ХОД УРОКА
I. Устный опрос.
- Над каким разделом русского языка мы сейчас работаем? (Мы сейчас работаем над разделом русского языка, который называется «Лексикология»)
- Что такое лексика? (Лексика – это все слова языка)
- Что изучает Лексикология? (Лексикология изучает лексическое значение слова)
- Какое еще значение имеет слово? (Слово еще имеет грамматическое значение)
II. Определите слово по его лексическому значению (один ребенок пишет слова на доске, остальные – самостоятельно в тетрадях).
1) Все слова языка. (Лексика)
2) Небесное тело, вращающееся вокруг солнца и получающее от него свет и тепло. (планета)
3) Струя жидкости, выбрасываемая вверх из трубы или отверстия силой давления. (Фонтан)
4) Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению. (Омонимы)
5) Прибор в виде раскрывающегося в воздухе большого зонта для прыжка с самолета или спуска с него груза. (Парашют)
6) Безмоторный летательный аппарат тяжелее воздуха для планирующего или парящего полета. (Планёр)
- Проверить написание слов.
Дополнительные вопросы:
- Назвать грамматическое значение слова фонтан. (м.р., ед.ч., И.П.)
- Назвать одно многозначное слово. (Например, фонтан)
- Назвать однозначное слово. (Омонимы)
III. Словарная работа (слова уже написаны на доске).
- Громада
- Громоздить
- Громоздкий
- Громадный
1) Докажите, что это родственные слова:
- У этих слов одинаковые корни.
- У этих слов общее лексическое значение.
2) Выделить корень в этих словах.
3) Каково лексическое значение слова громада? (Куча)
4) Подобрать другие прилагательные, обозначающие признак – «большой размер», записать эти слова в строчку. (Внушительный, огромный, большой, большущий, здоровенный и т.д.)
Слово учителя. Все эти прилагательные обозначают, называют один признак – большой размер, - но разными словами. Это и есть синонимы.
На доске заранее написано:
- Синонимы
- Синонимический
В переводе с греческого
- Син – «одно»
- Оним – «имя»
IV. Работа с учебником
Чтение правила.
- Что такое синонимы? (Синонимы – слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же)
- Чем различаются синонимы? (Могут отличаться друг от друга 1) оттенками лексического значения и 2) употреблением в речи)
V. Работа со словарем (устно с помощью учителя)
- Подобрать синонимы к слову украсть. (Словарь синонимов)
Украсть, похитить, своровать уворовать, стащить, утащить, стянуть, утянуть, спереть, упереть, слямзить, стырить, тяпнуть, свистнуть, стибрить, подтибрить, слимонить, сбондить.
- Почему некоторые слова вызывают смех? (Мы привыкли к учебно-научному стилю изложения, а многие слова, приведенные нами, принадлежат к разговорному стилю)
Письменно
- Записать синонимы к слову испугаться. (Словарь синонимов (устрашиться, струхнуть, перетрухнуть, струсить и пр.))
- Определите, в каком стиле какой из синонимов уместен.
- Чем отличаются эти синонимы друг от друга? (Сферой употребления)
VI. Работа с учебником (закрепление материала)
1) Устно упр. 349, упр. 350 - почему вы считаете эти слова синонимами?
2) Письменно упр. 351 (выписать синонимы только к слову мчаться. Кто быстрее и кто больше?)
- Чем различаются в значении эти слова. (Оттенками значений)
- Назовите из этого ряда синонимов первое слово. (Бежать)
- Назовите из этого ряда синонимов последнее слово. (Лететь)
- Можно ли использовать это свойство синонимов для более точного определения?
3) Упр. 352. Спишите, подчеркните синонимы, которые выражают наше отношение к происходящему. (Болтовня, долговязый, очи, обскакать, черепаший)
VII. Выводы.
- Что такое синонимы?
- А зачем понадобилось одно и то же слово называть разными словами (упр. 351,352)? (Чтобы показать оттенки лексического значения)
-А еще для чего? (Для употребления в речи)
(Все это необходимо для того, чтобы выразить свою мысль более точно (упр.351), чтобы выразить свое отношение к предмету или происходящему (упр.352), чтобы избежать повторений (упр.354)).
- Подбор синонимов – это один из способов толкования лексического значения слова. Например, Смелый – это какой? (Храбрый, отважный)
VIII. А все ли слова имеют синонимы?
- Есть ли слова, которые совсем не имеют синонимов? Приведите примеры.
Бабочка
Балет
Планёр не имеют синонимов
Бакен
Бандероль
- Есть ли слова, которые имеют только один синоним? Приведите примеры.
Бегемот – гиппопотам
Канат – трос имеют только один синоним
Карлик – лилипут
- Некоторые слова имеют очень много синонимов. Например: (учащиеся с помощью учителя)
Красный – алый, багряный, бардовый, кровавый, пунцовый, пурпурный, рубиновый, рдяный, румяный, земляничный, вишневый, розовый, малиновый и др.
IX. Запишите синонимы к слову зеленый.
(Изумрудный, малахитовый, болотный, табачный и др.)
- Отгадайте загадку:
- Она красная?
- Нет, черная.
-А почему белая?
- Потому что зеленая!
(Смородина)
- В каком значении здесь употреблено слово зеленая? («Зеленая» в значении неспелая, недозрелая)
Вывод: некоторые слова могут иметь несколько синонимических рядов. Почему? С чем это связано? (Это связано с тем, что в языке есть многозначные слова. В одном значении у него одни синонимы, в другом – другие)
X. Тренировочные упражнения.
- Подберите синонимы к слову в различных его значениях.
Свежий воздух - ? (чистый)
Свежий хлеб - ? (мягкий)
Свежее утро - ? (прохладное)
Темное лицо - ? (загорелое)
Темная ночь - ? (безлунная)
Темная рубашка - ? (черная)
Верный друг- ? (преданный)
Верное решение- ? (правильное)
- Найдите лишнее слово:
- Огонь, дым, пламя
- Алфавит, азбука, чистописание
- Лошадь, конница, кавалерия
- Бросать, кидать, ловить
- Ураган, дождь, буря
- Шалун, тихоня, озорник
- Подберите синонимы из слов-справок к данным на доске словам
Неправильно |
|
|
|
Неправильность |
(Слова для справок: Неверность, искажено, неверный, неверно, ошибочность, неточно, неточный, фальшивость, ошибочно, искаженный,ложно)
XI. Проверочная срезовая работа (текст работы см. Приложение 2)
XII. Домашнее задание
Учебник (правило), словарный слова
Упр.354
Индивидуальное задание (стихотворение Г.Сангира «Принцесса и людоед) выучить (2 человека) (текст см. Приложение 1)