ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Итоговая аттестация в IX классе является важнейшим этапом в подготовке обучающихся к единому государственному экзамену в XI классе. За основу данного элективного курса были взяты требования к уровню подготовки выпускников за курс основной школы.
Цель данного элективного курса состоит в том, чтобы помочь учителю сделать подготовку к государственной итоговой аттестации максимально эффективной.
Содержание данного элективного курса ориентировано на контроль и измерение уровня сформированности у обучающихся основной общеобразовательной школы жизненно важных коммуникативных умений, необходимых для продолжения образования:
- извлекать информацию при аудировании и чтении;
- адекватно понимать и интерпретировать текст в соответствии с темой, стилем, функционально-смысловым типом речи;
- создавать в письменной форме высказывания по заданным параметрам, в том числе воспроизводить исходный текст с различной степенью свернутости;
- соблюдать в практике письма основные языковые нормы (лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные, стилистические)
После изучения предлагаемого элективного курса обучающиеся должны:
- адекватно понимать информацию устного сообщения (цель, тему, главную мысль, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
- обрабатывать информацию звучащего текста;
- понимать отношение автора или героя к одной из поставленных в тексте проблем;
- использовать информацию, содержащуюся в тексте, в качестве аргумента;
- применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;
- последовательно излагать собственные мысли;
- оформлять речь в соответствии с орфографическим, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами русского литературного языка
Данный курс будет способствовать повышению уровня филологической подготовки учащихся, самоопределению в выборе профиля обучения, уточнению готовности и способности ученика осваивать выбранный курс на повышенном уровне.
Учебно-тематический план
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
1 |
Изложение как один из видов связной речи (в письменной или устной форме) |
1 |
2 |
Подробное изложение текста |
1 |
3 |
Сжатое изложение текста |
2 |
4 |
Критерии оценивания изложения |
2 |
5 |
Тестовые задания |
3 |
6 |
Структура сочинения-рассуждения |
1 |
7 |
Критерии оценивания сочинения-рассуждения |
1 |
8 |
Грамотность и фактическая точность речи |
1 |
9 |
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему |
3 |
10 |
Сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом содержания текста |
2 |
Итого |
17 |
Содержание курса
- Изложение как один из видов связной речи
Проверка умения понимать устную речь и воспроизводить ее в письменной форме. Понимание и верная передача основной мысли исходного текста. Выделение макро– и микротемы. Передача исходного текста в соответствии с его речевыми особенностями, соблюдением речевых норм. Ведущий тип речи и элементы других типов. Стилистическое единство. Первое и второе прослушивание текста
Особенности подробного изложения. Сохранение подробностей, деталей, стиля предложенного текста. Сохранение 70% исходного текста (слова, обороты речи, синтаксические конструкции). Сохранение авторских средств художественной, эмоциональной выразительности
Особенности сжатого изложения. Отбор существенной информации. Вычленение в тексте основных микротем. Обобщение содержания исходного текста. Исключение подробностей и обобщение однородных явлений, сохранение основных микротем. Использование авторских ключевых слов и словосочетаний. Объем сжатого изложения
Содержание изложения. Сжатие исходного текста. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
Закрытые (с выбором ответа из предложенных вариантов) и открытые (с дописыванием ответа) тестовые задания. Рекомендации по выполнению тестовых заданий.
Тезис, аргументы, вывод. Способы введения аргументации. Объем сочинения-рассуждения
Понимание смысла фрагмента текста. Наличие примеров-аргументов. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Композиционная стройность работы.
Орфографические нормы. Пунктуационные нормы. Грамматические нормы. Речевые нормы. Фактическая точность.
Обоснованный ответ на поставленный вопрос. Приведение аргументов из текста. Смысловая цельность, структурная связность, композиционные части. Речевое оформление. Последовательность работы.
Понимание смысла фрагмента текста. Гармоничное сочетание анализа и интерпретации текста. Композиция сочинения. Абзацное членение. Смысловая и структурная связность. Точность, богатство и выразительность речи. Цитирование. Последовательность работы.