Правописание наречий

Разделы: Русский язык


Цели урока:

1) привитие навыков правописания -о и -е на конце наречий после шипящих;

2) совершенствование навыков правописания н и нн в наречиях;

3) формирование навыков написания наречий с суффиксами -а- и -о- (из-, до-, с-, в-, на-, за-);

4) закрепление навыков дефисного написания наречий.

Ход урока

Вопросы:

1) Сколько частей речи в русском языке? (10)

2) На какие группы делятся части речи? (знаменательные, служебные и междометия.)

3) Вспомните и скажите, как начинается определение всех частей речи. (:это часть речи.)

4) Назовите часть речи, определение которой начинается по-другому (наречие)

5) Что называется наречием?

6) Что обозначает наречие? (:обозначает признак действия :)

- Я сейчас расскажу вам сказку "Проделки наречий." Наречия легко образуются от других частей речи. И это не случайно.

Наречия появились в русском языке позже других частей речи. Имена и глаголы к тому времени уже растащили почти все слова по своим владениям. Вот и пришлось наречиям приманивать к себе чужие слова.

Проще всего это оказалось сделать с некоторыми прилагательными. Заменил в слове ХОРОШИЙ окончание суффиксом -О- и получилось замечательное наречие ХОРОШО!

Задание:

От данных прилагательных образуйте наречия.

Прекрасный, красивый, громкий, простой, грустный, унылый.

Очень понравилось это наречиям. Попробовали они проделать тот же фокус с прилагательными, которые не хотят превращаться в наречия с помощью суффикса -О-.

Вот прилагательное НОВЫЙ. С суффиксом -О- наречие от него не получается, а с разными приставками - сколько угодно.

Задание:

С помощью приставок образуйте наречия от прилагательного НОВЫЙ.

(Ответ: заново, снова, вновь.) Совсем по-другому ведет себя слово!

Потом наречия добрались и до существительного. Тут работы оказалось побольше: предлог превратить в приставку, окончание - в суффикс. Зато из одного существительного получится целая куча наречий. Какие?

Ответ: ВВЕРХУ, ВВЕРХ, НАВЕРХУ, НАВЕРХ, КВЕРХУ, СВЕРХ, СВЕРХУ и даже ВЕРХОМ- очень полезное слово, если нужно объяснить, что кто-то любит ездить верхом, а не в телеге.

Затем добрались наречия и до числительных, и даже до глаголов.

Задание:

От данных слов образуйте наречия.

  • двое-(вдвоем,надвое)
  • скакать- (вскачь и на скаку)
  • догонять-(вдогонку)

Рады наречия. А вы , ученики, не очень? Уж чересчур похожи эти наречия на имена существительные с предлогами. Поди разберись, когда как писать, слитно или раздельно, а то еще некоторые наречия любят писаться вообще по-особому - через черточку. Вот и приходится все время быть настороже, чтобы не ошибиться.

Просмотрите ТЕКСТ 1 (Приложение1)

И ответьте на вопрос:

  • Какое правило надо вспомнить, чтобы правильно вставить пропущенные буквы?

Ответ: На конце наречий после ШИПЯЩИХ под ударением пишется буква О, без ударения Е. Исключение: ЕЩЕ.

Обратите внимание на ТЕКСТ 2, (Приложение 2)

Найдите наречия и подумайте над правилом, которое нужно применить, чтобы его выполнить.

Ответ: После шипящих Ш и Ч на конце наречий пишется Ь знак, а после буквы Ж пишется только в слове настежь.

Работа у доски

Текст 3. О каком правиле нам сейчас надо вспомнить?

Ответ: В наречиях, образованных от прилагательных и существительных с помощью приставок ИЗ-, ДО-, С-, на конце пиши А.

1. Староста в сапогах и армяке внакидку издалек ... заметил отца.

2. Летом Ягодное (селение) допоздн ... гудело голосами рабочих.

3. И снов: высокое голубое небо с лаской смотрит сверху

Примеры из текста.

Вопрос: А если приставки В-,НА-,ЗА- в словах?

Ответ: Наречия с приставками В-, НА-, ЗА- на конце пиши О

1. Забору этому не было конца ни вправ ... , ни влев ....

2. Веточки молодой осины были начист ... острижены лосями.

3. Квартиру отделали занов:

Внимательно прочитайте текст, посмотрите, какие буквы пропущены и вспомните правило, которое нужно использовать, чтобы правильно вставить пропущенные буквы.

Ответ: В наречиях на -О (-Е) пишется столько же н, сколько в прилагательном, от которого оно образовано.

4. Солдаты сражаются ожесточе .. О.

5. Лицо земли меняется очень медле ... О, но непрерывно.

6. Море было взволнова .. О ветром.

7. Взволнова ... О про слушали мы доклад о жизни и творчестве М.Цветаевой.

8. Посещения медведем овсяного поля не всегда проходят безнаказа ... 0.

9. Собрание прошло очень оживле ... О; оживлено оно было интересными выступлениями ораторов.

Обратите внимание на скобки, которые вам нужно раскрыть и на суффиксы наречий. Какое правило нам нужно вспомнить, чтобы безошибочно выполнить данное задание?

Ответ: Через черточку пишутся наречия, которые имеют в своем составе:

  • приставку по- и суффикс -ОМУ, -ЕМУ, -ски, -ЦКИ, -ьи.
  • приставку В- (ВО-) и суффиксы -ыx (-ИХ).

Вопрос: А когда еще наречия пишутся через черточку?

Ответ: Сложные наречия пишутся через черточку.

1. Печорин (по) детски верил слухам.

2. Он знал (по) английски, кажется, только два слова: гуд бай.

3. Челкаш молчал и (по) волчьи скалил зубы.

4. Десятиклассники свободно говорят (по) немецки.

5. Говор пассажиров слился в сплошной, (по) пчелиному гудящий звук. 6 Было светло.но (по) осеннему скучно и серо.

Шуточные вопросы.

1) Как перечислить по порядку 5 дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня? Какие наречия при этом нам помогут?

Ответ: позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.

2) Что было "завтра", а будет "вчера" (Сегодня).

3) Какое наречие "предлагает" кусок ткани на пальто или на костюм? (наотрез-на отрез).

4) Какое наречие пишется с двумя черточками и двумя мягкими знаками (точь в точь).

Задание: Подберите к наречиям синонимы.

  • Работу пришлось начинать сызнова (заново);
  • Он обидел сгоряча (необдуманно );
  • Сделал он это исподтишка (тайком);
  • Это известно издавна (с давних пор);
  • Жить душа в душу (дружно);
  • Встать ни свет, ни заря (рано);
  • Выучить назубок (наизусть).

Задание:

Раскройте скобки, предварительно постаравшись вникнуть в смысл словосочетаний, если это наречие - пишется вместе, если существительное с предлогом, то пишется отдельно.

Вопрос: Как определить, где наречие, а где существительное с предлогом?

Ответ: от существительного можно задать вопрос.

На доске

  • (В)высь подняться-(в)высь небесную взлететь;
  • (В)конец переулка уйти-(в)конец разобидеться;
  • (В)накидку носить пальто-(в)накидку из шелка одет;
  • (Во)время прийти-(во)время семинара;
  • (В)растяжку отдать обувь-(в) растяжку говорить;
  • (В)тайне готовить сюрприз-(в)тайне кроется ответ;
  • (В)ширь раздаться-(в)ширь полей степных;
  • (К)верху поднять голову-(к)верху двери прикрепить;
  • (На)верх взойти-(на)верх склона подняться.

Разгадайте ребусы

  • Ребус1 (рядом)
  • Ребус2 (внутри)
  • Ребус3 (внизу)
  • Ребус4 (около)
  • Ребус5 (сзади)

Начало урока-сказка,и завершим урок сказкой.

Наречия пригласили ребят в свои владения и сказали: "Ребята, давайте жить дружно!"

Дома: придумать сказку на тему "Правописание наречий".