Технология самостоятельной учебно-научной и исследовательской деятельности

Разделы: Русский язык, Общепедагогические технологии


Проблема успешности обучения старшеклассников, их адаптации к новым дидактическим условиям и формам деятельности связана не только с их психологической подготовленностью, но и с неумением самостоятельно работать: читать научные тексты, слушать и записывать лекции, извлекать и адекватно первоисточнику перерабатывать значимую информацию и т.п.

До последнего времени необходимые способы и приемы самостоятельной работы у учащегося формировались в основном в результате их индивидуальных усилий и поисков рациональных методик в процессе самообразования. Школьные программы по русскому языку и литературе не предполагают системы обучения приемам самостоятельного получения знаний и формирования необходимых умений; не ориентированы на совершенствование самостоятельности и творческого поиска учащихся в процессе изучения разных предметов. Это  приводит к тому, что некоторые учащиеся испытывают затруднения в планировании, организации и рефлексировании собственной учебной деятельности; их коммуникативно-познавательные умения остаются неудовлетворительными, что свидетельствует о несформированности  у них образовательной компетенции – совокупности взаимосвязанных смысловых ориентаций,  знаний,  умений, навыков и опыта деятельности ученика, необходимых, чтобы осуществлять личностно и социально-значимую продуктивную деятельность по отношению к объектам реальной действительности.

Образовательная компетенция относится к ключевым компетенциям и непосредственно связана с информационной  и коммуникативной, а косвенно, опосредованно – с общекультурной, личностного самосовершенствования, социально-трудовой. Образовательная компетенция обеспечивает формирование общеучебных знаний, умений, способов деятельности, таких качеств личности, как когнитивные, оргдеятельностные, креативные, коммуникативные.

Принципы проекта:

  • активность обучающихся, их заинтересованность в результатах своего труда и установка на конечный результат, которая обеспечивается сознательностью освоения материала, системностью занятий;
  • соединение  теории и практики.

Для реализации этих принципов необходимы теоретические сведения об изучаемых жанрах (конспекте, реферате, докладе, отзыве, резюме); практический материал, направленный на формирование умений анализировать и создавать тексты данных жанров; дотекстовые вопросы, актуализирующие имеющиеся у учащихся сведения по теме; а самое главное, инструкцию – технологию, обобщающую приемы, способы деятельности, порядок того или иного вида деятельности.

Цели и задачи:

  • повышение эффективности образовательного процесса за счет совершенствования  у учащихся учебно-познавательной деятельности;
  • освоение основных общеучебных умений, что в результате обеспечивает функциональную грамотность;
  • развитие у школьников оргдеятельностных, коммуникативных, креативных качеств личности;
  • развитие навыков самостоятельного достижения намеченной цели, конструирования полученных знаний;
  • развитие навыков предвидения проблемы, которую предстоит решить;
  • формирование умения ориентироваться в информационном пространстве: находить источники, из которых можно почерпнуть информацию;
  • развитие навыков обработки информации;
  • формирование навыков проведения исследований;
  • формирование навыков передачи и презентации полученных знаний и опыта.

Типологические признаки проекта:

  • по продолжительности – 2 года (60 часов, 2010 – 2011, 2011 – 2012 учебные годы);
  • по числу учащихся – групповое проектирование;
  • по предметным областям – межпредметный (формирование общеучебных знаний, умений);
  • по доминирующему методу – творческий.

Положительные факторы данной проектной деятельности:

  • повышение мотивации;
  • развитие способности к активной практической деятельности;
  • создание условий для совместной творческой деятельности ученика и учителя.

Продукт проектной деятельности:

  • научно-методическое пособие «Технология самостоятельной учебно-научной и исследовательской деятельности»;

Технологическая  карта  проекта

Этапы

Содержание

Деятельность учащегося

Деятельность учителя

К-во часов

Ценностно-ориентационный Установочное занятие. Цели, задачи проекта. Осознание замысла, мотива деятельности, значимости предстоящей работы. Мотивация выбора проектной деятельности, раскрытие его цели и значимости. 2
Планирование 1. Определение источников информации.

2. Определение способов сбора и анализа информации.

3. Способы представления результатов (формы отчета).

4. Установление процедур и критериев оценки результатов и процесса.

Составление плана действий, формирование задачи, гипотезы, идеи, выбор средств деятельности. Консультация по технологии выполнения проекта (структурирование, общие и специфические требования). 4
Поисково-исследовательский Сбор и анализ информации. Анализ, сопоставление теоретических и исследовательских материалов. Стимулирование поисковой деятельности учащихся, подготовка памяток и алгоритмов по организации самостоятельной работы. 12
Промежуточный отчет Представление материалов. Представление альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта, демонстрация материалов, обсуждение. Наблюдение, консультация, корректировка. 4
Исполнительский Составление алгоритмов, технологий. Составление алгоритмов работы над планом (простым, сложным, цитатным), тезисами, конспектами, библиографией, аннотацией, рефератом, технология подготовки доклада и курсовой работы, исследования, резюме. Стимулирование и консультирование. 14
Оформительский Паспорт проектной работы. Проектная папка. Оформление паспорта (титульный лист, тип, цель, задачи, вопросы проекта, необходимое оборудование и т.п.), оформление проектной папки (план выполнения, промежуточный отчет, вся собранная информация по теме, результаты анализа и исследования, записи всех идей, гипотез и решений, краткое описание проблем, с которыми стакивались учащиеся, способы их преодоления); оформление учебного пособия. Организация деятельности по оформлению, консультация о требованиях к оформлению проекта и учебно-методического пособия. 14
Оценочно-рефлексивный Анализ проделанной работы. Самооценка деятельности. Оценка:
  • креативности;
  • качества использованных материалов;
  • неиспользованных возможностей;
  • потенциал продолжения;
  • качество отчета.

Коррекция.

4
Презентативный Защита проекта. Проектирование формы презентации, подготовка тезисов выступления и демонстрационного материала, учебно-методического пособия, подготовка публичной защиты. Подготовка рецензии, генеральная репетиция публичной защиты  проекта. Доработка с учетом замечаний и предложений.

6