Цели урока:
1) привитие навыков правописания -о и -е на конце наречий после шипящих;
2) совершенствование навыков правописания н и нн в наречиях;
3) формирование навыков написания наречий с суффиксами -а- и -о- (из-, до-, с-, в-, на-, за-);
4) закрепление навыков дефисного написания наречий.
Ход урока
Вопросы:
1) Сколько частей речи в русском языке? (10)
2) На какие группы делятся части речи? (знаменательные, служебные и междометия.)
3) Вспомните и скажите, как начинается определение всех частей речи. (:это часть речи.)
4) Назовите часть речи, определение которой начинается по-другому (наречие)
5) Что называется наречием?
6) Что обозначает наречие? (:обозначает признак действия :)
- Я сейчас расскажу вам сказку "Проделки наречий." Наречия легко образуются от других частей речи. И это не случайно.
Наречия появились в русском языке позже других частей речи. Имена и глаголы к тому времени уже растащили почти все слова по своим владениям. Вот и пришлось наречиям приманивать к себе чужие слова.
Проще всего это оказалось сделать с некоторыми прилагательными. Заменил в слове ХОРОШИЙ окончание суффиксом -О- и получилось замечательное наречие ХОРОШО!
Задание:
От данных прилагательных образуйте наречия.
Прекрасный, красивый, громкий, простой, грустный, унылый.
Очень понравилось это наречиям. Попробовали они проделать тот же фокус с прилагательными, которые не хотят превращаться в наречия с помощью суффикса -О-.
Вот прилагательное НОВЫЙ. С суффиксом -О- наречие от него не получается, а с разными приставками - сколько угодно.
Задание:
С помощью приставок образуйте наречия от прилагательного НОВЫЙ.
(Ответ: заново, снова, вновь.) Совсем по-другому ведет себя слово!
Потом наречия добрались и до существительного. Тут работы оказалось побольше: предлог превратить в приставку, окончание - в суффикс. Зато из одного существительного получится целая куча наречий. Какие?
Ответ: ВВЕРХУ, ВВЕРХ, НАВЕРХУ, НАВЕРХ, КВЕРХУ, СВЕРХ, СВЕРХУ и даже ВЕРХОМ- очень полезное слово, если нужно объяснить, что кто-то любит ездить верхом, а не в телеге.
Затем добрались наречия и до числительных, и даже до глаголов.
Задание:
От данных слов образуйте наречия.
- двое-(вдвоем,надвое)
- скакать- (вскачь и на скаку)
- догонять-(вдогонку)
Рады наречия. А вы , ученики, не очень? Уж чересчур похожи эти наречия на имена существительные с предлогами. Поди разберись, когда как писать, слитно или раздельно, а то еще некоторые наречия любят писаться вообще по-особому - через черточку. Вот и приходится все время быть настороже, чтобы не ошибиться.
Просмотрите ТЕКСТ 1 (Приложение1)
И ответьте на вопрос:
- Какое правило надо вспомнить, чтобы правильно вставить пропущенные буквы?
Ответ: На конце наречий после ШИПЯЩИХ под ударением пишется буква О, без ударения Е. Исключение: ЕЩЕ.
Обратите внимание на ТЕКСТ 2, (Приложение 2)
Найдите наречия и подумайте над правилом, которое нужно применить, чтобы его выполнить.
Ответ: После шипящих Ш и Ч на конце наречий пишется Ь знак, а после буквы Ж пишется только в слове настежь.
Работа у доски
Текст 3. О каком правиле нам сейчас надо вспомнить?
Ответ: В наречиях, образованных от прилагательных и существительных с помощью приставок ИЗ-, ДО-, С-, на конце пиши А.
1. Староста в сапогах и армяке внакидку издалек ... заметил отца.
2. Летом Ягодное (селение) допоздн ... гудело голосами рабочих.
3. И снов: высокое голубое небо с лаской смотрит сверху
Примеры из текста.
Вопрос: А если приставки В-,НА-,ЗА- в словах?
Ответ: Наречия с приставками В-, НА-, ЗА- на конце пиши О
1. Забору этому не было конца ни вправ ... , ни влев ....
2. Веточки молодой осины были начист ... острижены лосями.
3. Квартиру отделали занов:
Внимательно прочитайте текст, посмотрите, какие буквы пропущены и вспомните правило, которое нужно использовать, чтобы правильно вставить пропущенные буквы.
Ответ: В наречиях на -О (-Е) пишется столько же н, сколько в прилагательном, от которого оно образовано.
4. Солдаты сражаются ожесточе .. О.
5. Лицо земли меняется очень медле ... О, но непрерывно.
6. Море было взволнова .. О ветром.
7. Взволнова ... О про слушали мы доклад о жизни и творчестве М.Цветаевой.
8. Посещения медведем овсяного поля не всегда проходят безнаказа ... 0.
9. Собрание прошло очень оживле ... О; оживлено оно было интересными выступлениями ораторов.
Обратите внимание на скобки, которые вам нужно раскрыть и на суффиксы наречий. Какое правило нам нужно вспомнить, чтобы безошибочно выполнить данное задание?
Ответ: Через черточку пишутся наречия, которые имеют в своем составе:
- приставку по- и суффикс -ОМУ, -ЕМУ, -ски, -ЦКИ, -ьи.
- приставку В- (ВО-) и суффиксы -ыx (-ИХ).
Вопрос: А когда еще наречия пишутся через черточку?
Ответ: Сложные наречия пишутся через черточку.
1. Печорин (по) детски верил слухам.
2. Он знал (по) английски, кажется, только два слова: гуд бай.
3. Челкаш молчал и (по) волчьи скалил зубы.
4. Десятиклассники свободно говорят (по) немецки.
5. Говор пассажиров слился в сплошной, (по) пчелиному гудящий звук. 6 Было светло.но (по) осеннему скучно и серо.
Шуточные вопросы.
1) Как перечислить по порядку 5 дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня? Какие наречия при этом нам помогут?
Ответ: позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.
2) Что было "завтра", а будет "вчера" (Сегодня).
3) Какое наречие "предлагает" кусок ткани на пальто или на костюм? (наотрез-на отрез).
4) Какое наречие пишется с двумя черточками и двумя мягкими знаками (точь в точь).
Задание: Подберите к наречиям синонимы.
- Работу пришлось начинать сызнова (заново);
- Он обидел сгоряча (необдуманно );
- Сделал он это исподтишка (тайком);
- Это известно издавна (с давних пор);
- Жить душа в душу (дружно);
- Встать ни свет, ни заря (рано);
- Выучить назубок (наизусть).
Задание:
Раскройте скобки, предварительно постаравшись вникнуть в смысл словосочетаний, если это наречие - пишется вместе, если существительное с предлогом, то пишется отдельно.
Вопрос: Как определить, где наречие, а где существительное с предлогом?
Ответ: от существительного можно задать вопрос.
На доске
- (В)высь подняться-(в)высь небесную взлететь;
- (В)конец переулка уйти-(в)конец разобидеться;
- (В)накидку носить пальто-(в)накидку из шелка одет;
- (Во)время прийти-(во)время семинара;
- (В)растяжку отдать обувь-(в) растяжку говорить;
- (В)тайне готовить сюрприз-(в)тайне кроется ответ;
- (В)ширь раздаться-(в)ширь полей степных;
- (К)верху поднять голову-(к)верху двери прикрепить;
- (На)верх взойти-(на)верх склона подняться.
- Ребус1 (рядом)
- Ребус2 (внутри)
- Ребус3 (внизу)
- Ребус4 (около)
- Ребус5 (сзади)
Начало урока-сказка,и завершим урок сказкой.
Наречия пригласили ребят в свои владения и сказали: "Ребята, давайте жить дружно!"
Дома: придумать сказку на тему "Правописание наречий".