Русский язык
-
Роль технологий открытого образования в формировании ключевых компетенций при обучении старшеклассников 2011
Цель статьи – показать, как использование технологий открытого образования способствует формированию ключевых компетенций старшеклассников по русскому языку и литературе. В статье представлен опыт работы с несколькими технологиями и положительные результаты этой деятельности, приведены примеры эффективного использования их на уроках и во внеурочное время.
-
Сложное предложение. 9-й класс 2011
Урок-зачет по теме, обобщающий и систематизирующий знания о синтаксисе сложного предложения, развивающий умения различать виды сложных предложений. Контроль знаний.
-
Спряжение глаголов. 6-й класс 2011
Цели урока: повторение изученного о глаголе; формирование умения правильно выбирать орфограммы в написании безударных личных окончаний глаголов.
-
Некоторые особенности лексики устной речи. Зависимость разнообразия от стиля устной речи. 6-й класс 2011
Цели урока: знать лексические особенности устной речи; развивать мышление, речь, память; воспитывать трудолюбие, доброту, внимательность.
-
Правописание корней с чередованием гласных О-А. 2011
Повторительно-обобщающий урок русского языка в 5-м классе по теме: «Правописание корней с чередованием гласных А-О» (с учетом стандартов второго поколения).
-
Урок-практикум с элементами интеграции "Имя прилагательное" 2011
Цель урока: контроль знаний теоретического материала по теме "Имя прилагательное"; расширение филологического кругозора путем проникновения в содержание понятий, выражаемых средствами русского языка; развитие навыков работы с текстом, навыков работы с лингвистическими терминами, навыков синтаксического разбора предложения, морфологического разбора имени прилагательного.
-
Методическая разработка "Учимся писать письма" 2011
Урок развивает интерес у учащихся к эпистолярному жанру, прививает культуру письма. Учитель воспитывает у детей бережное отношение к своему языку и языкам других народов, читателя, способного любить и сострадать.
-
Урок русского языка в 5-м классе по теме "Синонимы" 2011
Урок позволяет познакомить учащихся с синонимами, научить подбирать их к словам и находить в тексте, расширить лексический запас, развивать навык работы со словарной статьей. Для реализации задач были использованы различные приемы: практические задания, работа со словарем, наглядные пособия, игровые технологии.
-
Творческий отчет С.В. Кокиной, учителя русского языка и литературы 2011
В статье дан пример творческого отчета учителя. Творческий отчет – одна из форм, которую можно использовать для рассказа о своей работе на заседании методического объединения учителей школы, города. С таким отчетом можно выступить на педагогическом совете. Презентация к отчету более наглядно демонстрирует работу учителя.
-
Урок-соревнование по русскому языку в 5-м классе "Фонетика. Обобщение изученного" 2011
Формирование фонетико-графических знаний и умений у учащихся – важный и ответственный процесс в преподавании русского языка, как известно, их требует 80% правил русской орфографии. Чтобы этот процесс был успешным, целесообразно использовать на уроках различный занимательный материал, тексты художественных произведений. Предлагаемый урок не только проверяет знания учащихся, но и развивает внимание к выразительности, богатству родного языка, воспитывает любовь к русской речи и литературе.
-
Конспект урока русского языка по теме "Понятие о деепричастии" 2011
Работа внутри понятий или внутри системы понятий создает условия для развития мыслительной деятельности школьников, для глубокого анализа материала, выдвижения гипотез, их сопоставления, проверки, оценки, конструирования способа (алгоритма) практических действий. Предлагаю конспект урока постановки учебной задачи и моделирования в 7-м классе по теме "Понятие о деепричастии. Особенности значения и употребления в речи".
-
Русский язык в деловом общении 2011
Факультативное занятие для учащихся 9-го класса, на котором показаны возможности практического применения теоретических знании. Занятие способствует развитию речи и орфографической зоркости, ученики отрабатывают умение использовать в речи элементы русского речевого этикета.
-
"-Н- и -НН- в суффиксах прилагательных". 6-й класс 2011
На уроке учащиеся формируют первоначальный навык написания одной и двух букв в суффиксах прилагательных. Дальнейшая отработка навыка последует на втором уроке по этой теме.
-
Дом мечты 2011
Урок-игра воспитывает интерес к школьной жизни ребенка, учит развивать в детях стремление к учению с увлечением.
-
Различение повелительного наклонения и формы будущего времени глагола. 6-й класс 2011
Урок изучения нового материала. Опираясь на задания, данные в исследовательских листах, учащиеся самостоятельно делают вывод о различении повелительного наклонения и формы будущего времени изъявительного наклонения глагола.
-
Наречие как часть речи 2011
Традиционная форма урока объяснения нового материала сочетается с использованием информационно-компьютерных технологий, что способствует активизации зрительной памяти и мыслительной деятельности учащихся, а также позволяет сэкономить время на уроке.
-
Рассказы взрослых 2011
Урок готовит учащихся к самостоятельному сочинению в форме рассказа на основе услышанного, развивает монологическую и диалогическую речь, формирует нормы правильной литературной речи, помогает совершенствовать и редактировать рассказы учащихся, находить содержательные и языковые ошибки и недочеты и исправлять их.
-
Грамматическая почта. 6-й класс 2011
Урок-повторение. Важно, что учащиеся не знают, над какими правилами пойдёт работа на уроке, кроме тех детей, которые готовят «запоминалки». «Запоминалки» – это рисунки детей по определенной орфограмме. Точнее, видение ребенком отдельной орфограммы.
-
Односоставные предложения 2011
Цели: систематизировать и обобщить знания учащихся, закрепить умение различать виды односоставных предложений, совершенствовать умение видеть односоставные предложения в контексте и использовать в речи, углубить знания о речевой роли односоставных предложений, развивать творческие способности учащихся и положительную мотивацию к изучению русского языка и литературы.
-
Способы сжатия текста 2011
Урок обобщает и систематизирует знания с использованием ИКТ. Он реализует принципы личностно ориентированного образования, адаптирован ко всем программам по русскому языку (Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. и др., Бабайцева В.В., Разумовская М.М.) и является одним из компонентов подготовки к ГИА.
-
Урок-лабиринт в 6-м классе по теме "Местоимение" 2011
Урок построен в форме путешествия по лабиринту. Чтобы вовлечь учащихся в активную познавательную деятельность, перед ними ставятся поисковые проблемы. Ученикам необходимо было применить полученные знания по теме и вспомнить древнегреческие мифы. В ходе урока учащиеся сражаются с Минотавром, помогают Тесею победить чудовище и находят выход из лингвистического лабиринта.
-
Собирательные числительные в нашей речи. 11-й класс 2011
Цель урока: подготовить учащихся 11-го класса к ЕГЭ по русскому языку с отражением морфологических норм литературного языка. Учащиеся повторяют тему «Собирательные числительные»; знакомятся с нормами употребления собирательных числительных в речи, с их синтаксической ролью, способами их образования; учатся правильно применять числительные в речи и выполнять задания, аналогичные заданиям ЕГЭ.
-
Система уроков русского языка в 5-м классе "Орфограммы сильных позиций" 2011
При создании уроков русского языка для 5-го класса по учебнику В.Репкина (система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова) использовались элементы структуры модульного урока. Обучающиеся знакомы с этой темой еще с начальной школы, и в среднем звене важно актуализировать и систематизировать их знания в групповой и парной работе, а затем скорректировать в процессе индивидуальной проработки материала.
-
Сочинение на экологическую тему в жанре репортажа 2011
Урок носит мировоззренческий аспект, позволяет учащимся соединить воедино знания, полученные на уроках естественно-гуманитарного цикла. Синтез информации позволяет учащимся на более доступном уровне понять сущность природных явлений и явлений языка. Использование различных форм работы позволяет поддерживать на высоком уровне познавательную деятельность учащихся.
-
Проблема употребления ненормативной лексики 2011
Практическая значимость и новизна работы заключается в том, что в ней на примере методического описания классного часа «Проблема употребления ненормативной лексики» для 9-го класса показан опыт применения современных образовательных технологий (РКМЧП, сотрудничество, проектное обучение) во внеурочной деятельности по русскому языку.
-
Урок русского языка в 5-м классе 2011
Данный урок русского языка проводится в 5-м классе после повторения и обобщения материала, изученного в курсе начальной школы. Он помогает систематизировать знания учащихся, совершенствовать орфографические умения и навыки учащихся.
-
Урок русского языка по авторской программе Ю.А. Поташкиной в 4-м классе 2011
Урок разработан по авторской технологии Ю.А. Поташкиной, которая построена на алгоритмах, включающих блок правил по русскому языку. На уроке дети учатся видению смысловых частей в структуре сложного предложения, правильному оформлению схемы предложения. На основе структурного анализа предложения продолжается отработка пунктуационных навыков учащихся, закрепляются ранее полученные умения и навыки работы с предложением, проверяется осознанность выбора написания, совершенствуются умения в видении языковой проблемы и решении её.
-
Правописание и употребление в речи причастий 2011
Урок систематизации и обобщения материала по правописанию и употреблению причастий в речи. Задачи урока: развивать умение находить причастия, правильно писать их и употреблять в речи; закрепить навыки правильного написания причастий; сформировать навык выделения запятыми причастных оборотов; сформировать навык правильного употребления причастий в речи.
-
Перфокарты на уроках русского языка в начальной школе 2011
В последние годы ИКТ в образовании стоят на первом месте. Но в сельских школах оснащенность компьютерами, особенно в начальных классах, остается низкой. Автор использует незаслуженно забытые методы повышения качества образования в целом и повышения грамотности в частности. С этой целью были разработаны перфокарты по разным темам русского языка в начальных классах.
-
Речь как главное средство общения 2011
У человека самая распространенная – речевая деятельность. В связи с развитием и совершенствованием речи учащихся существуют разнообразные направления работы, связанные с текстом. Описанные в данной статье виды работ способствуют количественному и качественному росту словарного запаса учащихся, позволяют им при изложении своих мыслей отбирать наиболее подходящие слова и словосочетания, способствуют общему развитию их речевой и умственной деятельности.