1. Мобилизующий этап.
Смеркается. В бору темнеет.
Пожар зари над ним краснеет.
Во влажной почве лист сухой.
Без звука тонет под ногой.
Учитель: “Что объединяет данные предложения?”.
Ученик: “Эти предложения простые”.
Учитель: “Что такое простые предложения?”.
Ученик: “Это предложения, в которых одна грамматическая основа”.
Учитель: “Разделите эти предложения на 2 группы по самостоятельно выделенному признаку”.
Ученик: “Эти предложения можно разделить на 2 группы по составу в них грамматических основ. В 1 и 2 предложениях есть только сказуемое, в 3 и 4 есть подлежащее и сказуемое”.
2. Формулирование учащимися темы и цели урока.
Учитель: “Назовите глаголы в предложениях с неполной грамматической основой”.
Ученик: “Это глаголы смеркается, темнеет”.
Учитель: “Еще раз посмотрите на глаголы смеркается, темнеет в предложениях и скажите, какое действие они обозначают, совершается ли оно с действующим лицом или без действующего лица”.
Ученик: “Действие совершается без действующего лица”.
Учитель: “Если действие в этих глаголах совершается без действующего лица, то как можно их назвать”.
Ученик: “Эти глаголы можно назвать безличными”.
Учитель: “Учитывая проделанную работу, сформулируйте тему сегодняшнего урока”.
Ученик: “Тема урока: “Безличные глаголы”.
Учитель: “Зная тему, сформулируйте цель урока”.
Ученик:
1. Узнать ……… (что такое безличные глаголы).
2. Учиться отличать …………. (безличные глаголы от других глаголов).
3. Изучение нового материала.
(На карточках и на доске)
На улице подмораживает.
Скоро подморозит.
К утру подморозило.
Учитель: “Прочитайте предложения, выделите в них главные члены”
Ученик:
1 предложение – подмораживает
2 предложение – подморозит
3 предложение – подморозило
Учитель: “Сделайте вывод, какие в этих предложениях имеются главные члены?”
Ученик: “В данных предложениях главные члены – сказуемые”.
Учитель: “Как называются предложения с безличными глаголами, в которых нет подлежащего?”.
Ученик: “Эти предложения называются безличными”.
Учитель: “Чем выражено сказуемое в 1 предложении?”
Ученик: “В данном предложении сказуемое выражено безличным глаголом в форме 3 лица настоящего времени единственного числа”.
Учитель: “Чем выражено сказуемое во 2 предложении?”.
Ученик: “В данном предложении сказуемое выражено безличным глаголом в форме 3 лица будущего времени единственного числа”.
Учитель: “Чем выражено сказуемое в 3 предложении?”.
Ученик: “В данном предложении сказуемое выражено безличным глаголом в форме 3 лица прошедшего времени среднего рода”.
Учитель: “Сделайте общий вывод из проделанной работы”.
Ученик делает общие выводы о безличных глаголах.
Учитель: “Что обозначают в данных предложениях безличные глаголы?”.
Ученик: “Безличные глаголы обозначают состояние природы”.
Учитель: “Но безличные глаголы могут обозначать не только состояние природы, но и состояние и переживание живого существа. Как используются эти глаголы, мы рассмотрим, выполняя задание во второй части карточки”.
Карточка
Лихорадить – … безличный глагол
На улице подмораживает. -?
Скоро подморозит. -?
К утру подморозило. -?
Учитель: “Проведите параллель с предложениями, которые мы проанализировали в 1 части карточки”.
Ученик:
Меня лихорадит.
К утру залихорадит.
Сильно лихорадило.
Учитель: “Сделайте обобщение по теме урока, учитывая вопросы, написанные на доске”.
На доске:
1. Что такое безличные глаголы?
2. Что могут обозначать безличные глаголы?
3. В какой форме употребляются безличные глаголы?
4. Каковы особенности предложений, в которых имеются безличные глаголы?
Ученик. Работа в парах, ответы выборочные.
Учитель: “Прочитайте материал учебника на страницах 66-67 параграф 76 и сравните с нашими выводами. Что узнали нового?”
Ученик: “В словарях безличные глаголы записываются в форме инфинитива с пометой безл.: светать, подморозить”.
4. Закрепление изученного материала
Упражнение №1 (на карточке).
1. Опять завьюжило. Вьюга. Поднялась сильная вьюга.
2. Мы дышали полными легкими. В лесу легко дышится. Легкое дыхание.
3. Мне нездоровится. Плохое здоровье. Здоровье стало улучшаться.
Справка.
/______. /______. /______.
Учитель: “Прочитайте предложения. Рассмотрите справку и сформулируйте задание к упражнению”.
Ученик: “Нужно выписать одно предложение из трех, которое соответствует теме урока. Ученики выполняют задание.
Опять завьюжило.
В лесу легко дышится.
Мне нездоровится”.
Учитель: “Что общего в данных предложениях”.
Ученик: “Эти предложения безличные”.
Учитель: “Укажите, чем выражено сказуемое в этих предложениях”.
Ученик: “Сказуемые в этих предложениях выражены безличными глаголами в форме 3 лица прошедшего времени, настоящего времени”.
Учитель: “Назовите безличный глагол, в котором все согласные звуки звонкие и имеются все морфемы”.
Ученик: “Это глагол завьюжило”.
Упражнение №2 (на карточке).
Возвращаюсь домой и сажусь за книги.
Рассветает.
Выхожу из комнаты, иду в ближайшую рощу.
Мне не спится.
Чувствуется прилив бодрости, сил.
Как хорошо работается после прогулки!
1. [=]
2. [не=]
3. [О, О]
4. [О, О]
5. [О и О]
6. [ ]!
Учитель: “Прочитайте предложения. Рассмотрите схемы. Сформулируйте задание к упражнению”.
Ученик: “Надо написать предложение в соответствии со схемами, чтобы получился текст”.
Выполнение задания. (Самостоятельно)
1. Рассветает.
2. Мне не спится.
3. Выхожу из комнаты, иду в ближайшую рощу.
4. Чувствуется прилив бодрости, сил.
5. Возвращаюсь домой и сажусь за книги.
6. Как хорошо работается после прогулки!
Учитель: “Назовите безличные глаголы в предложении, докажите свой выбор”.
Ученик: “Это глаголы: рассветает, не спится, чувствуется, работается”.
Учитель: “Сейчас мы выполним орфографическую перекличку:
1-й ученик называет слово с орфограммой, которая есть в других словах данных упражнений.
2-й ученик называет слово с такой же орфограммой из данных упражнений и объясняет, почему он выбрал именно это слово. (Образец: домой (дом) - в бору (бор) )
Итог урока:
Учитель: “С какими глаголами мы познакомились на уроке?”.
Ученик: “Мы познакомились с безличными глаголами”.
Домашнее задание: параграф 76, упражнение 976 (учебник С.И.Львова, В.В.Львов “Русский язык. 5 класс” часть 4. М.: 2008 г.