Глагол. Повторяем орфографию. 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду - в движенье всё придёт.

Цель урока: привести в систему орфографию по теме "Глагол", проверить умение видеть орфограммы.

Оборудование: доска, сигнальные карточки (Е-И), оценочные карты.

На доске запись:

Должны знать орфограммы

  • "правописание -не с глаголами, -тся и -ться, -ь,
  • суффиксов -ова(-ева), личные окончания глаголов I и II спряжения",
  • попутные орфограммы.

Слово учителя.

Вспомним, какую часть речи мы закончили изучать? (глагол).

Почему говорят "Глагол - это самая живая часть речи"? (ответы учащихся).

Обратим внимание на запись на доске:

Летит ракета.

Люди строят зданья.

Цветут сады.

И хлеб в полях растёт.

Какую картину вы видите? (всё в движении)

Какая часть речи помогает увидеть движение? (глагол).

А теперь обратим внимание на эпиграф, что о себе говорит глагол? (работа с эпиграфом).

Следовательно, мы должны уметь грамотно с ним обращаться.

I. На дом было задано повторить всё, что мы знаем о глаголе и собрать все орфограммы по теме. Начнём с блиц-опроса в письменной форме (в тетради). Ваша задача записать только ответы.

  1. Глагол какого времени не имеет лица?
  2. Какой глагол господствует в предложении, не допуская в него подлежащее?
  3. Назовите окончание инфинитива.
  4. Глаголы настоящего и будущего времени изменяются:
  5. Назовите суффикс прошедшего времени.
  6. Назовите суффикс глагола в форме повелительного наклонения.
  7. Глаголы прошедшего времени изменяются по:
  8. Если глагол прошедшего времени в форме 1 лица оканчивается на -ую(-юю), пиши суффикс:
  9. Назовите окончания глаголов в форме 2 лица ед.ч.
  10. Назовите суффикс глагола, который указывает на возвратность.
  11. При помощи приставки глаголы образуются обычно от:
  12. От существительного глаголы чаще всего образуются при помощи суффиксов:

Производится взаимопроверка:

  • 2 ошибки - "4",
  • 3-4 ошибки - "3",
  • 5 и более - "2".

Ответы записаны на доске.

II. А сейчас используем наши знания на практике.

Образуем нужную форму от глаголов (инфинитив и 2 лицо ед.ч.):

  • ТАЮ
  • КЛЕЮ
  • ДЫШУ
  • СТРОЮ

(У доски 4 человека -остальные в тетради).

(Самопроверка по ответам на доске, работа с оценочными картами)

III. 1. Итак, окончания зависят от спряжения. Проверим, как мы умеем определять спряжение (устная работа, с использованием сигнальных карточек).

Рублю, борюсь, успею, стелю, бегу, мечтаю, держу, прилетаю, ценю, хочу, брею.

2.А сейчас проведём буквенный диктант на правописание -е(-и) в  окончаниях глаголов:

1.Лает 6.Убирает
2.Видит 7.Гонит
3. Строит 8. Клеит -и
4.Рубит 9. Порхает
5.Стелет 10.Сеет

(Взаимопроверка по записи на доске, работа с оценочными картами)

IV. Разминка "Определить наклонение".

Назначьте дежурных, отправился бы на прогулку, охранять склад, отдыхаю в санатории, поехал бы в лес, отпустит на волю, не буду мешать, проверьте задачу, прийти на помощь.

V. 1. Творческая работа.

Заменить словосочетания глаголом в прошедшем времени:

Испытывать радость (радовался);

Давать советы (советовал);

Подвергать критике (критиковал)

(работа проводится у доски и в тетради)

2. Обратимся к сборнику упражнений (упр.194.)

Как вы решите эту задачу?

VI. 1. Практическая работа на правописание -Ь:

1.Дочь 6. Крикнешь
2.Около рощ - 7.Много туч -
3.Жечь 8.Беречь
4. Лечь 9.Багаж -
5. Молодёжь 10.Назначьте

(Взаимопроверка, работа с оценочными картами)

2. Забежали глаголы и попросили вас проверить на них свои знания

(увидеть орфограммы и морфемный состав):

1. Разрастаются;

2. Пригорели;

3. Прикасаться;

4. Расстилаем.

(Взаимопроверка, ответы записаны на доске, работа с оценочными картами)

4. Словарный диктант-срез:

(Не) сгоришь, ты бросаешься,(не)годовать, записывать, вытирать,

подняться на гору, прячься, стеречь, принёс бы, искупается.

(Итог: выставить результаты в оценочные карты, подсчитать баллы и вывести средний балл)

Рефлексия.

Обращаем внимание на запись "должны знать"

VII. Запишем домашнее задание:

1 группа. Составить текст с использованием орфограмм по теме "Глагол" (5-7предложений)

2 группа. Подготовить карточки по теме "Глагол". Орфография