Изобразительно-выразительные средства звучащей речи. 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Тип: усвоение новых знаний с обобщением предыдущих тем.

Форма урока: комбинированный урок (литература, музыка)

Цель:

  • Ознакомить учащихся с выразительными возможностями фонетического строя русской речи.
  • Научить учащихся самостоятельно выявлять роль звуков в создании поэтического образа.
  • Воспитывать у учащихся более утонченное восприятие произведений искусства.

Урок проводится после изучения раздела “Фонетика”. Класс делится на группы. Для каждой группы на столе – карточка-задание.

Запись на доске:

“Верь в звук слов: смысл тайны в них”
(В.Я.Брюсов)

Ход урока

1-й этап. Вступительное слово.

Учитель: Ребята! Русский язык могуч своим звуковым составом. Как мы знаем, звуки делятся на две неравные группы. На какие? А почему группы неравные? Какие звуки важнее – гласные или согласные? Проведем эксперимент “Кто главнее?”. Назовите любые слова. Например, КНИГА и КАРАНДАШ. В тетрадях выделите только гласные звуки этих слов. Что у нас получилось? (иа, ааа). Можно ли догадаться, какие это слова? А теперь выделим только согласные звуки (кнг, крндш). По каким звукам легче определить слова? Почему? (Более важными для понимания речи являются согласные, так как они дают большую информацию о слове). Известный русский поэт Валерий Брюсов, обращаясь к читателю, говорил: “Верь в звук слов: смысл тайны в них…”. Вдумаемся, вслушаемся, вглядимся в эти строки. Вам хочется раскрыть эти тайны? Для этого нам предстоит сделать несколько важных открытий. Представьте себя в роли исследователей. Не бойтесь ошибок, бывает, и ошибка приводит к открытию.

2-й этап. Наблюдения за звуками. Работа по группам.

Раздача карточек с отрывками стихотворений. Чтение.

Какие звуки и с какой целью используют в приведенных строках писатели?

Полночной порою в глубокой тиши
Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши.
(К.Бальмонт)

С лодки скользнуло весло.
Ласково млеет прохлада.
(К.Бальмонт)

Русалка плыла по реке голубой,
Озаряема полной луной;
И старалась она доплеснуть до луны
Серебристую пену волны.
(М.Лермонтов)

Пара барабанов
Била бурю.
Пара барабанов
Била бой.
(Сельвинский)

Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть, и ад со всех сторон.
(А.Пушкин)

В промежутках совершенной тишины слышен был шорох прошлогодних листьев.
(Л.Толстой)

Учитель: В процессе работы в связи с конкретными задачами писатель стремится опереться на слова определенного звукового состава, добиваясь звукового единообразия в пределах строки, строфы, целого произведения или его значительных частей. Это явление называется словесной инструментовкой. По фонетическому составу звуковые повторы разделяются на два типа: аллитерация (повторение согласных) и ассонанс (повторение гласных).

Звуковые повторы могут выполнять в художественном произведении многообразные функции. Довольно часто, например, используется прием звукоподражания. Смысл в том, что поэт, выбирая слова определенного звучания, стремится намекнуть на звуковые особенности того или иного явления в природе.

О свойстве звука выражать нежные или, наоборот, грубые чувства говорил еще в 18 веке великий русский ученый, поэт М.В.Ломоносов. Так, например, [а] изображает великолепие, глубину, вышину. [е], [и] [э], [ю] – нежность, ласку. [о] [у], [ы] – гнев, зависть, грубость. Звонкий, дрожащий звук [р] связывается в нашем сознании с чем? Да, во многих случаях со значением активного шума, грома, грохота, торжественного звона. В вашем представлении [р] какой? (Грозный, страшный, сильный, могучий). А попробуйте протяжно произнести звуки [ш], [ч], [щ]. На звуки чего похоже? Да, похоже на те звуки, которые возникают при шипении, шелесте листьев, шорохе, шуршанье бумаг.

Согласны ли вы с утверждением некоторых поэтов о том, что звук [л] ласкающий?

Раздача карточек с отрывками стихотворений. Чтение. Подберите к данным стихам (их автор – поэт начала 20в А.Крученых) подходящие названия (у автора одно из них называется “Весна”, другое – “Глухонемой”). Вывод обоснуйте.

Муломнг
Улва
Глулов куул…
Амул ягул вагул 
За – ла – е
У гул
Волгала гыр
Марча
Синь соон селе соонг се
Сиинд соельф сиийк сигналь сель
Лиий левиш лиак ляйсинолюк
Ляай луглет ляав лилиин лед.

 

 

3-й этап. Эксперимент.

Учитель: Еще древние греки заметили, что есть звуки быстрые, тонкие, громадные, округлые, что в словах, обозначающих такие же предметы, присутствуют соответствующие звуки. Ученые провели интересный эксперимент. Смысл его заключался в том, чтобы понять, на что ориентируется человек, не зная значения слова, но пытаясь его угадать. Оказалось, что человек в таких случаях ориентируется в основном на эмоции, которые вызывают звуки, составляющие то или иное слово.

Проведем и мы этот эксперимент. (Детям даются картинки с изображением фантастических существ). Угадайте, какое из существ названо МАМЛЫНА, а какое ЖАВАРУГА? МУРХ – МУОРА? Объясните свой ответ.

Теперь я вам дам названия фантастических существ, а вы попробуйте, ориентируясь на эмоции, которые вызывают звуки, изобразить их. (ПЛЮК – ЛИАР). Ответы (рисунки) обосновать.

4-й этап. Работа по группам.

В понятие интонация включается и тембровая окраска речи, творческое использование которой характеризует художественную выразительность чтения.

Изменяющаяся тембровая окраска речи связана с внутренним состоянием говорящего – его переживаниями. Тембральные изменения (например, “мягкий” или “холодный” тон речи) помогают как передаче общего настроения, присущего данному произведению, так и выделению тех или иных деталей, созданию контрастных сопоставлений и т.п.

Раздача карточек с отрывками стихотворений. Чтение. Найдите звуки, которые создают определенную звуковую картину. Где звуковая картина меняется? Как изменяется ритм и темп при чтении разных частей отрывка?

Мазурка раздалась. Бывало,
Когда гремел мазурки гром,
В огромной зале все дрожало,
Паркет трещал под каблуком,
Тряслися, дребезжали рамы;
Теперь не то: и мы, как дамы,
Скользим по лаковым доскам…
(А.Пушкин)

Раздача карточек со стихотворением Ф.И.Тютчева “Весенние воды”. Прочитайте, передавая голосом его бурное, радостное настроение. При помощи каких элементов интонации вы передаете это настроение?

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и плещут и гласят…
Они гласят во все концы:
“Весна идет, весна идет!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!”
Весна идет, весна идет!
И тихих, теплых, майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпился весело за ней.
(Ф.Тютчев)

Прослушивание музыки С.Рахманинова на слова Ф.Тютчева “Весенние воды”. Каков характер музыки? Соответствует ли он тексту?

Раздача карточек с двумя отрывками из стихотворения А.С.Пушкина, посвященного осени. Определить тон каждого из отрывков.

  1. Октябрь уж наступил – уж роща отряхает
    Последние листы с нагих своих ветвей;
    Дохнул осенний хлад, дорога промерзает,
    Журча еще бежит за мельницу ручей,
    Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
    В отъезжие поля с охотою своей,
    И страждут озими от бешеной забавы,
    И будит лай собак уснувшие дубравы.
     
  2. Унылая пора! Очей очарованье,
    Приятна мне твоя прощальная краса –
    Люблю я пышное природы увяданье,
    В багрец и в золото одетые леса,
    В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
    И мглой волнистою покрыты небеса,
    И редкий солнца луч, и первые морозы,
    И отдаленные седой зимы угрозы.

Прослушивание пьесы П.И.Чайковского “Времена года” – “Октябрь”. Попробуйте определить, по характеру музыки, к какому из двух отрывков она больше подойдет в качестве музыкального сопровождения?

5-й этап. Итог работы групп.

1. Мы сегодня наблюдали за тем, как “работают” звуки, помогая поэтам передать художественный образ. Они выражают смысл. В этом их тайна. Об этом и говорил В.Брюсов.

2. Звуки бывают сильные, нежные, ласкающие, нам понравились эксперименты.

3. Звук играет важную роль в художественном тексте, способствует выразительности речи.

6-й этап. Рефлексия учащихся.

Что вы узнали, открыли для себя? Как работали? На что нужно обратить внимание в будущем?

Подведение итогов урока.