Тип: урок-исследование.
Вид: использование интерактивного и мультимедийного оборудования, работа в группах.
Образовательные цели урока:
- Формирование представлений о трех группах сочинительных союзов.
- Наблюдение и исследование за ролью союзов в предложениях, в поэтическом слове.
- Совершенствование орфографической и пунктуационной зоркости.
Развивающие цели урока:
- Развивать умения и навыки работать в группах.
- Формирование развития приемов умственной деятельности при повторении, закреплении знаний и выделение обобщающего материала.
Воспитательные цели:
- Воспитывать бережное отношение к природе
- Воспитывать внимание и волю, стремление быть требовательным к себе.
Оборудование:
- интерактивное и мультимедийное оборудование,
- магнитофон и диск с записью произведения Э Грига «Утро»,
- -арточки с заданиями для групповой работы.
Ход урока:
I Организационный этап:
Учитель:
- Добрый день, ребята! Сегодня мы будем работать в группах. Приготовьтесь к активному сотрудничеству.
- Готовы!? Садитесь.
II Сообщение темы и целей урока:
Учитель:
- Тема урока «Сочинительные союзы».
- На уроке мы с вами:
1) повторим понятие «предлоги», какие бываю предлоги; изученные орфограммы о союзах; будем закреплять знания о сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях; говорить о роли союзов в предложении и поэтической речи;
2) будем исследовать, какие три группы составляют сочинительные союзы;
3) делать вывод и обобщать; 4) поговорим о проблеме охраны природы.
III Повторение.
Задание№1 «Четвертый лишний»
Учитель:
- Найдите лишнее слово, прокомментируйте ответ. (Задание на интерактивной доске)
а) несмотря на, благодаря, в течение, над;
б) (в) продолжение, (по) причине, (в) целях, (на) счет;
в) либо, потому что, зато, чтобы.
Задание№2 «Найди нужные предлоги»
(Каждая группа получает карточку, правильный ответ после проверки появляется на интерактивной доске).
1 группа - выписать производные предлоги.
2 группа - выписать непроизводные предлоги
Прийти через неделю, водить хоровод вокруг елки, искать под землей, отдыхать около реки, только для вас, выглянуть из-за дерева, идти вдоль по улице, построили посреди старых домов, тучи над городом, сделать в течение дня, остаться без обеда, договориться насчет дополнительных занятий, отменить занятия в связи с морозами.
I |
|
II |
вокруг |
|
через |
около |
|
под |
вдоль |
|
из-под |
посреди |
|
для |
в течение |
|
из-за |
насчет |
|
над |
в связи |
|
без |
3 группа - выписать словосочетания с производными предлогами.
- ввести новых актеров в продолжение сериала;
- получить замечания в виду опоздания;
- отличаются в роде и падеже;
- ждать в течение суток;
- иметь в виду;
- игрушка вроде конструктора;
- отдыхать в продолжение недели;
- вмешаться в течение мыслей.
Учитель:
- Чем отличаются производные предлоги от непроизводных?
Задание №3 «Составь предложения»
(Каждая группа получает карточку, нужно составить два предложения: 1) предложение, где данное слово- предлог, 2) предложение, где данное слово другая часть речи.
Правильный ответ появляется на интерактивной доске для проверки.)
I |
|
|
|
III |
на счет |
|
|
|
|
насчет |
|
наподобие |
|
вследствие |
Например:
На счет в банке положили крупную сумму.
Мы сегодня должны поговорить насчет поездки на экскурсию и т. д.
Задание №4 Работа с текстом.
(Текст записан на интерактивной доске.)
Учитель: Определите тип текста, стиль, главную мысль.
- Вставить орфограммы, объяснить.
- Объяснить пунктуацию.
(Пропущенные буквы дети пишут на интерактивной доске с каждой группы по цепочке)
Самое це(нн, н)ое на з…мле – з..мля, почва. О з..мле г..ворят – плод..родная , потому что она родит плоды: хлебное з..рно и к..ртофель, ябл..ки и бананы. На угле н..чего (не) растет, на железе тоже. Даже на куске зол..та, на самом д..рогом сам..родке, не выр..стит лопух. А на з..мле растут тысячи различных р..стений, чтобы дать людям пищу, одежду, жилье.
Мы не можем жить без растений, а растения не могут без земли. То есть без плодородной почвы. Почва тонким слоем всегда в несколько десятков сантиметров покрывает земной шар. Вот этот плодородный слой, по которому мы ходим, и дал нашей планете жизнь.
Поэтому землю надо беречь.
(А.С. Мустафин)
Учитель:
- Докажите, что это текст-рассуждение. Найдите: 1) тезис,2) аргументы и доказательства,
3) Вывод.
- Какова главная мысль этого текста?
Дети:
- Нужно беречь богатства Земли!
Презентация слайдов о природе под музыку Э Грига «Утро»
- Осмыслите свое личное отношение к природе.
IV. Физкультминутка.
Учитель:
- Встали, закрыли глаза, написали слово «Земля» головой.
- Открыли глаза, посмотрели вправо, влево, вперед, вниз, посмотрели вдаль.
V. Изучение нового материала.
1. Исследовательская работа
Учитель:
- Давайте понаблюдаем, одинаковую ли роль играю союзы в данной записи?
- Попробуйте исследовать роль каждого сочинительного союза?
- К какому выводу вы придете.
Сочинительные союзы
это |
то |
|
ПЕТЬ |
и |
ПЛЯСАТЬ (союз и – соединяет глаголы) |
не это |
то |
|
НЕ ПЕТЬ, |
а |
ПЛЯСАТЬ (союз а - противопоставляет глаголы) |
или это |
то |
|
ПЕТЬ, |
или |
ПЛЯСАТЬ (союз или - разделяет глаголы) |
Учащиеся делают вывод, что сочинительные союзы можно разделить на три группы
2. Работа по схеме.
Учитель по схеме обобщает выведенную теорию учащихся. Затем предлагает записать в тетрадях для конспектов.
3. Чтение теоретического материала по учебнику.
VI. Закрепление нового материала.
Задание №1. «Мнение группы»
Работа в группах.
Учитель:
- Продолжите мысль. Составьте сложное предложение. Каждая группа использует предложенный сочинительный союз.
I группа (разделительный союз)
II группа (соединительный союз)
III группа (противительный союз)
1) Мы должны бережно относится к природе.......
Например: (или природа может погибнуть.)
2) За последние годы изменилось наше отношение к природе.......
Например: (и об этом говорят результаты исследования…..)
3) Каждый человек обязан беречь богатства Земли........
Например: (а не убивать животных, губить деревья и цветы, загрязнять водоемы…)
Задание №2 «Союзы в поэтическом слове»
Работа в группах.
Учитель:
- Вряд ли мы найдем хоть одно художественное произведение без союзов.
На фрагментах поэтических текстов посмотрим, как действуют союзы, какую роль они играют.
(Каждая группа получает фрагмент стихотворения. Учащиеся анализируют стихотворение, говорят о роли союзов в поэтическом слове.)
I группа
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо в бумаге,
Минута – и стихи свободно потекут.
А.С.Пушкин
(Повторяющийся соединительный союз и открывает первые три строки - три предложения с параллельной связью. Этот союз закрепляет мысли, усиливает плавность поэтической речи. Придает ей легкость, стремительность, усиливает выразительность речи. Четвертый союз и – внутри последней строфы, находится после паузы, завершает поэтические мысли: и стихи свободно потекут.)
II группа
По небу полуночи ангелы летел
И тихую песню он пел;
И месяц, и звезды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.
М.Ю. Лермонтов
(В этом фрагменте тоже наблюдается анафора – одинаковое начало строк. Первый союз и соединяет однородные сказуемые, остальные союзы стоят при перечислении однородных подлежащих второго простого предложения в составе сложного Повторяющиеся союзы и придают строфе плавность, напевность, звучность.)
III группа
Не много лиц мне память сохранила,
Немного слов доходят до меня,
А прочее погибло безвозвратно....
Но близок день, лампада догорает.
А.С. Пушкин
(Во фрагменте два противительных союза. С помощью союза а третье предложение в составе сложного сопоставляется с первыми двумя. Как бы отсекая минувшее. Союз но, начинающий последнюю строку, обрывает разщмышления, прерывает паузу обозначенную многоточием.)
Задание №3 «Угадай пословицу»
Учитель:
-Отгадайте пословицы, объясните смысл, запишите в тетрадь. Объясните роль союза.
1)Не, словами, по, а, по, делам, судят;
2) Товарища, лучшие, себя, а, не, ищи, хуже;
3) Закалка, там, и, смекалка, где;
4) Легко, что, достается, ценится, дешево, то;
5) Мягко, да, жестко, стелет, спать.
VII. Домашнее задание
- Выучить схему: «Сочинительные союзы».
- Написать сочинение на тему: «Судят не по слова, а по делам». Используя в предложениях сочинительные и подчинительные союзы.
VIII. Итог урока
- Что нового, интересного узнали на уроке.
- Что особенно вам понравилось на уроке?
- Какие пожелания у вас есть для соседних групп?
IX. Выявление результативности урока
В каждой группе лежат прямоугольники трех цветов:
- Зеленый цвет – все понял, могу помочь другому!
- Желтый цвет – нужно закрепить дома.
- Красный цвет – не понял.
(Каждый ученик в группе оценивает себя и выбирает соответствующий цвет).
- Составьте пирамиду.