Дидактический инструментарий "Готовимся сдавать ЕГЭ по русскому языку в 11-м классе"

Разделы: Русский язык


Каждый год кому-то из нас приходится “сдавать” Единый государственный экзамен вместе со своими учениками, и мы очень волнуемся, хотя уже и не новички.

Как добиться того, чтобы все ученики успешно сдали один из самых трудных экзаменов – экзамен по русскому языку? Большое значение при этом имеет планирование работы, которое во многом определяется результатами диагностики знаний и умений десятиклассников на начало обучения (1 четверть). Хорошо на уроках работают алгоритмы, особенно при повторении орфографии, морфологии, синтаксиса.

Статистика показывает, что к ЕГЭ нужна специальная подготовка. Важно рационально использовать отведённое время. Для этого нужно правильно спланировать работу:

  1. Распределите ребят по группам. Предложите ученикам этих групп подготовить материал (теорию и практику) по какому-нибудь блоку ЕГЭ и выступить перед классом с наработкой.
  2. Предоставьте ученикам возможность самим составить некоторые задания части  А и В.
  3. Учите ребят обязательно анализировать задания и использовать алгоритмы рассуждения при выборе правильного ответа.
  4. Необходимо чётко продумывать домашние задания.

Большое значение при подготовке к ЕГЭ имеет продуманная организация контрольно-оценочной деятельности учащихся. Эта методика начинает “работать” по-новому с 10 класса. Мои ученики заводят специальные тетради “Моя подготовка к ЕГЭ”. У каждого из них есть возможность улучшить и упрочить знания по конкретной теме. Например, кто-то “хромает” в словообразовании, а кто-то в морфологии, значит, можно использовать наиболее активно этот материал.

В своей работе я использую книгу Н.А. Сениной “Тематические тесты”. В этом пособии содержатся комплекты тестов, сгруппированных по темам в соответствии с планом ЕГЭ по русскому языку. Тесты включают в себя все задания частей А и В. Каждая тема предполагает 10 вариантов, задания которых в целом равноценны по уровню сложности. Это пособие может быть использовано учащимися для самоподготовки или учителем при проведении диагностики знаний.

(Таблица № 1) Имя, фамилия ученика

Вариант 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
А1 +                  
А2 -                  
А3 +                  
А4 +                  
А5 +                  
А6 +                  
и т. д                    
В1 +                  
В2 -                  
В3 +                  
В4 +                  
В5 -                  
В6 -                  
В7 -                  
В8 -                  
К-во баллов 25                  
Рекомендации учителя Повторить …                  

Все работы учащихся проверяются, и результаты фиксируются мною в отдельную тетрадь “Учёт знаний, умений и навыков”. На каждого ученика отдельная страница.(см. таблица №1).

Образец карточки.

А1. Орфоэпия (нормы ударения и произношения)

Вариант №1

1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный?

1) дОлбит

2) дрУжна

3) дремотА

4) щепА

2. В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) арАхис

2) балОванный

3) черпАть

4) вероисповЕдание

3. В каком слове ударение на первом слоге?

1) щавель

2) экскурс

3) эксперт

4) цыган

4. Укажите слово, в котором ударение не падает на последний слог?

1) взорвалась

2) убрала

3) создала

4) донельзя

5. В каком слове выделенная буква обозначает мягкий согласный?

1) аТелье

2) коФе

3) котТедж

4) свиТер

6. В каком слове ударение падает на третий слог?

1) обеспечение

2) плесневеть

3) принудить

4) подобрала

Ответы: 1. 4; 2. 3; 3. 2; 4. 4; 5. 2; 6. 1.

В конце повторения каждой темы на уроке даю диагностические задания, проверяющие освоено ли каждое учебное действие в отдельности. Диагностические задания могут быть представлены как в форме текста, так и в форме традиционной карточки. Для этой работы использую сборник “Учебно-тренировочные тесты и другие материалы для подготовки ЕГЭ”. Составитель Т.Ю. Угроватова. Книга содержит исчерпывающий материал для подготовки к ЕГЭ, который может быть использован для диагностики, повторения, закрепления и контроля знаний. Предназначена для работы в школе и дома. Адресована старшеклассникам и учителям.

Вот тот диагностический текст, который я предлагаю своим десятиклассникам в начале 1 четверти.

Диагностический текст

1. В каком ряду во всех словах следует писать а?

  • Н..дкусить, п..дменить, з..говорить, р..скрыть
  • Н..дорвать, д..бежать, пр..матать, з..стыл
  • Р..сстояние, з..рисовка, с..страдание, н..клейка
  • Пр..отцы, н..дрезать, р..зделить, з..стыл

2. В каком ряду во всех словах следует писать е?

  • Пр..дупредить, пр..готовить, пр..ступление, пр..доставить
  • Пр..следовать, пр.. дание, пр..терпевать, пр..открыть
  • Пр..зрительный, пр..хорошенький, пр..льстить, пр..вратный
  • Пр..светлый, пр..небрегать, пр..стол, пр..озёрный

3. В каком ряду во всех словах есть только проверяемые безударные гласные?

  • С(е,и)неватый, подм(е,и)няем, обл(е,и)теть, р(е,и)зультат
  • Сл(а,о)весный, тр(а,о)вяной, вым(а,о)лить, мет(а,о)форический
  • Кр(е,и)постной, скр(е,и)петь, высл(е,и)дить, веет(е,и)лятор
  • Кр(а,о)вавый, св(а,о)еобразный, др(а,о)жать, к(а,о)рова

4. В каком ряду во всех словах есть только чередующиеся гласные в корне?

  • Р..стение, откл..ниться, прик..снуться, г..рдиться
  • К..саться, выр..внять, ум..реть, бл..стательный
  • К..сица, выт..рать, зап..реть, отск..чить
  • Выг..реть, тв..рительный, оз..рять

5. В каком ряду во всех словах следует писать и?

  • Вз..мать, от..скать, транс..орданский, сверх..интересный
  • Дез..нформация, суб..нспектор, пост..мпрессионинизм
  • Контр..гра, меж..нститутский, пан..сламистский, супер..сточник
  • После..юльский, мед..нститут, вз..рать, пред..юньский

6. В каком ряду во всех словах следует писать одну и ту же букву?

  • Замоч..к, вещ..ство, серебр..ный, рыж..ватый
  • Волос..ной, вкрадч..вый, луков..чка, плать..це
  • Настра..вать, танц..вать, завис..мый, слыш..мый
  • Кольц..вать, колебл..мый, незыбл..мый, открыва..мый

7. В каком ряду во всех словах следует писать одну и ту же букву?

  • Занов.., вправ.., налев.., редк..
  • Издавн.., дочист.., справ.., накрепк..
  • Перво-наперв.., наглух.., снов.., задолг..
  • Искос.., досыт.., сызнов.., зажив..

8. В каком ряду во всех словах следует писать одну и ту же букву?

  • В здании.., в степен.., на лекц.., о счасть..
  • О здоровь.., на темнеющ..м неб.., стел..шь, бор..шься
  • Потерп..шь, накле..м, побре..шься, полож..шь
  • Зайц.., лекц..я, ц..плёнок, круглолиц..й

9. В каком слове следует писать одну и ту же букву?

  • Ш..в, ш..рох, капюш..н, туш..нка
  • Ш..лк, расч..ска, ноч..вка, борщ..м
  • Лиш..н, стереж..м, огорч..нный, ож..г (руку)
  • Холщ..вый, лиц..м, больш.го, хорош..го

10. В каком ряду во всех словах следует писать одну и ту же букву?

  • Бе(з,с)вкусный, и(з,с)править, во(з,с) пылать, чере(з,с)полосица
  • Ко(з,с)ьба, про(з,с)ьба, (з,с)делать, ни(з,с)ходить
  • Доро(ж,ш)ка, заму(ж,ш), пля(ж,ш), бро(ж,ш)кА
  • По(д,т)ставить, о(д,т)дать, на(д,т)кусить, пре(д,т)авить

11. В каком ряду есть слово с ошибкой?

  • Двухъярусный, панъевропейский, разъём, подъячий
  • Бьётся, смеётся, мощный, стаи туч
  • Плащ, хорош, пригож, пять тысяч
  • Отсечь, смажь, навзничь, крестьянин

12. В каком ряду во всех словах следует писать НН?

  • Оловя..ый, серебря..ый, со..ый, торжестве..ый
  • Нарисова..ый, ветре..ый, слома..ый, да..ый
  • Замасле..ый, смеша..ый, безветре..ый, жаре..ый (на сковородке)
  • Ране..ый (боец), вяле..ая (рыба), зва..ый обед, воспита..ик

13. В каком ряду слова пишутся слитно?

  • Пол(?)листа, пол(?)книги, полу(?)тьма, пол(?)дома
  • Аэро(?)сани, зоо(?)парк, дерево(?)обрабатывающий, тонко(?)очерченное
  • Двух(?)сот(?)пяти(?)десяти(?)тысячный, горно(?)лыжный, древне(?)русский, велико(?)светский
  • Хлебо(?)сольный, теле(?)ведущий, пяти(?)сот(?)летие, пол(?)яблока

14. В каком ряду все слова пишутся через дефис?

  • Мине(?)белый, темно(?)бордовый, лейб(?)гвардия, сто(?)пятый
  • Тстинно(?)русский, дело(?)делом, детски(?)наивный, историко(?)философский
  • Жизненно(?)необходимый трёх(?)миллионный, юго(?)западный, чуть(?)чуть
  • Мать(?)и(?)мачеха, точь(?)в(?)точь, едва(?)едва, экс(?)чемпион

15. В каком ряду все слова пишутся раздельно?

  • Пол(?)апельсина, пост(?)модернизм, контр(?)адмирал, полу(?)сонный
  • Ангельски(?)кроткий, крайне(?)враждебный, двести(?)девятый, максимально(?)точный
  • Горе(?)руководитель, дьявольски(?)враждебный, за(?)глаза, европейски(?)образованный
  • Бок(?)о(?)бок, житейски(?)неопытный, в(?)сердцах, по(?)старому

16. Укажите ошибочный вариант написания.

  • Я сделал то же, что и в прошлый раз. Я тоже согласился с ним.
  • Что бы ты ни говорил, я не приду. Чтобы ты не обижался, я пришёл.
  • Я спросил насчёт билетов. Деньги не перевели на счёт банка.
  • Не смотря под ноги, он поднялся на сцену. Не смотря на плохую погоду, рейс не отменили.

17. В каком ряду все слова пишутся слитно?

  • Не(?)медленно прекратите шуметь: в этот не(?)настный день не(?)которые люди чувствуют не(?)домогание.
  • Я не(?)хотя подошёл к не(?)знакомцу и с не(?)годованием потребовал замолчать. Он оказался отнюдь не(?)трусливым.
  • Нам не(?)зачем стоять здесь и не(?)у(?)кого спросить, куда идти дальше, поэтому не(?)обходимо подождать не(?)сколько минут.
  • Не(?)сделанное вовремя дело всё равно должно быть выполнено. Не(?)ужели вы этого не(?)понимаете? Придётся сделать, не(?)взирая на трудности.

18. Укажите ряд, в котором есть ошибка.

  • Газета “Московский комсомолец”, собор Василия Блаженного, Моссовет, мэр
  • Катина книга, Далев словарь, Ясная Поляна, Божье слово
  • Афродита, Древняя Греция, пушкинская пьеса, 15 Ампер
  • Губернатор, министр, вуз, Евангелие

19. Укажите предложение, в котором знаки препинания расставлены правильно.

  • Дважды два – четыре.
  • Мудрость – есть дочь опыта (Л. Да Винчи).
  • Девочка – как солнышко.
  • Бедность – не порок.

20. В каком предложении нужно поставить одну запятую?

  • На восьмом году жизни (?) умея уже читать и писать(2) он сочинял на французском языке маленькие комедии(3) и эпиграммы на своих учителей.
  • Маленький Пушкин (1) проводил бессонные ночи (2) и он тайком в кабинете отца пожирал книги одну за другою (Л. Пушкин).
  • Сущность человека лучше всего (1) благороднее (2) и совершеннее всего выражается через его деяния (3)через его труд (4) и творчество (А. Твардовский).
  • Дуня обвязала ему голову платком (1) намоченным уксусом (2) и села со своим шитьём у его кровати (А. Пушкин).

21. Укажите предложение, в котором знаки препинания расставлены неправильно.

  • Кошка, раз усевшаяся на горячую плиту больше не будет садиться на горячую плиту и на холодную тоже (М. Твен).
  • Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный (М. Монтель).
  • Учёность также может родить лишь листья, не давая плодов (Г. Лихтенберг).
  • Я родился на набережной Малакэ, против Лувра, среди сокровищ наук и искусства (А. Франс).

22. Укажите предложение, в котором знаки препинания расставлены неправильно

  • Невозможно описать поведение чего-то, если неизвестно, что это такое (Д. Уотсон).
  • Тим был так учён, что мог назвать лошадь на девяти языках и так невежествен, что себе под седло купил корову (Б. Франклин).
  • Вот два самых больших открытия человечества: книгопечатание, которое способствует распространению книги, и телевидение, которое отрывает человека от чтения (Ж. Элгози).
  • Первое открытие всегда заключается в том, что есть вещи, которые стоит открывать (Д. Томпсон).

23. Укажите предложение, в котором знаки предложения расставлены правильно.

  • Может быть в один прекрасный день ум поможет нам соорудить какой-то новый мир, но постичь данный – никогда! (А. Франс)
  • Если бы в один прекрасный день природа захотела открыть нам свои тайны и мы увидели бы воочию, каковы те средства, которыми она пользуется для своих движений, то боже правый, какие ошибки, какие заблуждения мы обнаружили бы в нашей жалкой науке!
  • Поистине, единственное, что я сколько-нибудь знаю, - это то, что я полнейший невежда во всём! (М. Монтель).
  • Природа по-видимому мудро позаботилась, чтобы человеческие глупости были преходящими, книги же увековечивают их (Ш. Монтескье).

24. Укажите предложение, в котором знаки препинания расставлены правильно

  • Мне кажется, дорогой, что головы самых великих людей тупеют, когда они соберутся вместе и что там, где больше всего мудрецов, меньше всего мудрости (Ш. Монтескье).
  • Чистая математика – это такой предмет, где мы не знаем, о чём мы говорим и не знаем, истинно ли то, что мы говорим (Б. Рассел).
  • Природа подобна женщине, которая любит наряжаться, и которая, показывая из-под своих нарядов то одну часть тела, то другую, подаёт своим настойчивым поклонникам некоторую надежду узнать её когда-нибудь всю (Д. Дидро).
  • В слове “учёный” заключается только понятие о том, что его учили, но это ещё не значит, что он чему-нибудь научился (Г. Лихтенберг).

25. Укажите предложение, в котором знаки препинания расставлены неправильно.

  • Невежда имеет большое преимущество перед человеком образованным: он всегда доволен собою (Наполеон).
  • Сомневаться во всём, верить всему – два решения, одинаково удобные: и то и другое избавляют нас от необходимости размышлять (А. Пуанкаре).
  • Мысли философа как звёзды, они не дают света, потому что слишком возвышенны (Ф. Пуанкаре).
  • Я люблю всех девятерых муз – надо искать счастья у возможно большего числа дам (Ф. Вольтер).

26. Укажите предложение, в котором знаки препинания расставлены неправильно

  • Л. Арцимович сказал: “Наука есть лучший современный способ удовлетворения любопытства отдельных лиц за счёт государства”.
  • “Я не нашёл нигде в книгах указания о местонахождении земного рая”, - шутил Х. Колумб.
  • На вопрос, ставить ли громоотвод на новое здание храма, Эдисон ответил: “Непременно. Провидение бывает иной раз очень рассеянным”.
  • Учёный спрашивал, почему у меня такие хорошие студенты, и отвечал, потому что я сам не очень умный.

27. В каком слове произносится гласный [о]?

  • Голова
  • Порядок
  • Соловей
  • Лёд

28. В каком слове произносится твёрдый согласный [т]?

  • Текст
  • Термин
  • Тема
  • Партер

29. В каком предложении есть фразеологизм?

  • Сажень – русская мера длина, равная 2 метрам 13 сантиметрам.
  • Косым в математике называется острый угол.
  • Он был высок, силён – косая сажень в плечах.
  • Плечо в физике это часть рычага от точки опоры до точки приложения силы.

30. Какое слово состоит из приставки, корня, суффикса и окончания?

  • Ответственность
  • Осмысливший
  • Подлунный
  • В городке

31. Какое из указанных слов данного ниже предложения является действительным причастием прошедшего времени?

Совершенно обессиленного, дошедшего до крайней степени истощения, его подобрали крестьяне сожжённой деревушки Плав.

  • Совершенно
  • Обессиленного
  • Дошедшего
  • Сожжённой

32. Какая характеристика соответствует данному предложению?

Алексей Маресьев, тогда ещё лейтенант, был сбит в воздушном бою, упал в болотистом районе Калининской области, в глубоком тылу противника, в вековом девственном лесу.

  • Простое предложение с однородными членами
  • Бессоюзное сложное предложение со значением последовательности
  • Сложноподчинённое предложение, включает две грамматические основы
  • Сложносочинённое предложение

33. Укажите предложение с грамматической (синтаксической) ошибкой.

  • Этот человек всегда спокоен и уверен в себе.
  • Я поражаюсь твоим поведением.
  • Ученик был преисполнен решимости в достижении своей цели.
  • Я хочу поделиться своей радостью с друзьями.

34. В каком предложении нарушены нормы лексической сочетаемости?

  • В этом году вся страна отмечает шестидесятипятилетие великой победы в Великой Отечественной войне.
  • В преддверии праздника участники войны совершили “Поход памяти” по местам морских сражений и опустили венки на месте гибели своих товарищей.
  • В День Победы в Москве планируется проведение грандиозных мероприятий.
  • Каждый человек должен стремиться оказать заботу и внимание ветеранам войны.

Ответы: 1. 4; 2. 3; 3.2; 4.2;5.3; 6.4; 7.1: 8.2; 9.3;10.2; 11.1; 12.3; 13.3; 14.4; 15.2; 16.4; 17.1 18.3; 19.1; 20.2; 21.1; 22.2; 23.3; 24.4; 25.4; 26.4; 27.4; 28.4; 29.3;30.3;31.3;32.1; 33.2; 34.4

Во время проверки работ выявляются типичные ошибки, обнаруживаются пробелы в знаниях. В колонку таблицы “Рекомендации учителя” ученикам, не справившимся с тем или иным заданием диагностической работы, записываю параграфы и страницы учебника, теоретический материал которых необходимо повторить и сдать, получив зачёт.

В тетрадях “Моя подготовка к ЕГЭ” записываются сложные вопросы теории языка и обобщаются самые необходимые материалы по разделам лингвистики в схемах, таблицах, блоках. Вот темы, которые мы прорабатываем:

1) Орфоэпия (нормы ударения и произношения).

2) Лексические нормы (употребление слова).

3) Морфологические нормы.

4) Синтаксические нормы (построение предложения с деепричастным оборотом).

5) Синтаксические нормы (нормы согласования и управления; построение предложений с однородными членами; построение сложноподчинённых предложений).

6) Грамматика. Текст.

7) Морфемный анализ слова.

8) Правописание Н и НН в суффиксах различных частей речи.

9) Правописание корней.

10) Правописание приставок, правописание на стыке приставки и корня.

11) Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени.

12) Правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н- и –НН-).

13) Правописание НЕ и НИ.

14) Слитное, дефисное, раздельное написание.

15) Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.

16) Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи.

17) Грамматические нормы (синтаксические нормы).

На первых страницах тетради “Моя подготовка к ЕГЭ” помещаем “Словарь литературоведческих терминов”.

И последнее, для уверенности в сдаче экзамена можно использовать известную притчу “Всё в твоих руках”. Я читаю её своим ученикам и надеюсь, она придаёт им силу.

Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошёл на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутыми ладонями и подумал: “Спрошу-ка я у мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мёртвая? Если он скажет: живая, - я сомкну ладони, и бабочка умрёт, а если он скажет: мёртвая, - я раскрою ладони, и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее”. Так всё и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: “Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, живая или мёртвая?” И тогда мудрец, который действительно был очень умным человеком, сказал: “Всё в твоих руках…”.

Литература

  1. Павлова М.А. Интенсивный курс повышения грамотности с помощью НЛП. М., 2000. Стр. 92.
  2. Сенина Н.А. Русский язык. Тематические тесты. ЕГЭ-2008: учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Легион, 2008. – 352 стр.
  3. Угроватова Т.Ю. ЕГЭ по русскому языку: учебно-тренировочные тесты и другие материалы для подготовки . –М.:АСТ; СПб.: Астрель – СПб, 2008. – 399 стр.