Цели:
- Познакомить учащихся со служебными частями речи, раскрыть их роль в кашей речи.
- Выявить отличие от самостоятельных частей речи и уметь находить в тексте.
- Развивать исследовательские навыки,
Повторение: самостоятельные части речи.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Методы и приёмы: репродуктивный, исследовательский.
– слово учителя,
– задания исследовательского характера.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Учитель: вспомните и запишите все самостоятельные части речи и вопросы к ним (один учащийся на доске, остальные в тетради).
Проверка. Докажите на примере одной части речи, что это самостоятельная часть речи.
Учитель: Эти части речи могут многое, но не всё. Бывает, что им нужна помощь, потому что без помощников может получиться так:
(На доске.)
... ,.. купили вам пирожное.
... ... кино ... собой ... .взяли вечером,
Нужно ... .родителей обидеться
... .уйти ... .шапки ... .ночь холодную
Попробуйте вместо точек вставить слова, которые восстановят текст стихотворения Г. Остера.
Если не купили вам пирожное.
И в кино с собой не взяли вечером,
Нужно на .родителей обидеться
И уйти без шапки в .ночь холодную
Выпишите знакомые вам части речи из этого стихотворения.
Сущ: пирожное, кино, родителей, шапки, ночь.
Глаголы: купили, взяли, обидеться, уйти.
IIрил.: холодную.
Наречие: вечером.
Мест.: вам, собой.
А теперь выпишите слова, которые не относятся к самостоятельным частям речи.
Если, не, и, з, с, на.
Попробуйте задать вопросы. Не получилось? Так и должно было быть. А почему? Подумайте, называют ли эти слова что-то? Конечно, нет Эти слова сами по себе ничего не называют. Слова – малышки в. с, на, не, если и т.д. не похожи на знакомые вам части речи. Некоторые учёные хотели назвать их частичками речи или частицами речи. Но потом увидели, что хотя они и маленькие, работа у них большая – нести службу при самостоятельных частях речи. И решили их ученые назвать служебными частями речи. Присмотрелись ученые к этим малюткам и увидели, что служат они по-разному, и дали им имена: предлог, союз, частица.
(Сообщение цели урока) Запись темы урока.
Учитель: Как вы уже знаете, общего у самостоятельных и служебных частей очень мало.
– Что же у них общего? (Это части речи.)
– А в чём отличие? (Запись в тетради.)
- По общему значению: не обозначают предмета, признака и т. д.
- По морфологическим признакам: не изменяются
- По синтаксической роли: не являются членами предложения.
- По употреблению в речи: не употребляются без самостоятельных частей речи.
Возникает вопрос: а каких частей речи больше в русском языке? Конечно, самостоятельных.
А вот, что говорит статистика:
В одном из словарей русского языка имеются таблицы, в которых отражено распределение
121304 слов по частям речи. При подсчётах обнаружено, что среди этих слов:
Глаголов 37319; Существительных 56332 Прилагательных 24786 Местоимений 93 Наречий 1916 |
Числительных 117 Междометий 341 Союзов 110 Предлогов 141 Частиц 149 |
Цифры свидетельствуют о том, что в русском языке слов, являющихся самостоятельными, примерно в 300 раз больше, чем служебных. Зкая эту цифру, можно сделать вывод: если самостоятельных слов приблизительно в 300 раз больше, чем служебных, то и в речи они употребляются в 300 раз чаще, чем служебные. Но такой вывод ошибочен. Существует “Частотный словарь современного русского литературного языка” В нем отобрано 2500 наиболее употребительных слов, т.е. слов, которые очень часто встречаются в речи. Данный словарь к наиболее употребляемым относит слова (на доске:)
И,. в, на, не, он,я, что, с, этот, быть, а, весь, он и, она, как,мы, к,у, ты, за, тот, но, вы, сказать, же, который,наш,говорить,знать,да, первый, когда, от, но, из, ребята.
Найдите среди перечисленных наиболее употребительных слов служебные и подсчитайте их.
Всего 36 слов. (15 служебных и что, как, когда выступают в роли местоимения и наречия.)
Какой вывод о роли служебных слов в речи можно сделать?
3. А можете ли вы сейчас распределить служебные части на три группы?
(На доске работа “Корректор”.)
Исправит ошибки и догадаться, о какой служебной части речи говорится в высказывании?
Нелехка судьба прастых ...
Саединяй, жыви, учись.
А саставные ходят фее в картузах,
Увидиш их – и пакланись.
Но ктоже всё-таки ...
Загляним мы вславарь:
“Часть речи, скрепа, взаимны” узы,”-
так обяснял Владимир даль,
– О какой служебной час идет речь?
– Какую роль выполняет союз?
– Выпишите союзы: а, и, но,
Предлоги: в.
Частицы: не, все-таки, же.
4. Работа по рядам (каждому ряду по картинке).
1-йряд придумывают предложения, (3–5) используя союзы.
2-й ряд -частицы.
3-й ряд – предлоги.
5. Работа “Дружная семья”.
Дано слово из 10 букв. Подберите по одному слову на каждую букву, стараясь, чтобы эти слова относились к разным частям речи. Например,
Т – ты (мест,)
Р – разве (част.)
У – удивиться (глагол)
Д – десять (числ.)
О – ох (межд.)
Л – легко (наречие)
Ю – юла (сущ.)
Б – без (предлог)
И – или (союз)
Е – еловый (прил.)
Подведение итога урока. Домашнее задание.