Урок развития речи "Доброе утро"

Разделы: Русский язык


Цель урока: Подготовка обучающихся к написанию сочинения на тему “Утро”.

Задачи урока:

  • Совершенствование навыков анализа текста, умения находить языковые средства текста
  • Формирование навыков коллективного творчества
  • Развитие речи и творческих способностей обучающихся
  • Закрепление умений в использовании приемов словотворчества

Оборудование: запись: Э.Григ “Утро”, сказка Н.Абрамцевой “Тише, пожалуйста”, репродукции картин известных художников на тему “Утро”, подборка стихов известных поэтов на тему “Утро”, компьютер, материалы на печатной основе, проекционная система, фотоаппарат; а также доступ к Интернету, программы работы с мультимедиа, мультимедийные энциклопедии.

Ход урока

I. Оргмомент:

Приветствие, настрой учащихся

II. Новая тема:

1.Слушание музыки (Э.Григ “Утро”) и обмен мнениями. (Не называя произведения, учитель предлагает детям поделиться мыслями, чувствами, ассоциациями, возникшими у них, слушая музыкальное произведение; рассказать, какие картины возникли в их воображении.) 1 слайд

2.Учитель называет музыкальное произведение и его автора: норвежский композитор Э.Григ “Утро”; 3 слайд “Э. Григ”

3.Определение обучающимися темы урока. Учитель знакомит с целью и задачами урока. 4 слайд

4. Составление кеннинга к слову “утро” ( Кеннинг – образное определение понятия, перифраз сочетания существительных в именительном и родительном падежах. 5 слайд ). Или запись слов и выражений на основе ассоциативных связей со словом “утро”

Кеннинг

Утро
Зарождение дня
Поход в школу
Конец ночи
Момент счастья
Пение птиц

Ассоциации

Утро
Улыбка мамы
Солнечный луч
Счастье
Хорошее настроение

5. Подбор эпитетов к слову “утро”.

Групповая работа. 1 группа подбирает эпитеты с положительной семантикой, 2 группа – с отрицательной семантикой.6 слайд

Утро

Жизнерадостное
Веселое
Доброе
Свежее
Многообещающее
Солнечное

Утро

Хмурое
Дождливое
Злое
Плохое

6. – Если утро хорошее, то каким будет настроение человека?

– У человека замечательное настроение, он смотрит на мир с широко открытыми глазами

А если утро плохое, то и настроение у человека плохое. Вспомните фразеологизмы, характеризующие такое настроение.

– Встать с левой ноги, встать не с той ноги

Контрастное настроение, прием антитезы

7.Физкультминутка. 7Слайд

  • Утром бабочка проснулась рано.
  • Улыбнулась, подтянулась.
  • Раз – росой она умылась.
  • Два – изящно повернулась.
  • Три – нагнулась и присела.
  • На четыре – улетела.

8. Анализ сказки.

1. Знакомство с автором сказки. (Слово учителя или рассказ подготовленного ученика Презентация) Слайд 8

Вывод: Н.К.Абрамцева – удивительный человек. С 20 лет она была прикована к постели, не могла ходить, но не пала духом, не обозлилась. Она вставала каждое утро с хорошим настроением, смотрела на мир “в 4 глаза, слушала и слышала в 4 уха, видела только добро и несла радость, свет людям. И снова контраст.

2. Чтение сказки на фоне музыки и видеофильма. (Видеофильм, изображающий спокойную и бурлящую речку) Слайд 9

3. Беседа по тексту:

– О чем или о ком рассказывается в этой сказке?

– В сказке рассказывается о речке.

– Какой изображена речка в начале сказки? Опишите ее внешний облик. Назовите языковое средство, передающее облик речки.

– Эпитеты: “чистая– чистая, прозрачная– прозрачная”; “Чистая, светлая”

– А какой у нее был характер? При помощи каких языковых средств автор передает характер речки?

– Эпитеты: “веселая, добрая речка”, олицетворения: “весь лес поила прохладной водой., позволяла смотреть в себя.., ни с кем не ссорилась, со всеми болтала”

– Обратите внимание на слово “болтала”. Подберите к нему синонимы. Почему именно это слово использует автор? Какой оттенок оно имеет? Кто с кем болтает?

– Болтала (разговорное)– говорила, разговаривала, молвила, сказала и т.д. Друзья болтают друг с другом.

– Как относилась речка к лесным жителям?

– Она со всеми дружила. Ее все любили.

– Какие краски бы вы использовали, чтобы нарисовать эту речку?

– Светлые, яркие, голубые.

– Какой стала речка потом? Опишите ее внешний облик. Назовите языковое средство, передающее облик речки.

-Эпитеты: “мутной, грязной вязкой трясиной стала чистая, светлая речная вода”. Она превратилась в болото.

– А какой у нее стал характер?

– Она стала злой, сердитой, ни с кем не дружила

– Почему же добрая речка превратилась в болото? Что с ней случилось?

– Она проснулась в плохом настроении. Она обиделась, рассердилась, разозлилась, “вышла из себя”

Сорвалась – перен. о действиях очень рассерженного человека.

Вышла из себя – перен. перестать находиться в каком-нибудь состоянии, в гневе утратить самообладание (способность владеть собой, выдержка, хладнокровие); утратить самоконтроль, власть над своими поступками.– Хавна хав чарайми пул. Слайд 10

– В тексте много экспрессии, эмоций. Слайд 11.

Экспрессивность (экспрессия)– (лат.expressio) значит выразительность, яркое, значительное проявление чувств, эмоций и переживаний

– О чьих чувствах мы узнаем? Какие средства использовал автор, чтобы показать эти чувства?

– Мы узнаем о чувствах и настроении речки. Настроения речки противопоставлены, контрастны. “Веселая речка – расстроенная, испуганная, обиженная речка” Прием антитезы (стилистическая фигура контраста в художественной речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов) Слайд 12

“Речка рассердилась, разозлилась, фыркнула и …вышла из себя” градация отрицательного чувства. (выстраивание фразы слов так, что каждое из последующих в ряду сильнее, выразительнее предыдущего характеризует предмет) Слайд 13

– А какие мысли и чувства выражает автор текста? Определите основную мысль сказки. В каких словах она выражена?

– “Выйти каждый может. Выйти легко…очень… Слишком даже…” Как хорошо, когда у тебя с утра хорошее настроение. Все вокруг тебя светлое, ясное. И окружающие, чувствуя тепло, будут добрее и мягче. Но удержать это чудесное настроение удается не всегда, хотя каждый может попытаться. Если ты зол, если тебя обидели, постарайся все забыть, постарайся не переносить свое настроение на других, старайся видеть только хорошее, хотя это сделать очень трудно. И все будет замечательно.

– А теперь скажите, пожалуйста, о ком эта сказка, к кому обращается автор?

– Сказка о людях, о том, как важно нести свет, добро, важно смотреть на мир с чистым сердцем, с открытой душой, и к тебе будут относиться по–доброму.

9. Физкультминутка. Закройте глаза, отдохните. Напишите глазами слово “утро”. Пусть в вас входят только положительные эмоции, пусть у вас будет хорошее настроение.

10 Рассматривание картин художников (звучит музыка Э. Грига, слайд-фильм) Вот каким увидели утро великие художники. Слайд 14

11.Чтение 2-3 стихотворений на тему “Утро”. Вот каким увидели утро известные поэты.

12. Знакомство с понятием “акростих” (выход в Интернет, в свободную энциклопедию Википедия, нахождение понятия “акростих”). Акростих — литературная форма: стихотворение, в котором некоторые (в норме — первые) буквы каждого стиха составляют осмысленный текст (слово, словосочетание или предложение). Слайд 15

12. Творческая мастерская. Сочинение акростихов, составление книжки-малышки (Звучит музыка Э. Грига)

Утро рано– рано встало
Только что поднялось солнце
Рыжий кот не хотел вставать
Однако Утро его разбудило

III. Подведение итогов.

Чтение стихотворения Григоре Виеру “С добрым утром!”.

Слайд 16

Утром светлым, утром ранним,
Утром свежим и румяным
Птицы весело поют,
Люди добрые встают.
С добрым. С добрым утром

IV. Домашнее задание.

Написать сочинение. Тема: “С добрым утром”; “Все начинается с утра”

Использованная литература:

1.Журнал “Литература в школе” 1996г.№1, стр.93

2.www.chertyaka.ru/.../abramtseva_biografia.php

3.www.chertyaka.ru/.../abramtseva_biografia.php

4. www.strumishka.narod.ru/

5. www.strumishka.ru/

Приложение