Употребление наречий в речи

Разделы: Русский язык


Цели:

  • обобщение и систематизирование знаний по теме "Наречие";
  • определение роли наречий в речи как средства более точного и образного выражения мысли;
  • расширение словарного запаса и оценивание богатства русского языка

Оборудование:

  • "Толковый словарь русского языка" под ред. С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой; отпечатанные тексты;
  • опорная таблица "Правописание наречий" (слайд);
  • симфония Бородина А.П. "Богатырская";
  • учебник "Литература 7 класс"

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Введение в тему - проблемный диалог.

Наш урок мне хочется начать со стихотворения Вадима Шефнера "Слово"

Много слов на земле. Есть дневные слова, -
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть слова - словно раны, слова - словно суд, -
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать и предать, и купить,
Словом можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке у нас есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь!
Пусть разменной монетой не служат они, -
Золотым эталоном их в сердце храни!
И не делай их слугами в мелком быту -
Береги изначальную их чистоту:

- Ребята, о чем говорится в этом стихотворении?

(о том, что со словом надо обращаться бережно)

Бережно надо относиться к каждому слову. Слова бывают разные. Какую часть речи мы с вами изучаем сейчас? (наречие). Слова разных частей речи употребляются в речи с разной частотой. Что можно сказать о наречии? Часто ли оно встречается?

Исходя из возникшего вопроса давайте сформулируем тему

(употребление наречий в речи)

III. Формулирование темы и целей урока.

Таким образом, тема нашего сегодняшнего урока "Употребление наречий в речи" (запись в тетрадь)

- Назовите ключевые слова темы (наречие, употребление, роль, речь, текст:)

- Какова цель урока?

(мы должны вспомнить, что такое наречие, признаки этой части речи, о синтаксической роли и понаблюдать над употреблением в речи)

- Безусловно, будем работать и с текстом. Какие задачи будем решать, работая с текстом? (как наречия употребляются в тексте, какую роль играют)

- Вы правы, ребята. Поэтому обратимся к тексту

IV. Материал для наблюдения.

Работа по тексту.

- В этом году наша страна отмечает юбилей - 65-летие Великой Победы. Текст посвящен этой теме.

Война! Какое страшное слово. Она обрушилась внезапно, как смерч:, несущий людям боль, страдание, муки. Тихо рождалось в предра(с,сс)ветных сумерках утро двадцать второго июня 1941 года, обыкновенное летнее утро. Н(и,е)что, казалось, (не)предвещало трагедии.

А совсем рядом уже были заряже(н,нн)ы смертью тысячи автоматов, пулеметов:

Беседа по тексту:

- Как вы определили, что перед вами текст?

- О чем говорится в тексте?

- Какое сравнение используется в тексте?

- Объясните, почему именно такое сравнение. Что такое смерч? Молодцы. Но у нас есть консультант. Он расскажет, что такое смерч, опираясь на статью из Толкового словаря

(вихрь, возникающий в грозовом облаке, поднимающий столбом воду, песок) С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова " Толковый словарь русского языка"

- Как можно озаглавить текст?

Задание:

- Выпишите из текста слова с пропущенными орфограммами, объясните их написание

Смерч, в предрассветных, ничто, не предвещало, трагедии, заряжены, смертью:

(Самооценка: Какое задание выполнял? Справился ли ты с ним? Самостоятельно или с помощью:? Как ты оценишь свою работу?)

- Найдите в тексте предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Запишите его, графически объясните пунктограмму при причастном обороте и произведите синтаксический разбор

Она обрушилась внезапно, как смерч, несущий людям боль, страдание, муки.

(Самооценка:)

V. Повторение изученного о наречии

В этом предложении собрались уважаемые части речи, в том числе и наречие. Давайте вспомним, что мы знаем о нем? (ответы учеников). Какое наречие встретилось в предложении? Докажите, что слово "внезапно" - наречие

(Внезапно - наречие.

1) обрушилась (как?) внезапно (признак действия)

2) неизменяемое слово

3) обстоятельство образа действия)

Подведем итоги фронтальной беседы. Послушаем полный рассказ о наречии, опираясь на план морфологического разбора. Вы можете открыть тетради-справочники. (рассказ ученика)

- Есть ли у вас дополнения, вопросы?

- Какие бывают наречия по лексическому значению?

(наречия, отвечающие на вопросы

как? каким образом? - образа действия

где? куда? откуда? - места

когда? - времени

насколько? В какой степени? - меры и степени

почему? - причины

зачем? - цели)

Задание:

- Из данного текста выпишите словосочетания с наречиями, определите их лексическое значение

  • Обрушилась внезапно (как?) - образа действия
  • Рядом были заряжены (где?) - места
  • Совсем рядом (насколько?) - меры и степени
  • Уже были заряжены (когда?) - времени

При изучении темы мы уделили много внимания правописанию наречий. Вспомним некоторые правила.

Задание:

- Замените выражение одним словом-наречием, графически объясните, используя опорный блок "Правописание наречий".

С давних пор - издавна
Вернуться поздно - затемно
Говорить нараспев - певуче
Открыть дверь во всю ширь - настежь
Мчался во весь опор - вскачь

- Когда пишется на конце наречий о, а? В каких случаях на конце наречий после шипящих пишется о, е?

(Если наречие образовано от прилагательного при помощи приставок из-, до-, с-, то пишется на конце наречий а, в остальных случаях - о; На конце наречий после шипящих под ударением пишется о, без ударения - е, исключение: еще)

Что нужно знать о правописании наречий, оканчивающихся на шипящий?

(после букв ш,ч и ж на конце наречий пишется мягкий знак, исключения: уж, замуж, невтерпеж)

VI. Наблюдение над употреблением наречий.

Вернемся к проблеме урока. Понаблюдаем над употреблением наречий в пословицах и поговорках.

- Подберите (устно) пословицы и поговорки, используя данные наречия

(смело, дружно, рядом, сильно, сплошь, :

  • Матушка-рожь кормит всех сплошь.
  • Землю вскачь не пашут.
  • Для дорогого гостя и ворота настежь:

- А вот еще, послушайте. Найдите наречия в них

  • За правое дело сражайся смело.
  • Дружно за мир стоять - войне не бывать.

- О чем говорится в последнем предложении?

- Почему, спустя столько лет со дня окончания войны, мы о ней помним? Ответьте, используя наречия

(чтобы война не повторилась вновь, чтобы ласково, ярко светило солнце, чтобы все народы жили дружно:)

- Ребята, как вы думаете, с какой целью мы употребляем наречия в нашей речи?

(наречия делают нашу речь точной, образной, выразительной, богатой:)

А сейчас проведем лингвистический эксперимент. Перед вами текст. Это отрывок из рассказа Михаила Александровича Шолохова "Судьба человека", который мы будем изучать в этом году на уроках литературы.

- Прочитаем его вслух (читает ученик)

С тяжелой грустью : смотрел я им вслед. Может быть, все и обошлось бы : при нашем расставанье, но Ванюшка, отойдя несколько шагов, повернулся : ко мне лицом, помахал розовой ручонкой. И : словно мягкая, но когтистая лапа сжала мне сердце, и я : отвернулся. Нет, не только во сне плачут пожилые, поседевшие за годы войны мужчины. Плачут они и :. Тут главное - уметь : отвернуться. Тут самое главное - не ранить сердце ребенка, чтобы он не увидел, как бежит по твоей щеке жгучая и скупая мужская слеза.

С тяжелой грустью долго смотрел я им вслед. Может быть, все и обошлось бы благополучно при нашем расставанье, но Ванюшка, отойдя несколько шагов, повернулся на ходу ко мне лицом, помахал розовой ручонкой. И вдруг словно мягкая, но когтистая лапа сжала мне сердце, и я поспешно отвернулся. Нет, не только во сне плачут пожилые, поседевшие за годы войны мужчины. Плачут они и наяву. Тут главное - уметь вовремя отвернуться. Тут самое главное - не ранить сердце ребенка, чтобы он не увидел, как бежит по твоей щеке жгучая и скупая мужская слеза.

- Вы скажете, что-то в нем не так. А интересно, в чем проблема? Ваши версии (ответы учеников)

- Предложите пути решения этой проблемы (нужно вставить наречия)

- А для чего? (чтобы было понятнее, точнее, выразительнее:)

- Какие наречия вы могли бы употребить в данном отрывке? Подумайте и вставьте подходящие, на ваш взгляд, наречия прямо в тексте (работа в парах)

- Что получилось?

- Есть ли другие варианты?

- А теперь послушайте авторский (учитель читает по учебнику "Литература 7 класс") и сравните, насколько вы оказались близки к автору

- Как вы думаете, какой вариант лучше? (исходный? ваш? или авторский?)

- Почему? Ваши версии?

(Конечно же, авторский. Наверное, у него и опыта, и таланта, и знаний побольше для того, чтобы текст получился выразительным:

- Да, ребята, наречия помогают с точностью сказать о месте, времени действия, охарактеризовать более точно, выразительно и действие, и предмет, и признак, передать наше отношение к ним:

- А сейчас вашему вниманию будет предложен фрагмент из симфонии Бородина "Богатырская". Будьте внимательны, так как это надо будет к домашнему заданию. (звучит музыка):

- Какие картины и образы из истории героического прошлого нашей Родины возникают в вашем воображении?

- Как вы думаете, какова основная тема симфонии Бородина?

(героическое прошлое нашей Родины)

- Как звучит эта тема?

(мужественно, сурово, мощно, громко, сильно:)

- Какие части речи помогают понять и почувствовать тему?

Значит, наречия помогают точно, образно, эмоционально воспроизвести не только словесный, но и музыкальный образ

VII. Домашнее задание.

Напишите сочинение-миниатюру на тему: "Какие картины, образы возникли в моем воображении при прослушивании симфонии Бородина А.П. "Богатырская", используя опорные слова-наречия: внимательно, невольно, мужественно, сурово, важно, шумно, тут, справа, часто:(записать наречия в тетрадь)

Понаблюдайте (по упр. 244), какую еще роль играют наречия в тексте?

VIII. Подведение итогов.

- Что мы должны были узнать на уроке?

- Ответили мы на вопрос?

- Что узнали нового? Нужны ли наречия в речи, для чего?

IX. Рефлексия.

Ребята, подумайте, как вы сегодня работали? Ответьте на этот вопрос, используя наречия

Работали (как?) :

А я считаю, что вы сегодня поработали отлично, замечательно, чудесно, великолепно!.. И я искренне, от души говорю вам спасибо за работу.