Проблема успешности обучения старшеклассников, их адаптации к новым дидактическим условиям и формам деятельности связана не только с их психологической подготовленностью, но и с неумением самостоятельно работать: читать научные тексты, слушать и записывать лекции, извлекать и адекватно первоисточнику перерабатывать значимую информацию и т.п.
До последнего времени необходимые способы и приемы самостоятельной работы у учащегося формировались в основном в результате их индивидуальных усилий и поисков рациональных методик в процессе самообразования. Школьные программы по русскому языку и литературе не предполагают системы обучения приемам самостоятельного получения знаний и формирования необходимых умений; не ориентированы на совершенствование самостоятельности и творческого поиска учащихся в процессе изучения разных предметов. Это приводит к тому, что некоторые учащиеся испытывают затруднения в планировании, организации и рефлексировании собственной учебной деятельности; их коммуникативно-познавательные умения остаются неудовлетворительными, что свидетельствует о несформированности у них образовательной компетенции – совокупности взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика, необходимых, чтобы осуществлять личностно и социально-значимую продуктивную деятельность по отношению к объектам реальной действительности.
Образовательная компетенция относится к ключевым компетенциям и непосредственно связана с информационной и коммуникативной, а косвенно, опосредованно – с общекультурной, личностного самосовершенствования, социально-трудовой. Образовательная компетенция обеспечивает формирование общеучебных знаний, умений, способов деятельности, таких качеств личности, как когнитивные, оргдеятельностные, креативные, коммуникативные.
Принципы проекта:
- активность обучающихся, их заинтересованность в результатах своего труда и установка на конечный результат, которая обеспечивается сознательностью освоения материала, системностью занятий;
- соединение теории и практики.
Для реализации этих принципов необходимы теоретические сведения об изучаемых жанрах (конспекте, реферате, докладе, отзыве, резюме); практический материал, направленный на формирование умений анализировать и создавать тексты данных жанров; дотекстовые вопросы, актуализирующие имеющиеся у учащихся сведения по теме; а самое главное, инструкцию – технологию, обобщающую приемы, способы деятельности, порядок того или иного вида деятельности.
Цели и задачи:
- повышение эффективности образовательного процесса за счет совершенствования у учащихся учебно-познавательной деятельности;
- освоение основных общеучебных умений, что в результате обеспечивает функциональную грамотность;
- развитие у школьников оргдеятельностных, коммуникативных, креативных качеств личности;
- развитие навыков самостоятельного достижения намеченной цели, конструирования полученных знаний;
- развитие навыков предвидения проблемы, которую предстоит решить;
- формирование умения ориентироваться в информационном пространстве: находить источники, из которых можно почерпнуть информацию;
- развитие навыков обработки информации;
- формирование навыков проведения исследований;
- формирование навыков передачи и презентации полученных знаний и опыта.
Типологические признаки проекта:
- по продолжительности – 2 года (60 часов, 2010 – 2011, 2011 – 2012 учебные годы);
- по числу учащихся – групповое проектирование;
- по предметным областям – межпредметный (формирование общеучебных знаний, умений);
- по доминирующему методу – творческий.
Положительные факторы данной проектной деятельности:
- повышение мотивации;
- развитие способности к активной практической деятельности;
- создание условий для совместной творческой деятельности ученика и учителя.
Продукт проектной деятельности:
- научно-методическое пособие «Технология самостоятельной учебно-научной и исследовательской деятельности»;
Технологическая карта проекта
Этапы |
Содержание |
Деятельность учащегося |
Деятельность учителя |
К-во часов |
Ценностно-ориентационный | Установочное занятие. Цели, задачи проекта. | Осознание замысла, мотива деятельности, значимости предстоящей работы. | Мотивация выбора проектной деятельности, раскрытие его цели и значимости. | 2 |
Планирование | 1. Определение источников информации. 2. Определение способов сбора и анализа информации. 3. Способы представления результатов (формы отчета). 4. Установление процедур и критериев оценки результатов и процесса. |
Составление плана действий, формирование задачи, гипотезы, идеи, выбор средств деятельности. | Консультация по технологии выполнения проекта (структурирование, общие и специфические требования). | 4 |
Поисково-исследовательский | Сбор и анализ информации. | Анализ, сопоставление теоретических и исследовательских материалов. | Стимулирование поисковой деятельности учащихся, подготовка памяток и алгоритмов по организации самостоятельной работы. | 12 |
Промежуточный отчет | Представление материалов. | Представление альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта, демонстрация материалов, обсуждение. | Наблюдение, консультация, корректировка. | 4 |
Исполнительский | Составление алгоритмов, технологий. | Составление алгоритмов работы над планом (простым, сложным, цитатным), тезисами, конспектами, библиографией, аннотацией, рефератом, технология подготовки доклада и курсовой работы, исследования, резюме. | Стимулирование и консультирование. | 14 |
Оформительский | Паспорт проектной работы. Проектная папка. | Оформление паспорта (титульный лист, тип, цель, задачи, вопросы проекта, необходимое оборудование и т.п.), оформление проектной папки (план выполнения, промежуточный отчет, вся собранная информация по теме, результаты анализа и исследования, записи всех идей, гипотез и решений, краткое описание проблем, с которыми стакивались учащиеся, способы их преодоления); оформление учебного пособия. | Организация деятельности по оформлению, консультация о требованиях к оформлению проекта и учебно-методического пособия. | 14 |
Оценочно-рефлексивный | Анализ проделанной работы. | Самооценка деятельности. | Оценка:
Коррекция. |
4 |
Презентативный | Защита проекта. | Проектирование формы презентации, подготовка тезисов выступления и демонстрационного материала, учебно-методического пособия, подготовка публичной защиты. | Подготовка рецензии, генеральная репетиция публичной защиты проекта. Доработка с учетом замечаний и предложений. | 6 |