Цель урока:
- углубить представление о предлоге;
- совершенствовать орфографические навыки;
- повторить орфограмму «Пробел между предлогом и последующим словом»
- развивать память.
Оформление:
- Презентация
- Карточки-подсказки
- Альбомные листы
- Групповая форма работы
Ход урока
I. Организация класса
Слайд № 1
Запишите число и оставьте одну строчку для темы урок. А сейчас задание от Мудрого Филина.
II. Актуализация знаний
Слайды № 2 – 9
1. Орфографическая пятиминутка
Объясните орфограммы в словах
Проб…жала , ра…сказать, закруче…ый, потер…нная, поднимающ…мся облаком, засе…нное
2. Письмо по памяти.
Записать эти слова по памяти , обозначая орфограммы.
3. Взаимопроверка
Поменялись тетрадями. Проверили друг у друга. Оценили работы .
(В слабых классах можно использовать вместо отметок символы )
4. Конструирование словосочетаний
Используя данные слова, составьте словосочетания.
Например, пробежала по росе, рассказать о книге и др.
5.Разбор словосочетания
Рассказать о книге
- Назовите средства связи слов в этом словосочетании ( слова связаны с помощью окончания и предлога)
- Что такое окончание?
Окончание –значимая часть слова, которая образует формы слова.
Окончание – изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в словосочетании и предложении, выражает грамматические значения рода, числа, падежа, лица.
А что такое предлог, мы выясним на этом уроке.
III. Целеполагание. Сообщение темы урока, формулирование учащимися цели урока.
Слайд № 10 -11
Итак, запишем тему урока «Понятие о предлоге». А теперь сформулируйте цель урока, исходя из того , что предлог как часть речи нам уже знакома. Используйте опорные слова:
- познакомиться
- углубить
- расширить
- повторить
- совершенствовать
Диагностические цели урока:
В конце урока я смогу:
- находить в тексте предлог;
- назвать морфологические признаки предлога;
- правильно писать предлог с последующим словом
IV. Работа по теме урока.
Слайд № 12 -15
Сегодня на уроке у нас гости . Это господин Предлог. И его верный помощник. Слово ему.
1. Сообщение учащегося о частоте употребления предлогов.
Дорогие друзья! По просьбе господина Предлога я хочу познакомить Вас с небольшой статистикой употребления предлогов.
Вы не знаете , что такое статистика?
Статистика – это количественный учёт всякого рода массовых случаев, явлений»
Итак, количественный учёт .
Знаете ли Вы , предлогов не так много: около 200 слов, их гораздо меньше , чем других частей речи. Однако небольшой состав предлог восполняет тем, что очень часто употребляется.
По частоте употребления (посмотрите на схему) он занимает 4 место, после имени существительного, глагола, местоимения. Обратите внимание, что 36 предлогов входят в общий частотный список. 9 из них – это в, на, с, к, по, за, у, из, о включаются в 30 самых частотных слов, причём 2 из них возглавляют весь частотный список.
Предлог в – занимает I место , а предлог на – на IV месте.
Спасибо за очень интересную информацию А теперь небольшое испытание, которое господин предлагает Вам господин Предлог.
2. Морфологические признаки предлога.
Слайд № 16 - 18
Перед Вами «морфологические корзинки». Заполните их морфологическими признаками предлога.
Перед Вами ,ребята лежат разноцветные карточки , сгруппируйте их парами по цвету. И из двух признаков выберите тот, которым обладает предлог.
Работа выполняется дифференцированно:
1 ряд
Делает это только с помощью логического мышления: сравнивайте, рассуждайте, думайте – делайте вывод.
2 ряд
Вы, ребята, можете действовать так же , как и ребята 1 ряда, в случае затруднения – используйте карточки – подсказки.
3 ряд
Могут действовать, как 1 и 2 ряд, а в случае затруднения могут использовать учебник.
Карточки-подсказки
3. Проверяем «морфологические корзинки»
Слайд № 18
Время проверить содержимое корзинок.
Перед вами признаки. Поднимайте карточку с правильным ответом, т.е. с тем признаком, которым обладает предлог. ( Можно все карточки прикрепит на альбомный лист , который проверяется другой группой . Взаимопроверка)
Молодцы. Справились с заданием очень хорошо. Оцените свою работу, отметьте того, кто активнее всех работал в группе.
А сейчас посмотрите на доску, мы с Вами вспомнили те признаки предлога, которые нам уже немного были знакомы. Всё ли это? Всё ли теперь мы знаем о предлоге?
4. Работа с учебником.
Слайд № 19
Чтение параграфа
Ребята называют дополнительные сведения ( производные – непроизводные; разряды по значению)
5. Работа с таблицей..
Слайд № 20
- служебная часть речи;
- связывает самостоятельные части речи;
- выражает зависимость (существительного, местоимения, числительного от других слов в словосочетании предложении);
- не изменяется
- не является членом предложения
- по значению делятся на разряды
- производные и непроизводные.
Все сведения о предлоге мы собрали . А что Вы можете рассказать о правописании предлогов
6. Опираясь на данный план расскажите о предлоге как части речи.
Слайд № 20
7. Правописание предлогов
Слайд № 21 - 23
- Повторение орфограммы «Раздельное написание предлогов с другими словами» .
- Работа с текстом
- Списать , вставит по смыслу подходящие предлоги , расставит недостающие знаки препинания.
- Вспомните , как пишутся предлоги с другими словами
- Доказать, что данную запись можно назвать текстом.
( …) полчаса мы уже возвращались (..) гору. Её склоны справа и слева были так круты, что подниматься можно было только (…) самому гребню. Ноги глубоко вязли (…) песке немилосердно жгло солнце. Ветерок срывал песок. (…) ног идущих впереди и хлестал (…) лицу 4. (…) вершины горы мы добрались задыхающимися и (…) пустыми фляжками.
(М.Зверев)
- Объяснить знаки препинания
- Сделать синтаксический разбор предложения.
V. Создание текста на грамматическую тему: «Предлог как часть речи».
Молодцы! Все сведения мы собрали. А теперь, опираясь на справку о наречии , создайте по аналогии текст на грамматическую тему «Предлог как часть речи». Все высказывания подтвердить примерами.
Наречие как часть речи
Наречие – самостоятельная неизменяемая часть речи, которая обозначает признак действия, предмета или другого признака. Чаще всего наречия как и деепричастия , служат для выражения обстоятельств. Наречия могут обозначать место, время, причину, цель, образ действия, меру и степень. Бывают наречия и определениями. Наречия относятся к глаголам, деепричастиям, существительным и наречиям. Наречия бывают непроизводные и образованные от других частей речи. К непроизводным наречиям относятся :где, куда, как и др. К производным – зимой, по – весеннему, мужественно, доныне и др. По правописанию наречия очень сложны: одни из них пишутся слитно, другие - через дефис, третьи – раздельно.
VI. Подведение итогов
Слайд № 24 – 25
Зачитать полученные тексты
VII. Задание на дом:
Выучить параграф 47, составленный текс, упр.№ 289
VIII.Оценивание
Слайд № 25