Изучение безличных глаголов на уроках русского языка. 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


1. Мобилизующий этап.

Смеркается. В бору темнеет.
Пожар зари над ним краснеет.
Во влажной почве лист сухой.
Без звука тонет под ногой.

Учитель: “Что объединяет данные предложения?”.

Ученик: “Эти предложения простые”.

Учитель: “Что такое простые предложения?”.

Ученик: “Это предложения, в которых одна грамматическая основа”.

Учитель: “Разделите эти предложения на 2 группы по самостоятельно выделенному признаку”.

Ученик: “Эти предложения можно разделить на 2 группы по составу в них грамматических основ. В 1 и 2 предложениях есть только сказуемое, в 3 и 4 есть подлежащее и сказуемое”.

2. Формулирование учащимися темы и цели урока.

Учитель: “Назовите глаголы в предложениях с неполной грамматической основой”.

Ученик: “Это глаголы смеркается, темнеет”.

Учитель: “Еще раз посмотрите на глаголы смеркается, темнеет в предложениях и скажите, какое действие они обозначают, совершается ли оно с действующим лицом или без действующего лица”.

Ученик: “Действие совершается без действующего лица”.

Учитель: “Если действие в этих глаголах совершается без действующего лица, то как можно их назвать”.

Ученик: “Эти глаголы можно назвать безличными”.

Учитель: “Учитывая проделанную работу, сформулируйте тему сегодняшнего урока”.

Ученик: “Тема урока: “Безличные глаголы”.

Учитель: “Зная тему, сформулируйте цель урока”.

Ученик:

1. Узнать ……… (что такое безличные глаголы).

2. Учиться отличать …………. (безличные глаголы от других глаголов).

3. Изучение нового материала.

(На карточках и на доске)

На улице подмораживает.
Скоро подморозит.
К утру подморозило.

Учитель: “Прочитайте предложения, выделите в них главные члены”

Ученик:

1 предложение – подмораживает

2 предложение – подморозит

3 предложение – подморозило

Учитель: “Сделайте вывод, какие в этих предложениях имеются главные члены?”

Ученик: “В данных предложениях главные члены – сказуемые”.

Учитель: “Как называются предложения с безличными глаголами, в которых нет подлежащего?”.

Ученик: “Эти предложения называются безличными”.

Учитель: “Чем выражено сказуемое в 1 предложении?”

Ученик: “В данном предложении сказуемое выражено безличным глаголом в форме 3 лица настоящего времени единственного числа”.

Учитель: “Чем выражено сказуемое во 2 предложении?”.

Ученик: “В данном предложении сказуемое выражено безличным глаголом в форме 3 лица будущего времени единственного числа”.

Учитель: “Чем выражено сказуемое в 3 предложении?”.

Ученик: “В данном предложении сказуемое выражено безличным глаголом в форме 3 лица прошедшего времени среднего рода”.

Учитель: “Сделайте общий вывод из проделанной работы”.

Ученик делает общие выводы о безличных глаголах.

Учитель: “Что обозначают в данных предложениях безличные глаголы?”.

Ученик: “Безличные глаголы обозначают состояние природы”.

Учитель: “Но безличные глаголы могут обозначать не только состояние природы, но и состояние и переживание живого существа. Как используются эти глаголы, мы рассмотрим, выполняя задание во второй части карточки”.

Карточка

Лихорадить – … безличный глагол

На улице подмораживает. -?

Скоро подморозит. -?

К утру подморозило. -?

Учитель: “Проведите параллель с предложениями, которые мы проанализировали в 1 части карточки”.

Ученик:

Меня лихорадит.

К утру залихорадит.

Сильно лихорадило.

Учитель: “Сделайте обобщение по теме урока, учитывая вопросы, написанные на доске”.

На доске:

1. Что такое безличные глаголы?

2. Что могут обозначать безличные глаголы?

3. В какой форме употребляются безличные глаголы?

4. Каковы особенности предложений, в которых имеются безличные глаголы?

Ученик. Работа в парах, ответы выборочные.

Учитель: “Прочитайте материал учебника на страницах 66-67 параграф 76 и сравните с нашими выводами. Что узнали нового?”

Ученик: “В словарях безличные глаголы записываются в форме инфинитива с пометой безл.: светать, подморозить”.

4. Закрепление изученного материала

Упражнение №1 (на карточке).

1. Опять завьюжило. Вьюга. Поднялась сильная вьюга.

2. Мы дышали полными легкими. В лесу легко дышится. Легкое дыхание.

3. Мне нездоровится. Плохое здоровье. Здоровье стало улучшаться.

Справка.

/______. /______. /______.

Учитель: “Прочитайте предложения. Рассмотрите справку и сформулируйте задание к упражнению”.

Ученик: “Нужно выписать одно предложение из трех, которое соответствует теме урока. Ученики выполняют задание.

Опять завьюжило.

В лесу легко дышится.

Мне нездоровится”.

Учитель: “Что общего в данных предложениях”.

Ученик: “Эти предложения безличные”.

Учитель: “Укажите, чем выражено сказуемое в этих предложениях”.

Ученик: “Сказуемые в этих предложениях выражены безличными глаголами в форме 3 лица прошедшего времени, настоящего времени”.

Учитель: “Назовите безличный глагол, в котором все согласные звуки звонкие и имеются все морфемы”.

Ученик: “Это глагол завьюжило”.

Упражнение №2 (на карточке).

Возвращаюсь домой и сажусь за книги.

Рассветает.

Выхожу из комнаты, иду в ближайшую рощу.

Мне не спится.

Чувствуется прилив бодрости, сил.

Как хорошо работается после прогулки!

1. [=]

2. [не=]

3. [О, О]

4. [О, О]

5. [О и О]

6. [ ]!

Учитель: “Прочитайте предложения. Рассмотрите схемы. Сформулируйте задание к упражнению”.

Ученик: “Надо написать предложение в соответствии со схемами, чтобы получился текст”.

Выполнение задания. (Самостоятельно)

1. Рассветает.

2. Мне не спится.

3. Выхожу из комнаты, иду в ближайшую рощу.

4. Чувствуется прилив бодрости, сил.

5. Возвращаюсь домой и сажусь за книги.

6. Как хорошо работается после прогулки!

Учитель: “Назовите безличные глаголы в предложении, докажите свой выбор”.

Ученик: “Это глаголы: рассветает, не спится, чувствуется, работается”.

Учитель: “Сейчас мы выполним орфографическую перекличку:

1-й ученик называет слово с орфограммой, которая есть в других словах данных упражнений.

2-й ученик называет слово с такой же орфограммой из данных упражнений и объясняет, почему он выбрал именно это слово. (Образец: домой (дом) - в бору (бор) )

Итог урока:

Учитель: “С какими глаголами мы познакомились на уроке?”.

Ученик: “Мы познакомились с безличными глаголами”.

Домашнее задание: параграф 76, упражнение 976 (учебник С.И.Львова, В.В.Львов “Русский язык. 5 класс” часть 4. М.: 2008 г.