Цели:
Оборудование: лексические словари, карта ученика, карточки-задания, “основа” будущей стенной газеты.
Ход урока
1. Подготовка учащихся к восприятию новой темы. Сообщение цели и задачи урока.
Учитель. Слова в русском языке удивительно многолики. И в каждом разделе изучается какое-то особое “лицо” слова. Возьмем, к примеру, слово “дорога”. Из каких букв складывается это слово? А из каких звуков?
Это внешняя оболочка слова. А что же прячется в этой оболочке?
Ученики. Значение слова, его внутренний смысл.
Учитель. Сегодняшний урок мы посвятим теме “Словарное богатство русского языка”. Как вы понимаете фразу “словарное богатство”?
Ученики. То есть все слова русского языка.
Ученики. Вспомните, какой раздел языка изучает его словарный состав?
Ученики. Лексикология.
Учитель. Итак, цель нашего урока – работа над первой частью проекта “Я беру в руки словарь…”. Этот проект поможет вам убедиться в том, как многогранно слово русского языка. Что нам предстоит сделать?
- вспомнить теоретические сведения по данной проблеме;
- проанализировать слово “дорога” с различных точек зрения; привести примеры его употребления в речи;
Для того чтобы создать проект, нужно сначала определить этапы работы над ним. Перед вами карта. Какие из пунктов плана можно заполнить сразу? (Ученики знакомятся с планом, заполняют пункты №1, 2, 3, 4) В какой форме вы представите данный проект?
Этапы работы | Результаты работы |
Первая часть проекта. 1. Участники проекта |
Учащиеся 7 класса |
2. Основная задача проекта | Выяснить как многогранно слово в русском языке |
3. Информационная поддержка | Толковый, этимологический словари, словарь синонимов, фразеологизмов. |
4. Объект исследования | Слово “дорога” |
5. Что уже известно по проблеме? | 1. 2. 3. 4. 5. |
6. Что узнали по проблеме? | 1. 2. 3. 4. 5. |
Вторая часть проекта. Как можно улучшить проект? |
Домашнее задание: подобрать шуточные задания по проблеме (заполнятся на этапе “Домашнее задание”) |
Результат проекта | Стенная газета “Я беру в руки словарь…” (“основа” будущей газеты висит на доске) |
Учитель. Вы знаете, что над созданием газеты работает единая команда, внутри которой есть главный человек - это редактор и помощники – журналисты. Редактор распределяет работу между журналистами и подготавливает собственную статью, в которой должны прозвучать выводы по нашему уроку.
2. Групповая работа над проектом.
Учащиеся делятся на группы и самостоятельно выполняют задания карточек. Ответы на вопросы карточек ученики записывают в таблицу (пункты №5, 6).
Задание 1
Прочитайте выразительно отрывок из стихотворения В.Остена “Дорога” и подумайте, какой словарь нам понадобиться, чтобы разобраться в этом тексте? Почему?
Подумайте только, как много
Значений у слова “дорога”.
Дорогой зовут автостраду,
И тропку, бегущую рядом,
И шлях, что лежит на равнине,
И путь каравана в пустыне,
И шаг альпиниста по круче
К вершине, упрятанной в тучах.
И след корабля над волнами,
И синие выси над нами…
Какие значения имеет слово “дорога” в этом стихотворении? Как называются слова, имеющие два или более лексических значений?
Ответ ученика.
- В толковом словаре объясняются значения слов.
- Дорога. 1. Полоса земли, предназначенная для передвижения, путь сообщения (“автострада”). 2. Место, по которому надо пройти или проехать, путь следования (“тропка”, “ путь каравана”, “шаг альпиниста по круче”.). 3. Путешествие; пребывание в пути (н-р, “устал с дороги”). 4.Образ действий, направление деятельности (н-р, “быть на хорошей дороге”).
- Слова, имеющие два или более лексических значений называются многозначными.
Задание 2
Какой словарь поможет выразить свою мысль наиболее точно? Выбрать именно то слово, которое нужно?
Подберите синоним к слову “дорога”. Составьте с ними предложения (или словосочетания).
Ответ ученика.
- Словарь синонимов поможет избежать лишних повторов, выражать свою мысль более точно.
- Дорога – путь – стезя.
- Встать на стезю истины. Дорога вьётся словно змейка. Путь до ближайшей станции был неблизкий.
Задание 3
Что обозначают эти выражения? В каком словаре их можно встретить?
- Перейти кому-нибудь дорогу (помешать кому-нибудь).
- Идти своей дорогой (по избранному пути)?
(Это фразеологизмы – устойчивые словосочетания, их толкование и происхождение даны во фразеологическом словаре).
Используя фразеологический словарь, подберите другие фразеологизмы со словом “дорога”.
В каком значении – прямом или переносном – употребляется слово “дорога” во фразеологизмах? Как вы это определили?
Ответ ученика.
- Это фразеологизмы – устойчивые словосочетания, их толкование и происхождение даны во фразеологическом словаре.
Перейти кому-нибудь дорогу (помешать кому-нибудь).
Идти своей дорогой (по избранному пути)
- Свои примеры:
- Дать кому-нибудь дорогу : пр.зн. – дать пройти; перен.зн. – дать возможность расти, развиваться кому-нибудь.
- Дороги разошлись : пр.зн. – разветвление на дороге; перен.зн. - о тех, кто пошел по разным жизненным путям).
- Прямое лексическое значение прямо указывает на предмет, действие, явление. Переносное лексическое значение переносит прямое значение слова на другой предмет. Перенос происходит на основе сходства или по аналогии. Перенос значения слова служит для создания образной и выразительной картины.
Задание 4
Какую роль выполняет этимологический словарь?
Используя этимологический словарь, определите историю происхождения слова “дорога”.
Можно ли объяснить правописание слова, зная историю его происхождения?
Ответ ученика.
- В этимологическом словаре находится информация о происхождении слов.
- В древности путь прокладывали по оврагам, углублениям в земле и называли их “дором”. Отсюда современное название слова “дорога”. Теперь ясно, почему в этом слове надо писать букву о.
Задание 5 (для редактора)
Используя ответы учащихся-журналистов (что вы узнали о слове “дорога”?) и лингвистическую статью из упражнения №137, с. 54, сделайте вывод о многогранности слов русского языка.
Как вы думаете, для чего будет служить стенная газета “Я беру в руки словарь…”?
Ответ ученика.
- Обобщает ответы учащихся.
- Стенная газета будет служить вспомогательным материалом для повторения.
3. Рефлексивно-оценочный этап.
4. Подведение итогов.
Учитель. Какой была тема сегодняшнего урока? Как вы думаете, достиг ли урок своей цели – убедились ли вы в том, что слова в русском языке многогранны?
5. Домашнее задание.
Учитель. Конец любой работы – это начало следующей. Как можно улучшить свой проект?
Ученики. Придумать или найти шуточные задания по проблеме проекта, сделать рисунки.
Учитель. Оформите результаты нашего сегодняшнего урока на отдельных листах (можно с иллюстрациями) и “опубликуйте” материалы газеты (использовать школьный стенд). (Приложение № 1)