Урок-практикум по русскому языку в 5-м классе "Путешествие по городу Имя Существительное.
Цели урока: (Слайд №2)
- Привести в систему знания, которые учащиеся получили при изучении имени существительного.
- Закрепить и расширить знания учащихся по данной теме в игровой форме, развивать орфографические навыки.
- Воспитывать любовь и уважение к родному слову.
Оборудование:
- компьютер,
- мультимедийный проектор,
- наглядность в виде слайдов,
- сигнальные карточки у учащихся с обозначением рода.
Тип урока: повторение и систематизация знаний.
Форма урока: урок-практикум с элементами игровой технологии.
Ход урока
1. Организационный момент
II. Вступительное слово учителя.
Зачитывается стихотворение А.Шибаева “Слова, слова, слова…”:
Всему название дано –
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету.
И всё, что может видеть глаз –
Над нами и под нами, –
И всё, что в памяти у нас, –
Означено словами.
– К какой части речи относятся слова, дающие названия зверям, предметам, вещам?
Сообщение темы и цели урока.
– Сегодня мы отправляемся в путешествие по городу "Имя Существительное". Но путешествие у нас необычное, т.к. на улицах этого города нас ждут различные задания, с которыми нам предстоит справиться.
Защита проектов “Портрет Существительного”
III. Основная часть.
Улица Теоретическая. (Слайд № 3).
- Сформулируйте определение имени существительного.
- Что вы знаете о роде имен существительных?
- Как имена существительные распределяются на склонения?
- У каких сущ-ых и в каких падежах в ед. ч. пишутся в окончаниях буквы И и Е?
- Когда у существительных после шипящих и Ц пишется в окончаниях О, а когда Е?
- Какова синтаксическая роль существительных в предложениях?
- Каким образом существительные делятся на одушевленные и неодушевленные?
- Приведите примеры собственных имен существительных.
Улица Практическая. (Слайд № 4).
1. От данных существительных образуйте форму множественного числа, где возможно (2 человека у доски).
Цветок – | Белизна – | |
Молоко – | Слеза – | |
Инструмент – | Инженер – | |
Погода – | Шорох – | |
Километр – | Старость – | |
Богатство – | Насекомое – |
2. Пока ребята работают у доски, я буду вам диктовать существительные, а вы их распределите на 2 столбика. В 1 столбик – одущевленные, а во 2 – неодушевленные.
Небо, иней, школьник, лес, котенок, газета, цветок, заяц, девочка, дочка, ягода, окно, снег, охотник, зал, вечер, учитель, друг.
– А теперь поменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга, пользуясь подсказкой (Слайд № 5).
– Проверяем работу на доске.
3. Определите на какое правило записаны слова в каждой строке и найдите "четвертое лишнее". (Слайд № 6)
Шляпы, галстуки, ремни, очки. (Очки).
Сыном, дочкой, отцом, матери. (Матери).
О просвещении, о решении, о создании, о заречье. (Заречье).
Молодежь, полет, салат, круг.(Молодежь).
Улица Сигнальная. (Слайд № 7)
– Приготовьте сигналы с обозначением рода имен существительных. Я буду называть существительные, а вы определяете его род и поднимаете соответствующую карточку. Вспомним, как правильно определить род.
Ночлег, занавес, растение, насекомое, чиж, нет рощ, в доме, о небе, у калитки, мышь, карандашом, обруч, без яблока, архитектор, много дач, дочь, о лампе, погода, ворота (лишнее, почему?).
Улица Игровая. (Слайд № 8)– Немного отдохнем и поиграем: я называю существительное, а вы устно ставите его в творительный падеж. Если надо в этом существительном писать букву О после шипящих и Ц, то встают ребята I варианта, а если Е, то встают ребята II варианта.
Храбрец (1), солнце (2), ключ (1), красавица (2), удача (2), заяц (2), мудрец (1), отец (1), братец (2), улица (2), чертеж (1).
Улица Морфологическая. (Слайд № 9)
– У людей есть документы. Даже у предметов есть паспорт, рассказывающий, где и когда они сделаны, как с ними обращаться. Существительные являются жителями страны Речь, а у каждого жителя этой страны есть свой документ – морфологический разбор.
Морфологический разбор существительного (паспорт)
Я, ____________, – имя существительное, так как обозначаю ___________ и отвечаю на вопрос _________________.
1. Моя начальная форма: ____________________.
2. Мои морфологические признаки:
а) постоянные: по разряду я существительное – _______________, ______________ (одушевленное-неодушевленное), ____________ (рода), ______________ (склонения);
б) непостоянные: стою в форме ______________ (числа), ______________ (падежа).
3. Работаю в соседнем государстве Синтаксисе.
Сегодня я играю роль _____________________ .
– Давайте вспомним, что включает морфологический разбор имени существительного.
– Выполним разбор имени существительного по вариантам:
- I вариант – (на правом) берегу,
- II вариант – (вежливому) мальчику.
– Проверяем.
Улица Зачетная. (Слайд № 10)
– А сейчас каждый будет работать самостоятельно. У вас на столах карточки, вставьте пропущенные буквы, графически объясните орфограммы.
Карточка №1.
Много луж.., путешествовали по Сибир.., читали о станции.., говорили о Марь.., побывали в музе.., растет на берез.., ч..рный ворон, резать нож..м, погрозить пальц..м, суп с лещ..м, ш..рох листьев, золотой луч.., много рощ.., полевая мыш.., мысли о Родин.. .
Карточка №2.
Путешествовали по Росси.., читали о станци.., говорили о Даш.., побывали на выставк.., растет на ел.., укрыться плащ..м, пять пальц..в, снежных дворц..в, ш..пот ветра, вдоль тропинк.., вкусный крыж..вник, находиться в смущени.., ударить мяч..м.
Проверим на компьютере
IV. Итог урока
– Какую часть речи мы повторили на уроке?
– Какие задания вам понравились?
– Какие вызвали трудности?
– Довольны ли своей работой?
– Мы покидаем этот интересный город.
V. Домашнее задание
(Слайд №11)
Объявление и комментирование отметок
Потрудились сегодня на славу,
Оценками все порадуем маму.
Мы сделаем вывод, ребята, сейчас:
Где трудно одному – поможет весь класс!
И правил, конечно, не знать – это грех.
Когда знаешь всё – рядом бродит успех!
Мы встретимся завтра, желаю удачи!
– Спасибо за урок.