Лексика. 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Учебник: для 5-х классов общеобразовательных учреждений, Москва «Просвещение» 2004.

Авторы учебника: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская,  Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян,  И.И. Кулибаба.

Страницы: 126-129

Демонстрационный материал: компьютерная презентация (Приложение 1), Толковый словарь русского языка Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. М., 1995.

Задачи: обогащение словарного запаса учащихся, формирование умения употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, воспитание потребности пользоваться толковым словарем

Знать: определение понятий «Лексика», «Лексическое и грамматическое значения слова»; толковые словари; важность обогащения лексического запаса.

Уметь: различать лексическое и грамматическое значения слова; пользоваться толковым словарем.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

(1 слайд)

2. Цели и задачи урока

(2 слайд)

3. Чтение стихотворения:

Всему название дано –
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных – нету!
И все, что может видеть глаз, –
Над нами и под нами, –
Означено словами.

(Шибаев А.)

Беседа

(3 слайд)

4. Проверь себя

(4-6 слайды)

5. Работаем в тетради

Запись высказывания К. Г. Паустовского (7 слайд)
Выполнение задания: обозначить окончания имен существительных

К. Г. Паустовский – замечательный писатель, говорит нам о богатстве и красоте русского языка
Приведем пример: Говоря о дожде (всем нам хорошо знакомом природном явлении), он употреблял такие слова

(8 слайд)

6. Обсуждение с учащимися значения данных слов

Работа в тетради: Записать предложение под диктовку, расставить необходимые знаки препинания.

Паустовский писал: «Тот народ, который создал такой язык, – поистине великий и счастливый народ».

7. Слово учителя о происхождении слова «лексика» (9 слайд) о том, как интересно и важно для каждого человека пополнять, обогащать свой словарный запас, уметь открыть для себя слово

8. Работа по учебнику, выполнение упражнения 327 (устно)

Дается определение лексического значения слова (10 слайд).

Знакомство со школьным толковым словарем русского языка.

Разъяснить значение слова, показать, что по этому словарю можно проверить написание слова, произношение, выяснить отдельные морфологические признаки, разобрать примеры употребления данного слова. Отмечается, что слова в словаре размещаются в строгом алфавитном порядке. На примере показать строение словарной статьи.
Работа с «трудными» словами (11 слайд).

Запись в тетрадь.

9. Объяснение понятия «грамматическое значения» слова (12 слайд)

10. Выполнение задания: определить лексическое и грамматическое значения указанного слова

(13 слайд)

Составить и записать в тетрадь с данным словом простое предложение, осложненное однородными сказуемыми

11. Минутка для шутки (14 слайд)

Определить, что помогает в загадке найти ответ

12. Вывод урока (15 слайд)

13. Чтоб упрочить ваши знания – даю домашнее задание.

– §63 страница 126, упражнение 325.