней полетим?
Вывод:
– Путешествуя от планеты к планете, какое правило, мы повторили?
5. Физкультминутка
– Делаем высадку, выходим из ракеты, разомнемся.
6. Закрепление нового материала
А) Два ученика направляются к “бортовым” компьютерам. Они выполняют задания из КП “Отличник” на заполнение пропусков в словах на орфограмму “жи-ши”.
– Теперь мы отправляемся в.., дети читают на доске: “ПАРКОЗО”.
– Догадайтесь, как это место называется на Земле? (Зоопарк.)
На доске прикреплены карточки:
ЖИСТРИ, ИКЁЖ, ШИМЫ, РЫЖАФИ, ЖОРИМ(Каждая буква на отдельном листочке.)
Работа проводится в группах:
– Как называется 1-е существо, которое мы
увидели в “ПАРКОЗО”?
– Отгадайте, как оно называется на Земле? (Стрижи.)
1-й ученик идет к доске и переставляет буквы так, чтобы получилось слово “стрижи”, переворачиваются листы с буквами и, если слово составлено, верно, то должно получиться изображение стрижей. Дети записывают слово в тетрадь.
– Стрижи могут развивать скорость до 180 км/ч.
Аналогично с:
Ёжик. (Ежата рождаются голыми и слепыми, но через несколько часов они одеваются мягкими иголочками.)
Мыши.
Жирафы.
Моржи.
Вывод:
– Какое общее название у этих существ на Земле?
– Какая орфограмма встретилась в их названиях?
Б) – Давайте понаблюдаем, что делается на Земле, пока нас там нет. Команда “Желтые звезды” собирается здесь, “Красные звезды” – здесь, “Синие звезды” – здесь.
Учитель раздает телескопы, включает тематический рисунок.
– Найдите предметы, в названии которых есть сочетания ЖИ-ШИ.
Проверка: дети по одному из группы читают слова, учитель вывешивает карточки с этими словами, разбирая трудные орфограммы.
7. Проверочная работа
– А теперь давайте отправим телеграмму вашим родителям, ведь они волнуются за вас.
Учитель (диктует): Наши дома – шалаши. Едим груши. Носим калоши. Жизнь шикарная!
Взаимопроверка тетрадей. Выставление отметок за работу.
8. Итог урока
– Вам понравилось путешествие?
– Какую орфограмму мы повторили во время
путешествия?