Цели и задачи урока:
- знать о том, какими могут быть письма (деловые, дружеские, поздравительные, письма в газету); стили речи;
- уметь определять, к какому стилю речи относится текст; использовать обращения в письме.
- формировать у подрастающего поколения патриотические качества и чувство сопричастности к истории Отечества, ее Вооруженных сил;
- воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной войны.
Материально-техническое обеспечение:
1. План написания письма. Индивидуальные памятки плана написания письма.
2. Конверт-треугольник и текст стихотворения “Сын солдата” Е. Благининой для каждого ученика.
3. Аудиокассета с записью стихотворений, музыки.
4. Репродукция картины А.И. Лактионова “Письмо с фронта”.
5. Мультимедийная установка, магнитофон.
6. Метроном.
Список литературы:
1. С.И. Ожегов. “Толковый словарь русского языка”.
2. Сборники стихотворений.
3. Энциклопедия для детей. М., 1996. Т.5, ч.3.
4. Повесть “Привет с фронта” (отрывки).
ХОД УРОКА
I. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.
Простой бумаги
Свежий лист,
Ты бел, как мел.
Не смят и чист.
Твоей поверхности
Пока
Ничья не тронула рука.
Чем станешь ты?
Когда, какой
Исписан будешь ты рукой….
Ученик:
Я читаю письмо, что уже пожелтело с годами,
На конверте в углу номер почты стоит полевой.
Его в 42-м мой отец написал моей маме,
Перед тем как уйти в свой последний решительный бой…
(Звучит аудиозапись текста)
“Дорогая моя, на переднем у нас передышка.
Спят в окопах друзья, тишина на крутом берегу,
Дорогая моя, поцелуй ты крепче сынишку,
Знай, что вас от беды я всегда берегу”.
Учитель: Война… такое страшное слово. Россия не была готова к войне. В ночном небе то тут, то там вставало зарево. Это пылали города и села. Миллионы людей гибли, оказывались на оккупированных территориях и в лагерях смерти. Захватчикам хотелось скорее уничтожить наши столицы Ленинград и Москву, захватить наши богатства, сломить дух народа…
В те дни, когда враг рвался к Москве, весь мир узнал имена 28 панфиловцев. На них шло 50 немецких танков. Наши не дрогнули. Отступили враги. 11 саперов под командованием лейтенанта П. Фирстова у деревни Строково весь день удерживали батальон пехоты и 20 танков. Тогда же под Москвой первый воздушный таран совершил герой Советского Союза Виктор Талалихин. Был приказ не пропускать врага к Москве, и летчик дрался даже тогда, когда кончились патроны… Именно здесь, в суровых снегах Подмосковья, родилась знаменитая песня “Бьется в тесной печурке огонь…” на слова поэта Алексея Суркова.
Тихо звучит песня. На фоне музыки учитель продолжает свой рассказ.
Родилась эта песня случайно. Это были 16 “домашних” строк из письма к жене. Передаваясь из уст в уста, песня молниеносно распространилась на фронте. Лирическая, немного грустная и очень искренняя, песня понравилась бойцам. 16 стихотворных строк, положенных на музыку, вместили в себя то, что переполняло в те дни душу каждого бойца - ненависть к врагу, уверенность в победе, боль разлуки с любимыми. Слова песни: “До тебя мне дойти нелегко, а до смерти - четыре шага” - были не только поэтическим образом, но и реальностью.
Письмо с фронта. Письмо домой. Как ждали его. Пишет – значит жив. Как боялись его. А вдруг похоронка? Письма без марок. Треугольнички солдатских сердец. Разве могут они, хранящие тепло родных рук, сравниться с сегодняшними электронными письмами и SMS-ми? Да, человечество шагнуло далеко вперед, но не настолько, чтобы мы отвыкли, каждый день заглядывать в почтовый ящик в надежде увидеть простой белый конверт.
II. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА.
- Как вы уже, наверное, догадались, сегодняшний урок мы посвятим письму. А адресатом будет тот, кто
… защитил тебя на поле боя,
Упал, ни шагу не ступив назад.
И имя есть у этого героя –
Великой Армии простой солдат.
Давайте запишем тему урока: “ПИСЬМО ВЕТЕРАНУ”
III. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.
- Письмо… Как вы понимаете лексическое значение этого слова?
А вот какое объяснение дает С.И. Ожегов в своем “Толковом словаре русского языка” этому слову.
ПИСЬМО – написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь.
- Как вы думаете, почему обычный лист белой бумаги с чернильными строками так дорог нам?
- Возможно, кто-то из вас получал или сам писал письма. Давайте вместе с вами подумаем и на доске запишем, какими они бывают.
ЗАПИСЬ НА ДОСКЕ:
- деловые;
- дружеские или личные;
- поздравительные;
- письма в газету.
- Одинаковые ли эти письма по своему написанию?
- В чем их отличие друг от друга?
- Кому можно послать каждое из этих писем? Приведите пример.
Писать письма – это целая наука. Нужно обязательно знать правила написания письма. Давайте с вами рассмотрим “Памятку-план написания письма”.
(Висит на доске или проецируется на экран).
1. Приветствие адресата, его имя.
Ключевые слова: здравствуйте, добрый день, привет…
2. Вступление. Интересуемся, как живет собеседник.
Ключевые слова: хочу узнать…, напиши о…
3. Основная часть. Рассказываем о чем-то интересном.
Ключевые слова: хочу рассказать…, поблагодарить…
4. Заключение. Пожелание здоровья, успехов. Дата. Подпись.
Ключевые слова: до свидания, пока…
- Из каких частей состоит письмо?
- О чем говорится в каждой его части?
- Какие слова-помощники используются?
- Как мы будем обращаться к взрослому человеку? (По имени и отчеству)
- А какое местоимение мы можем использовать для обращения? (Вы)
- Как будем писать это местоимение? (С большой буквы)
Послушайте необычное письмо – письмо-стихотворение “Сын солдата” Е. Благининой.
(На фоне музыки звучит аудиозапись стихотворения; текст письма – стихотворения у детей отпечатан на листах; на экране – репродукция картины А.И. Лактионова “Письмо с фронта”)
(ПРИВЕТСТВИЕ)
Здравствуй, папа,
Ты опять мне снился,
Только в этот раз не на войне.
Я немножко даже удивился,
До чего ты прежний был во сне.
(ВСТУПЛЕНИЕ)
Папа!
Ты вернешься невредимый,
Ведь война когда-нибудь пройдет.
Миленький, голубчик мой родимый,
Скоро майский праздник к нам придет.
(ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ)
Я тебя, конечно, поздравляю
И желаю вовсе не болеть,
Я тебе желаю всей душою
Поскорей фашистов одолеть.
Чтоб они наш край не разрушали,
Чтоб, как раньше, можно было жить,
Чтоб они мне больше не мешали
Обнимать тебя, тебя любить,
Чтоб над всем таким огромным миром
Днем и ночью был веселый свет…
(ЗАКЛЮЧЕНИЕ)
Поклонись бойцам и командирам,
Передай им от меня привет,
Пожелай им всякую удачу,
Пусть идут на немцев, как один…
…Я пишу тебе и чуть не плачу,
Это так… от радости…
Твой сын.
- Кому адресовано письмо? Какое оно по характеру? (Личное)
- Найдите слова, которые это подтверждают.
- Как в устной речи и на письме выделяется обращение? (Паузой и запятой)
- Из скольких частей состоит письмо? Обоснуйте свой ответ.
- Какие ключевые слова используются в письме?
IV. ЗНАКОМСТВО С ТЕКСТОМ ПИСЕМ.
В этом году мы отметили знаменательную дату - шестьдесят пять лет Великой Победы над фашистской Германией. Каждая годовщина Победы - это день великого торжества и великой скорби. В России почти нет семьи, кто не понес бы тяжесть утраты. Не стала исключением и семья замечательной писательницы Ирины Токмаковой. Ее отец был слишком стар, чтобы идти воевать. Его не только на фронт, его даже в московское ополчение не взяли, хоть он и рвался туда всей душой.
Но есть и у нее горькая потеря. А дело было так. Однажды ее тетя, вернувшись с работы (а была она школьным преподавателем русского языка), принесла с собой письмо с фронта, письмо было грустным. Молодой солдат писал о том, что все его родные погибли в Белоруссии. Погибла и его любимая девушка Ирина. Ему не от кого было получать письма по полевой почте. И он просил, чтобы ему написала девушка с этим именем. Письмо оканчивалось призывом “Ирина, откликнись!” Когда прочитали письмо в учительской, выяснилось: единственная имеющаяся в наличии Ирина - это Ирина Токмакова. И хоть была она еще совсем девчонкой, тетя все же решила передать это письмо ей. Николай Белобровик оказался старше Ирины на десять лет. А это значит, что было ему всего-то навсего двадцать три года! Какие умные, какие интересные письма она получала с фронта! Надо признаться, что девочка ни словом не обмолвилась о своем возрасте. И вот что интересно — утром того дня, когда почтальон доставлял почту, она предчувствовала: будет письмо. Письма приходили до сорок четвертого года. Последнее было после контузии, полученной им в Восточной Пруссии. И больше писем не было. Ирина писала командиру на номер полевой почты, но ей никто не ответил. Никто никогда не прислал ей больше фронтового письма без марки...
- На партах перед вами лежат бумажные треугольнички. Это обыкновенный лист бумаги, сложенный особым образом - треугольничком. Именно такие письма приходили с фронта. На таких письмах не было марок, только адрес – номер полевой почты. Письма, прошедшие сотни километров военных дорог... Письма, которые иногда ждали всю жизнь…
А теперь давайте развернем треугольники и прочтем эти письма.
(Тихо звучит музыка)
...Сейчас у нас на фронте затишье, но что-то томит, и настроение немного тоскливое. Вы знаете, ведь мы бодримся и в разговорах друг с другом, и в письмах родным, но умирать все-таки очень и очень не хочется. Особенно сейчас, когда весна…
Привет с фронта! Здравствуйте, Нина!
Сегодня такая радость - получил Ваше письмо!.. К сожалению, в этот же день, вечером, произошло несчастье - убило моего связного Васю Колбина… Он был очень хороший парень, и мы здорово сдружились за это время... Я Вам признаюсь - ночью, оставшись в землянке один, я плакал, как маленький. Представляете - я, мужчина, командир взвода, и плакал! Утром писал письмо его родным. Если бы Вы знали, как это тяжело. Очень трудно привыкать к смертям. Но что делать? Война есть война.
… Я ненавижу фашизм, ненавижу кровавую, грабящую и убивающую фашистскую нечисть, и если бы у меня была вторая жизнь, я бы отдал и ее… Я счастлив, что был бойцом в этой великой битве. Прощайте, не забывайте меня!
- Какие чувства вы испытали, прослушав отрывки из писем? О чем нас заставляют задуматься эти строки?
- С какой просьбой обращается к нам незнакомый солдат? Почему это для него так важно?
V. ИТОГ УРОКА.
Четыре страшных года, 1418 дней и ночей, длилась Великая Отечественная война. Двадцать семь миллионов людей самых разных национальностей нашей необъятной страны погибли в те годы. Страшно подумать, но ежедневно на фронте и в тылу погибало 19 тысяч человек! Это 792 человека – в час, 13 человек – ежеминутно! Память о них должна жить не только в обелисках и негасимом огне Великой Победы у священных могил, но и в наших сердцах. Память – погибшим, внимание – оставшимся в живых...
- Ребята, давайте минутой молчания почтим память всех тех, кто ценой своей жизни дал нам возможность спокойно жить и расти в свободной стране.
Метроном отстукивает минуту.
Рефлексия.
- Какие мысли и чувства переполняют ваши души сейчас?
- О чем заставило вас задуматься это занятие?
- Изменится ли ваше отношение к ветеранам Великой Отечественной войны и просто к пожилым людям после сегодняшнего урока?
- У каждого из вас на парте лежит индивидуальный план-памятка написания письма и чистый листок бумаги, сложенный треугольником. Дома, опираясь на памятку, на этом листке напишите письмо ветерану, расскажите о сегодняшнем уроке, о своих делах, пожелайте доброго здоровья, подарите внимание и заботу своим письмом. Письма - треугольники, написанные вами, обязательно найдут своих адресатов!
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Написать письмо ветерану.