Правописание слов с сочетаниями жи-ши

Разделы: Русский язык


Цели:

Предметные:

  • Развитие орфографической зоркости: умение находить данную орфограмму в устном и письменном слове;
  • Развитие умения правильно оформлять ее на письме;
  • Развитие умения находить и исправлять ошибки.

Метапредметные:

  • Развитие умения анализировать;
  • Развитие мышления;
  • Развитие наблюдательности;
  • Развитие умения работать с ПК;
  • Развитие контроля и самоконтроля.

Личностные:

  • Развитие коммуникативности;
  • Развитие умения слушать и слышать друг друга;
  • Развитие умения договариваться.

Ход урока

1. Чистописание

А) Игра “На ощупь”

– Определите на ощупь, какие буквы прячутся в мешочке? (Ж, Ш).

Дети после угадывания прикрепляют их к доске (буквы магнитные).

– Чем особенны эти буквы?

Б) Учитель показывает на доске элементы чистописания, дети повторяют за учителем движения в воздухе, затем записывают в тетрадь.

2. Подготовка к введению новой темы

– Прочитайте загадку и отгадайте, что прячется на доске? (Первые три человека говорят учителю отгадку на ушко.)

Ни пера, ни крыла,
А быстрее орла.
Только выпустит хвост –
Понесется до звезд. (Ракета.)

– Давайте проверим.

Учитель открывает макеты двух ракет, на которых записаны их названия: “жы”, “шы”.

3. Сообщение цели урока

– Сейчас на этих ракетах мы отправимся в космическое путешествие в другую галактику. Готовы? Полетели.

(Учитель пытается привести ракеты в движение.)

– Не летят почему-то.

Дети находят ошибки в названиях ракет.

– Да, техническая неисправность. Надо ее устранить.

Исправляются ошибки. Учитель опять пытается привести ракеты в движение.

– Опять не летят. Почему?

– Не соблюдена техника безопасности: надевайте защитные шлемы.

Дети надевают шлемы, сделанные из ватмана.

– Пристегивайте ремни безопасности. Полетели.

Учитель включает музыку и открывает изображения планет, на которых записаны их названия: Камы, Но, У, Тина; и звезд.

4. Работа над новым материалом.

– Как вы думаете, что мы с вами видим?
– Что на них написано?
– Почему с большой буквы?
– Догадайтесь, на какой ракете мы полетим к каждой из планет?

Ученик отгадывает, прикрепляет ракету к планете, записывает на доске получившееся слово, дети записывают его в тетрадь.

– Давайте запишем в наши бортовые журналы (тетради) маршрут нашего путешествия: камыши – ножи – ужи – уши – тишина …
– И последняя планета, на которой мы сделаем высадку “Знь”. На какой ракете мы к ней полетим?

Вывод:

– Путешествуя от планеты к планете, какое правило, мы повторили?

5. Физкультминутка

– Делаем высадку, выходим из ракеты, разомнемся.

6. Закрепление нового материала

А) Два ученика направляются к “бортовым” компьютерам. Они выполняют задания из КП “Отличник” на заполнение пропусков в словах на орфограмму “жи-ши”.

– Теперь мы отправляемся в.., дети читают на доске: “ПАРКОЗО”.

– Догадайтесь, как это место называется на Земле? (Зоопарк.)

На доске прикреплены карточки:

ЖИСТРИ, ИКЁЖ, ШИМЫ, РЫЖАФИ, ЖОРИМ

(Каждая буква на отдельном листочке.)

Работа проводится в группах:

– Как называется 1-е существо, которое мы увидели в “ПАРКОЗО”?
– Отгадайте, как оно называется на Земле? (Стрижи.)

1-й ученик идет к доске и переставляет буквы так, чтобы получилось слово “стрижи”, переворачиваются листы с буквами и, если слово составлено, верно, то должно получиться изображение стрижей. Дети записывают слово в тетрадь.

– Стрижи могут развивать скорость до 180 км/ч.

Аналогично с:

Ёжик. (Ежата рождаются голыми и слепыми, но через несколько часов они одеваются мягкими иголочками.)
Мыши.
Жирафы.
Моржи.

Вывод:

– Какое общее название у этих существ на Земле?
– Какая орфограмма встретилась в их названиях?

Б) – Давайте понаблюдаем, что делается на Земле, пока нас там нет. Команда “Желтые звезды” собирается здесь, “Красные звезды” – здесь, “Синие звезды” – здесь.

Учитель раздает телескопы, включает тематический рисунок.

– Найдите предметы, в названии которых есть сочетания ЖИ-ШИ.

Проверка: дети по одному из группы читают слова, учитель вывешивает карточки с этими словами, разбирая трудные орфограммы.

7. Проверочная работа

– А теперь давайте отправим телеграмму вашим родителям, ведь они волнуются за вас.

Учитель (диктует): Наши дома – шалаши. Едим груши. Носим калоши. Жизнь шикарная!

Взаимопроверка тетрадей. Выставление отметок за работу.

8. Итог урока

– Вам понравилось путешествие?
– Какую орфограмму мы повторили во время путешествия?