Цели урока:
- расширить и углубить представление о разновидностях описания;
- дать общее понятие об особенностях построения и отбора языковых средств текстов-описаний разных видов;
- учить использовать соответствующие композиционные и языковые средства в процессе создания описания;
- создание условий самореализации личности на уроке.
Оборудование: карточки для индивидуальной работы, таблички с терминами, презентация к уроку.
Ход урока
1. Постановка целей, задач урока. Запись темы урока.
(Смена слайда.)
На сегодняшнем уроке мы с вами продолжим разговор о таком типе речи, как описание.
2. Актуализация знаний.
Беседа:
- Как отличить описание от других типов речи?
(Используются слова со значением признака (прилагательные, наречия), яркая глагольная лексика.
(К тексту-описанию мы можем поставить вопрос какой?)
Сегодня мы работаем в группах, что позволит нам поговорить о разных видах описания: человека, животного, предмета, состояния природы, места, интерьера. Их, конечно, больше, но мы остановимся пока на этих трех.
3. Работа в группах.
(Смена слайда.)
Итак, первая группа работала дома с текстом описания человека (отрывок из рассказа И.С.Тургенева “Однодворец Овсяников”) и выявляла те особенности описания, которые присущи человеку. Помимо этого было дано индивидуальное задание – описать маму. Давайте заслушаем эти работы и подумаем, какие же особенности мы можем найти при описании человека.
(Чтение работ.)
Итак, по проведенным исследованиям текстов мастеров художественного слова и вашим работам: что мы можем сказать об особенностях описания человека? На что следует обратить внимание?
запись:
|
внешний облик, одежда, особенности телосложения, лицо, выражение лица, особенности речи, характер. и др. |
(Смена табличек) |
Вторая группа работала над описанием природы. Вы также работали в группе и выявляли особенности описания пейзажа (отрывок из произведения Н.В.Гоголя “Страшная месть”). Индивидуально было дано задание написать сочинение-описание “Красота осеннего леса”.
(Чтение работ.)
Итак, теперь по результатам исследования текста попробуйте назвать особенности описания пейзажа.
запись:
|
элементы пейзажа, погода, настроение, краски природы. впечатления |
(Смена табличек) |
Вопрос: Какие средства художественной выразительности используются при описании?
(Ответы детей.)
– эпитет. Что это такое?
(Смена слайда.)
- Эпитет (греч. “приложение”)
– Какими словарями мы должны пользоваться при текстах-описаниях? (Словарями эпитетов.)
Откройте их.
(Идет устная работа – ознакомление со словарями эпитетов.)
– Что еще используется при описании ? (Сравнение, олицетворение, метафора и др.)
Третья группа работала над описанием места. Индивидуально было дано задание написать сочинение-описание “Моя комната”, все остальные работали над текстом (упр. 262) – отрывком из книги Н.Н.Носова “Незнайка в солнечном городе”, где представлено описание автобуса. Итак, теперь по результатам исследования текста назовите особенности описания места:
запись:
|
назначение места, размер, внутреннее оборудование, элементы интерьера, |
(Смена табличек) |
4. Работа с текстом.
(Смена слайда.)
В … лучах …солнца загораются капли росы. Можно рассказать, как в … листиках травы накапливается роса и покоится в них … каплями, так что даже можно выпить и ощутить вкус росы, вкус … свежести. Можно написать, как… след остается, если пройти по …лугу, и как красив… в лучах солнца хвощ, и многое, многое другое.
– Можно ли сказать, что это текст-описание ? (Нет.).
Почему? (Отсутствуют прилагательные.)
Итак, ваша задача – преобразовать данный текст в текст-описание, пользуясь словарем эпитетов.
(Смена слайда.)
А теперь обратите внимание на авторский вариант.
В отлогих, почти горизонтальных лучах утреннего солнца загораются капли
росы.(…) Можно рассказать, как в сложенных в сборчатую горстку, слегка мохнатых,
шершавых листиках травы накапливается роса и покоится в них , светлыми и
холодными, огромными округлыми упругими каплями, так что даже можно выпить и
ощутить вкус росы, вкус земной живительной свежести. Можно написать, как яркий
темный след остается, если пройти по седому росному лугу, и как красив,
осыпанный росой, в лучах солнца обыкновенный хвощ, и многое, многое другое.
(В.Солоухин.)
Беседа:
– Теперь можно сказать, что это текст-описание?
– Какова его основная тема? (Описание раннего летнего утра.)
– Какова его основная мысль? (Красота, необыкновенность этого утра.)
– Как автор подчеркивает эту красоту? (При помощи эпитетов.)
– Каким стилем написан этот текст? (Художественным.)
5. Физкультминутка.
Мы писали и устали,
Все мы дружно тихо встали,
Топаем ногами (топаем),
Хлопаем руками (хлопаем),
Качаем головой (наклоны головы),
Мы руки поднимаем (руки вверх),
Мы руки опускаем (руки вниз),
Мы руки разведем (руки в стороны),
И побежим кругом (бег на месте).
6. Синтаксический разбор предложения. (Индивидуально на доске и в тетрадях.)
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
(А. Плещеев.)
– Что означает выражение “злых метелей”?
– Какими членами предложения являются прилагательные, образные выражения?
(Определениями, сказуемыми.)
7. Индивидуальное задание.
Проанализировать отрывок из сочинения шестиклассника и найти нарушения стиля.
(Художественный стиль перемешивается с научным.)
– Можно это допускать ?
(Если мы описываем что-то или кого-то в одном стиле, то лучше этого стиля и придерживаться до конца.)
8. Основные требования к содержанию текста.
(Смена слайда.)
– чтение и комментирование.
- Соответствие текста теме и основной мысли.
- Полнота раскрытия темы.
- Последовательность изложения (развертывание по плану).
- Правильность выделения абзацев.
- Достоверность фактического материала.
– Что можно добавить ? (Придерживаться соответствия стиля и типа речи.)
9. Домашнее задание.
Вы должны по этимологическому словарю установить происхождение слова “ циркуль” и написать текст-описание данного предмета, при этом использовать памятку “Основные требования к содержанию текста”, а также памятку “Качества хорошей речи”.
(Памятки раздать.)
10 Рефлексия.
Итоги урока. Сообщение оценок.