О пчелках, о меде и о русском языке

Разделы: Русский язык


Методическая проблема учителя – «Развитие речи учащихся через словарную работу». Решению этой проблемы способствуют уроки, подобные данному. Этот урок проводится после изучения темы «Лексика» и предполагает расширение словарного запаса учащихся, а через это и развитие речи школьников.
Рассказ о пчёлах и их жизни расширяет кругозор учащихся, способствует формированию нравственных качеств, таких, как трудолюбие, коллективизм.

Цели и задачи урока:

  • пропаганда здорового образа жизни;
  • пополнение словарного запаса учащихся;
  • развитие речи учащихся через словарную работу;
  • формирования умения самостоятельно работать со словарями;
  • формирование орфографических умений и навыков учащихся;
  • закрепление навыков производить различные виды разборов.

Оборудование урока:

  • компьютер;
  • мультимедийный проектор;
  • учебники;
  • тетради;
  • «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова;
  • Этимологический словарь;
  • «На пасеке»;
  • В.Ф.Стрельцов «Азбука пчеловода»;
  • раевня;
  • дымарь.

ХОД УРОКА

I. Оргпериод

Учитель: Ребята, совсем недавно мы изучали с вами лексику и говорили, что легче сосчитать звёзды на небе, чем слова в языке. Это действительно так. Чем образованнее, начитаннее человек, тем богаче его словарный запас, тем интереснее его речь.
На сегодняшнем уроке мы поговорим с вами о пчёлах и обо всём, что с ними связано. Но так как у нас всё же урок русского языка, мы поговорим и о нём тоже. Вернее, о том, какие слова связаны с темой «пчёлы и пчеловодство», как они возникли в языке, что обозначают. Для этого нам нужны будут словари. Кроме того, придётся вспомнить различные виды разборов слов. Дома вы прочитали книгу «На пасеке». Знания, которые вы почерпнули из неё, пригодятся нам сегодня на уроке. (Приложение 1, слайд)

II. Фонетическая зарядка

1. Произведём фонетический разбор слов

1) пчёлы;  2) улица;  3) мёд

2. Назовите слово, в котором

– есть глухой, всегда мягкий согласный;
– есть глухой, всегда твёрдый согласный;
– происходит оглушение согласного на конце слова.

III. Беседа по вопросам и заданиям

Отвечая на вопросы, выполняя задания, не забывайте делать необходимые записи в рабочих тетрадях.

– Как давно люди стали заниматься пчеловодством? (Приложение 1, слайд)
– Как раньше назывался этот вид деятельности людей? (Бортничество).
– Какие слова употребляются для называния того, кто занимается разведением пчёл? (Пчеловод, бортник, пчеляк). Какое из этих слов является разговорным? (Пчеляк) Кто его употребляет в своей речи? (Пчеловоды). (Приложение 1, слайд)
– Как называется место, где пчеловоды выставляют пчелиные домики? (Пасека) Почему оно так называется?
– Запишем слово пчеловод в свои тетради и произведём его морфемный разбор. (В этом слове два корня: -пчёл- и - вод-).
– Сделаем словообразовательный анализ этого слова

Пчеловод пчела, водить; о – соединительная гласная.

– Подберём однокоренные слова к слову бортник. (Борть, бортничество). Что обозначают эти слова? (Можете, в случае необходимости обратиться к толковому словарю)
– Запишите словообразовательную цепочку, состоящую из этих слов.

Борть – бортник – бортничество.

– Каким словом сейчас мы называем жилище пчёл? (Улей)
– Назовите мне все известные вам слова, в состав которых входит элемент – ул (В древности – ула; сейчас – улица, улитка).
– Что общего между этими словами, кроме элемента -ул-? (Ул – «проход», «отверстие»; улица – это проход между домами, тело улитки прячется в раковину через отверстие; между рамками в улье есть es – проходы) (Приложение 1, слайд)
– Что вы знаете об устройстве улья? (Рассказ ученика). (Приложение 1, слайд)
– А знаете ли вы, кто живёт в улье? (Матка, рабочая пчела, трутни, детка). Как называется пчелиная семья? (Рой)
– Расскажите мне поподробнее о пчелиной жизни. (Рассказ ученика).
– Какие продукты пчеловодства называют пчелиной аптекой? (Мёд, прополис, пчелиный яд, маточное молочко).
– Где и для чего употребляют эти продукты пчеловодства? (Приложение 1, слайд)
– Что значит «отроиться»? (Приложение 1, слайд)

IV.Слово учителя о рое, покинувшем улей. Знакомство со словами «роевня», «дымарь». Демонстрация предметов

– Знаете ли вы, как надо вести себя, если вокруг вас вьётся пчела?
– Полезен ли укус пчелы?
– Знаете ли вы, что происходит с пчелой, ужалившей кого-либо?
– Назовите самого большого любителя мёда среди животных.

V. Работа с текстом (Приложение 1, слайд)

Списать предложения, вставить пропущенные буквы.

Знаете ли вы, что пч…лы д…ют нам ур…жай? Чтобы выр…сли сливы, груши, яблоки, абрикосы и огурц(ы, и), пыльца с цв…точ()ной тычинки д…лжна попасть на пестик. Тут без пчелы (не)обойтись. Она копошит()ся, ворочает()ся в цв…тке, доставая нектар, а сама вся в пыльце перемазалась. Цв…тку того и надо.    Зимой пч…лы работают в т…плицах. Когда хрустиш(…) зимой огурцом, вспомни о пч…лах!

Проверка выполненного задания

VI. А теперь давайте посмотрим, как вы запомнили слова по теме «Пчёлы и пчеловодство». Для этого мы будем с вами разгадывать кроссворд.

Задания к кроссворду  «Пчёлы» (Приложение 2)

По горизонтали:

  1. Домик пчёл.
  2. Продукт пчеловодства, используемый для приготовления настойки, которой полощут горло при ангине.
  3. Житель улья – символ тунеядства и лени.
  4. Проход между рамками.
  5. Как называется место, где выставляются ульи?
  6. Животное, в названии которого говорится, что он любит есть мёд.
  7. Куда пчёлы откладывают мёд.
  8. Чего боятся пчёлы?
  9. Что собирают пчёлы на цветах?

По вертикали:

  1. Насекомое, символ трудолюбия.
  2. Человек, занимающийся разведением пчёл.
  3. Вещество, из которого делают вощины.
  4. Вход в улей.
  5. Устройство, с помощью которого нагнетают на пчёл дым.

VII. Итог урока

Учитель: Ребята, расскажите, что нового вы узнали о пчёлах и словах, с ними связанных? (Ответы учеников)

Учитель: Может быть, ваша жизнь сложится таким образом, что, став взрослыми, вы сами будете разводить пчёл. Я хочу сказать, что это

–  очень трудное, но чрезвычайно интересное занятие;
–  все без исключения пчеловоды – люди добрые. Злых людей пчёлы не терпят;
– все пчеловоды ведут здоровый образ жизни. Запах алкоголя пчёлы чувствуют за сто вёрст и ненавидят его;
– все пчеловоды – люди, соблюдающие правила личной гигиены. Грязнуль или просто неопрятных людей среди пчеловодов не бывает. И это опять потому, что пчёлы не выносят неприятных запахов.

Из всего сказанного становится ясно, что пчеловод – фигура более чем привлекательная. И ещё один «плюс» в пользу пчеловодов:
– почти все пчеловоды – долгожители. Ведь они имеют дело с ценнейшим из продуктов – мёдом. А он способствует укреплению иммунной (защитной) системы организма, и болезни отступают перед ним.

Оценки (Булки с мёдом к обеду)

VIII. Домашнее задание: сочините сказку о жизни пчелиной семьи.