Простые и сложные предложения. 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цели урока: повторить и обобщить понятия о простом и сложном предложении; выработать умение различать их в тексте; отработать навыки письменной речи.

Задачи урока:

Обучающая: знакомство учащихся с подчинительной связью (без определения понятий) и подчинительными союзами; конструирование сложноподчинённых предложений.

Развивающая: развить устную и письменную связную речь.

Воспитательная: воспитывать любовь к своей малой родине, чувство патриотизма, прививать любовь к русскому языку.

Тип урока: повторно-обобщающий.

Оборудование: учебник русского языка для 5-го класса, Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др., таблица с союзами, карточки, мультимедийный проектор, ПК, экран, презентация.

ХОД УРОКА

1. Приветствие. Запись даты и сообщение темы и целей урока.

2. Повторение теории.

Сегодня на уроке нам понадобятся некоторые специальные слова – термины. Вспомнить их нам поможет кроссворд. (На каждой парте лежат карточки с вопросами).

Вопросы к кроссворду:

  1. Как называется предложение, в котором две или более грамматических основ? ( сложное)
  2. Как одним словом называется подлежащее и сказуемое? ( основа)
  3. Назовите главный член предложения, который отвечает на вопросы что делать? Что сделать? (сказуемое)
  4. Назовите главный член предложения, который отвечает на вопросы Кто? Что? (подлежащее)
  5. Как называется предложение с одной грамматической основой? (простое)
  6. Назовите раздел науки о языке, изучающий строение словосочетаний и предложений? (синтаксис)

КРОССВОРД

3.Закрепление материала.

1. Пунктуационная разминка ( у доски). Не списывая предложений, расставьте знаки препинания, составьте их схемы:

    1. Лёгкий ветерок пробежал по саду и затих.
    2. В море ревели штормы , над городом стоял туман.
    3. Туман рассеялся, и рябиновая звезда долго горела на чистом небе.

На доске начертить схемы данных предложений.

– Ребята, скажите, пожалуйста, какие предложения мы называем простыми, а какие сложными? Почему? ( в простом предложении одна грамматическая основа, а в сложном две и более грамматических основ.) Обратить пристальное внимание учащихся на то, что, несмотря на союз и, соединяющий простые предложения в составе сложного, между ними всё равно ставится запятая.

На улице то идёт дождь, то срывается снег.

ЗАДАЧА

– Из предложения:

Наконец-то пришла долгожданная осень.

Выпишите подлежащее

– из предложения

Мороз румянит щёки.

Выпишите только сказуемое

– из предложения

Кисти винограда свисали до земли.

Выпишите подлежащее и употребите его как дополнение. Вспомните, к чему относятся дополнения в предложении? ( к сказуемому).

Дополните предложение словом “рябина” во множественном числе, Р.п. ( Кого? Чего?)

Это предложение записать на доске и сделать полный синтаксический разбор.

Какое предложение у вас получилось?

Осень румянит кисти рябин.

Ребята, скажите это простое предложение или сложное? Почему? ( Простое, оно состоит из одной грамматической основы)

Физкультминутка

Мы писали и устали,
Все мы дружно тихо встали,
Ножками потопали: раз. два, три.
Ручками похлопали: раз, два, три.
Сели, встали, встали, сели
И друг друга не задели.
Мы немножко отдохнём
И опять писать начнём.
Руки выше, шире плечи,
Раз, два, три, дыши ровнеё,
От зарядки станешь крепче
Станешь крепче и сильней.

3. КОНСТРУИРОВАНИЕ

На доске написано предложение

Скоро ударят первые морозы.

– Ребята, а теперь из двух простых предложений сконструируйте одно сложное с помощью союзов. ( на доске висят плакаты с союзами).

– Докажите, что это сложное предложение. Начертите его схему.

– Теперь потренируемся в конструировании. У вас на столе лежит разрезное лото. Учащиеся должны составить три предложения с союзами. (Я их напоминаю)

  1. Утром я увидел, что выпал снег.
  2. Лодка продвигалась с трудом, потому что мешали плавающие брёвна.
  3. Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.

(Схемы этих предложений начертите в тетрадях)

– Нужна ли запятая в этих предложениях? Где?

Подведение итогов урока:

1.Какое предложение называется простым?
2. Какое предложение называется сложным?
3. Что такое грамматическая основа?
4. Что такое подлежащее?
5. Что такое сказуемое?
6. Какие союзы связывают части в сложном предложении?

Оценки за урок.

Д\З: пор. 45, придумать и записать одно простое предложение и одно сложное на одну и ту же тему.