Цели урока: повторить и обобщить понятия о простом и сложном предложении; выработать умение различать их в тексте; отработать навыки письменной речи.
Задачи урока:
Обучающая: знакомство учащихся с подчинительной связью (без определения понятий) и подчинительными союзами; конструирование сложноподчинённых предложений.
Развивающая: развить устную и письменную связную речь.
Воспитательная: воспитывать любовь к своей малой родине, чувство патриотизма, прививать любовь к русскому языку.
Тип урока: повторно-обобщающий.
Оборудование: учебник русского языка для 5-го класса, Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др., таблица с союзами, карточки, мультимедийный проектор, ПК, экран, презентация.
ХОД УРОКА
1. Приветствие. Запись даты и сообщение темы и целей урока.
2. Повторение теории.
Сегодня на уроке нам понадобятся некоторые специальные слова – термины. Вспомнить их нам поможет кроссворд. (На каждой парте лежат карточки с вопросами).
Вопросы к кроссворду:
- Как называется предложение, в котором две или более грамматических основ? ( сложное)
- Как одним словом называется подлежащее и сказуемое? ( основа)
- Назовите главный член предложения, который отвечает на вопросы что делать? Что сделать? (сказуемое)
- Назовите главный член предложения, который отвечает на вопросы Кто? Что? (подлежащее)
- Как называется предложение с одной грамматической основой? (простое)
- Назовите раздел науки о языке, изучающий строение словосочетаний и предложений? (синтаксис)
КРОССВОРД
3.Закрепление материала.
1. Пунктуационная разминка ( у доски). Не списывая предложений, расставьте знаки препинания, составьте их схемы:
- Лёгкий ветерок пробежал по саду и затих.
- В море ревели штормы , над городом стоял туман.
- Туман рассеялся, и рябиновая звезда долго горела на чистом небе.
На доске начертить схемы данных предложений.
– Ребята, скажите, пожалуйста, какие предложения мы называем простыми, а какие сложными? Почему? ( в простом предложении одна грамматическая основа, а в сложном две и более грамматических основ.) Обратить пристальное внимание учащихся на то, что, несмотря на союз и, соединяющий простые предложения в составе сложного, между ними всё равно ставится запятая.
На улице то идёт дождь, то срывается снег.
ЗАДАЧА
– Из предложения:
Наконец-то пришла долгожданная осень.
Выпишите подлежащее
– из предложения
Мороз румянит щёки.
Выпишите только сказуемое
– из предложения
Кисти винограда свисали до земли.
Выпишите подлежащее и употребите его как дополнение. Вспомните, к чему относятся дополнения в предложении? ( к сказуемому).
Дополните предложение словом “рябина” во множественном числе, Р.п. ( Кого? Чего?)
Это предложение записать на доске и сделать полный синтаксический разбор.
Какое предложение у вас получилось?
Осень румянит кисти рябин.
Ребята, скажите это простое предложение или сложное? Почему? ( Простое, оно состоит из одной грамматической основы)
Физкультминутка
Мы писали и устали,
Все мы дружно тихо встали,
Ножками потопали: раз. два, три.
Ручками похлопали: раз, два, три.
Сели, встали, встали, сели
И друг друга не задели.
Мы немножко отдохнём
И опять писать начнём.
Руки выше, шире плечи,
Раз, два, три, дыши ровнеё,
От зарядки станешь крепче
Станешь крепче и сильней.
3. КОНСТРУИРОВАНИЕ
На доске написано предложение
Скоро ударят первые морозы.
– Ребята, а теперь из двух простых предложений сконструируйте одно сложное с помощью союзов. ( на доске висят плакаты с союзами).
– Докажите, что это сложное предложение. Начертите его схему.
– Теперь потренируемся в конструировании. У вас на столе лежит разрезное лото. Учащиеся должны составить три предложения с союзами. (Я их напоминаю)
- Утром я увидел, что выпал снег.
- Лодка продвигалась с трудом, потому что мешали плавающие брёвна.
- Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.
(Схемы этих предложений начертите в тетрадях)
– Нужна ли запятая в этих предложениях? Где?
Подведение итогов урока:
1.Какое предложение называется
простым?
2. Какое предложение называется сложным?
3. Что такое грамматическая основа?
4. Что такое подлежащее?
5. Что такое сказуемое?
6. Какие союзы связывают части в сложном
предложении?
Оценки за урок.
Д\З: пор. 45, придумать и записать одно простое предложение и одно сложное на одну и ту же тему.