Понятие о предлоге. 7-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 7


Цель урока:

  • углубить представление о предлоге;
  • совершенствовать орфографические навыки;
  • повторить орфограмму «Пробел между предлогом и последующим словом»
  • развивать память.

Оформление:

  • Презентация
  • Карточки-подсказки
  • Альбомные листы
  • Групповая форма работы

Ход урока

I. Организация класса

Слайд № 1

Запишите число и оставьте одну строчку для темы урок. А сейчас задание от Мудрого Филина.

II. Актуализация знаний

Слайды № 2 – 9

1. Орфографическая пятиминутка

Объясните орфограммы в словах

Проб…жала , ра…сказать, закруче…ый, потер…нная, поднимающ…мся облаком, засе…нное

2. Письмо по памяти.

Записать эти слова по памяти , обозначая орфограммы.

3. Взаимопроверка

Поменялись тетрадями. Проверили друг у друга. Оценили работы .

(В слабых классах можно использовать вместо отметок символы )

4. Конструирование словосочетаний

Используя данные слова, составьте словосочетания.

Например, пробежала по росе, рассказать о книге и др.

5.Разбор словосочетания

Рассказать о книге

- Назовите средства связи слов в этом словосочетании ( слова связаны с помощью окончания и предлога)

- Что такое окончание?

Окончание –значимая часть слова, которая образует формы слова.

Окончание – изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в словосочетании и предложении, выражает грамматические значения рода, числа, падежа, лица.

А что такое предлог, мы выясним на этом уроке.

III. Целеполагание. Сообщение темы урока, формулирование учащимися цели урока.

Слайд № 10 -11

Итак, запишем тему урока «Понятие о предлоге». А теперь сформулируйте цель урока, исходя из того , что предлог как часть речи нам уже знакома. Используйте опорные слова:

  • познакомиться
  • углубить
  • расширить
  • повторить
  • совершенствовать

Диагностические цели урока:

В конце урока я смогу:

  • находить в тексте предлог;
  • назвать морфологические признаки предлога;
  • правильно писать предлог с последующим словом

IV. Работа по теме урока.

Слайд № 12 -15

Сегодня на уроке у нас гости . Это господин Предлог. И его верный помощник. Слово ему.

1. Сообщение учащегося о частоте употребления предлогов.

Дорогие друзья! По просьбе господина Предлога я хочу познакомить Вас с небольшой статистикой употребления предлогов.

Вы не знаете , что такое статистика?

Статистика – это количественный учёт всякого рода массовых случаев, явлений»

Итак, количественный учёт .

Знаете ли Вы , предлогов не так много: около 200 слов, их гораздо меньше , чем других частей речи. Однако небольшой состав предлог восполняет тем, что очень часто употребляется.

По частоте употребления (посмотрите на схему) он занимает 4 место, после имени существительного, глагола, местоимения. Обратите внимание, что 36 предлогов входят в общий частотный список. 9 из них – это в, на, с, к, по, за, у, из, о включаются в 30 самых частотных слов, причём 2 из них возглавляют весь частотный список.

Предлог в – занимает I место , а предлог на – на IV месте.

Спасибо за очень интересную информацию А теперь небольшое испытание, которое господин предлагает Вам господин Предлог.

2. Морфологические признаки предлога.

Слайд № 16 - 18

Перед Вами «морфологические корзинки». Заполните их морфологическими признаками предлога.

Перед Вами ,ребята лежат разноцветные карточки , сгруппируйте их парами по цвету. И из двух признаков выберите тот, которым обладает предлог.

Работа выполняется дифференцированно:

1 ряд
Делает это только с помощью логического мышления: сравнивайте, рассуждайте, думайте – делайте вывод.

2 ряд
Вы, ребята, можете действовать так же , как и ребята 1 ряда, в случае затруднения – используйте карточки – подсказки.

3 ряд
Могут действовать, как 1 и 2 ряд, а в случае затруднения могут использовать учебник.

Карточки-подсказки

3. Проверяем «морфологические корзинки»

Слайд № 18

Время проверить содержимое корзинок.

Перед вами признаки. Поднимайте карточку с правильным ответом, т.е. с тем признаком, которым обладает предлог. ( Можно все карточки прикрепит на альбомный лист , который проверяется другой группой . Взаимопроверка)

Молодцы. Справились с заданием очень хорошо. Оцените свою работу, отметьте того, кто активнее всех работал в группе.

А сейчас посмотрите на доску, мы с Вами вспомнили те признаки предлога, которые нам уже немного были знакомы. Всё ли это? Всё ли теперь мы знаем о предлоге?

4. Работа с учебником.

Слайд № 19

Чтение параграфа

Ребята называют дополнительные сведения ( производные – непроизводные; разряды по значению)

5. Работа с таблицей..

Слайд № 20

  • служебная часть речи;
  • связывает самостоятельные части речи;
  • выражает зависимость (существительного, местоимения, числительного от других слов в словосочетании предложении);
  • не изменяется
  • не является членом предложения
  • по значению делятся на разряды
  • производные и непроизводные.

Все сведения о предлоге мы собрали . А что Вы можете рассказать о правописании предлогов

6. Опираясь на данный план расскажите о предлоге как части речи.

Слайд № 20

7. Правописание предлогов

Слайд № 21 - 23

  1. Повторение орфограммы «Раздельное написание предлогов с другими словами» .
  2. Работа с текстом

- Списать , вставит по смыслу подходящие предлоги , расставит недостающие знаки препинания.

- Вспомните , как пишутся предлоги с другими словами

- Доказать, что данную запись можно назвать текстом.

( …) полчаса мы уже возвращались (..) гору. Её склоны справа и слева были так круты, что подниматься можно было только (…) самому гребню. Ноги глубоко вязли (…) песке немилосердно жгло солнце. Ветерок срывал песок. (…) ног идущих впереди и хлестал (…) лицу 4. (…) вершины горы мы добрались задыхающимися и (…) пустыми фляжками.
(М.Зверев)

- Объяснить знаки препинания

- Сделать синтаксический разбор предложения.

V. Создание текста на грамматическую тему: «Предлог как часть речи».

Молодцы! Все сведения мы собрали. А теперь, опираясь на справку о наречии , создайте по аналогии текст на грамматическую тему «Предлог как часть речи». Все высказывания подтвердить примерами.

Наречие как часть речи

Наречие – самостоятельная неизменяемая часть речи, которая обозначает признак действия, предмета или другого признака. Чаще всего наречия как и деепричастия , служат для выражения обстоятельств. Наречия могут обозначать место, время, причину, цель, образ действия, меру и степень. Бывают наречия и определениями. Наречия относятся к глаголам, деепричастиям, существительным и наречиям. Наречия бывают непроизводные и образованные от других частей речи. К непроизводным наречиям относятся :где, куда, как и др. К производным – зимой, по – весеннему, мужественно, доныне и др. По правописанию наречия очень сложны: одни из них пишутся слитно, другие - через дефис, третьи – раздельно.

VI. Подведение итогов

Слайд № 24 – 25

Зачитать полученные тексты

VII. Задание на дом:

Выучить параграф 47, составленный текс, упр.№ 289

VIII.Оценивание

Слайд № 25

Приложение 1

Приложение2