Цели:
Обучающая – подготовка обучающихся к написанию сочинения по картине И. Э. Грабаря "Февральская лазурь": научить обучающихся пользоваться определёнными группами слов (прилагательными), научить точно, правдиво и ярко описывать предметы с помощью вводимых в текст слов и словосочетаний; помочь овладеть навыками описания изображённого на картине; формировать умение строить текст в определённой композиционной форме, систематизировать собранный материал, определять основную мысль высказывания; формировать навыки самоконтроля; предупреждать речевые недочёты и грамматические ошибки в работах.
Развивающая — развитие внимательного отношения к значению слов и их употреблению в устной и письменной речи; развитие способности сознательно использовать выразительные средства языка в собственных высказываниях; развитие чувства прекрасного.
Воспитывающая — воспитание самостоятельности, творческой активности, эстетического восприятия произведений искусства, любви к природе; воспитание чувства красоты, интереса к устному народному творчеству, живописи, музыке.
Оборудование урока: репродукция с картины И. Э. Грабаря "Февральская лазурь" (учебник); презентация «И.Э. Грабарь. Природа в творчестве И.Э.Грабаря»; "Времена года" П. И. Чайковского (музыкальная пьеса «Февраль. Масленица»); плакаты со стихотворениями; тексты для творческой работы.
ХОД УРОКА
I. Работа над темой
1. Вступительное слово учителя. Целевая установка.
Здравствуйте!
Добрая ласковость слова
Стёрлась на нет в ежедневном привете.
Здравствуйте! Это же – будьте здоровы,
Это же – дольше живите на свете.
(Е. Шевелёва)
– Здравствуйте. Будьте здоровы. Присаживайтесь. Ребята, сегодня урок русского языка я предлагаю посвятить развитию речи.
(Записать в тетрадь число и тему урока).
2. Подготовка к работе над картиной.
– Уже несколько раз вы пользовались таким типом речи как описание. Что характерно для описания? (В описании говорится об одновременных признаках.)
– Чтобы ваше описание было красочным, выразительным и точным, какие художественные средства надо использовать? (Сравнения, метафоры, слова в переносном значении.)
– А какая часть речи помогает вам точно и ярко описать признаки предметов? (Имя прилагательное.)
Если видишь: на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина
Называется пейзаж. (Г. Гладков)
– А кто знает, что такое пейзаж? (Пейзаж – 1. Общий вид какой-нибудь местности. 2. Рисунок, картина, изображающая виды природы, а также описание природы в литературном произведении.)
– Человек начал изображать природу ещё в
далёкие времена. Но почти всегда эти изображения
служили лишь фоном для портрета или какой-нибудь
сцены.
И только в 17 веке появились пейзажи-картины, в
которых природа стала их главным содержанием.
– Знаете, ребята, о чём я подумала?Ведь скоро наступит последний зимний месяц, когда мы еще можем наблюдать зимнюю природу.
– Кстати, какое имя он носит? (Февраль)
– Действительно, февраль. Чтобы достойно его встретить, давайте-ка вспомним народные приметы, пословицы, поговорки, стихотворения, загадки об этом месяце.
– Закружил февраль метелью по дорогам.Колючий,
косматый, как попало, целыми сугробами,
раскидывает он снег. То засыплет избушку на краю
леса, да так, что останется от неё только печная
труба.
То вдруг построит посреди дороги огромный
снежный холм. Не переберёшься через него.
Обойдешь один сугроб, другой – и вот уже дорога
не прямая, а вьётся через поле змейкой. Но и
февраль дарит спокойные дни. Солнце чуть
потеплело, выросла на крыше сосулька, повеселели
птицы. Недалеко до весны. Недаром утверждает
народная мудрость: " Февральский снег весною
пахнет".
Свежеют с каждым днём и молодеют сосны.
Чернеет лес, синеет даль, –
Сдаётся, наконец, сырым ветрам февраль,
И потемнел в лощине снег наносный.(И. Бунин)
– Красота февральского пейзажа, пронизанного светом, тончайшие переходы тени, переливы красок поражали не только писателей и поэтов, но и художников.
3. Слово о художнике
– Сегодня, ребята, мы познакомимся с творчеством известного художника-пейзажиста, тонкого знатока русской природы Игоря Эммануиловича Грабаря.
4. Презентация ««И. Э. Грабарь. Природа в творчестве И. Э. Грабаря»; "Времена года" П. И. Чайковского (музыкальная пьеса «Февраль. Масленица»)»
– Игорь Эммануилович Грабарь после окончания юридического факультета Петербургского университета поступил в высшую художественную школу при Академии художеств. Его учителем был Илья Репин. Грабарь был певцом родной природы. Интересовало художника состояние природы в разные времена года, в разное время дня. Об этом свидетельствуют названия картин живописца. "Сентябрьский снег." "Белая зима. Грачиные гнёзда." "Мартовский снег." "Лучезарное утро." "Ясный осенний вечер." "Зимний пейзаж." "Берёзы летом." И многие другие проникнуты радостным светлым чувством. "Февральская лазурь"– одно из лучших его полотен.
– Богатством красок и звуков зима привлекла и
замечательного художника И. Э. Грабаря, и
великого русского композитора Петра Ильича
Чайковского, который в 1876году написал «Времена
года» – альбом, состоящий из 12 музыкальных пьес,
одну из которых вы сейчас услышите. Это «Февраль
Масленица».
– Понравилась ли вам эта музыка?
– Что представляете вы, когда слышите эту музыку?
– Что общего между картинами Грабаря и
музыкальной пьесой Чайковского? (Чайковский
передал в звуках то же, что Грабарь красками –
радостное, праздничное настроение, весёлое
оживление).
5. Беседа по картине
1. Рассмотрим картину И. Э. Грабаря "Февральская лазурь", в учебнике помещена репродукция этой картины, мы будем внимательно рассматривать картину и свои наблюдения вносить в таблицу № 1. (Приложение)
Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце. (Н. Рыленков).
– Казалось бы, что необычного в хорошо знакомой нам берёзе?
6. Лирическое отступление
Чтение обучающимися стихотворений о березе под музыкальной сопровождение произведений Грига, Чайковского. (Приложение 1)
7. Воспоминания И.Э Грабаря
А) А вот Грабарь сумел уловить её своеобразие, и открылось оно ему неожиданно: "Я стоял около дивного экземпляра берёзы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на неё, я уронил палку и нагнулся, чтобы её поднять. Когда я взглянул на верхушку берёзы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединённых голубой эмалью неба. "Если бы хоть десятую долю этой красоты передать, то и это будет бесподобно", – подумал я. Февраль стоял изумительный. Ночью подмораживало, и снег не сдавал. Солнце светило ежедневно, и мне посчастливилось писать подряд без перерыва и перемены погоды около двух с лишним недель, пока я не кончил картину... Писал я с зонтиком, окрашенным в голубой цвет, и холст поставил не только без обычного наклона вперёд, лицом к земле, но повернув его лицевой стороной к синеве неба..."
Б) Воспоминания И.Э. Грабаря помещены и в ваших учебниках. Внимательно прочитайте отрывок из воспоминаний Грабаря.
Упражнение 342
– Все ли слова вам знакомы? Уточните значение их по словарю.
8. Первичное восприятие картины
– Каково общее впечатление от пейзажа,
грустное или радостное? (Радостное,
праздничное)
– Какие чувства, желания рождает пейзаж?
9. Работа по картине
А) – Каков, по-вашему, замысел художника? О чём эта картина? (Передать красоту февральского дня. День – необыкновенный, морозный, необычный, чудесный, солнечный, прекрасный, зимний, ясный.)
– Почему названа "Февральская лазурь"? (Своё название картина получила потому, что на ней изображён прекрасный солнечный февральский день.)
– Что, по-вашему мнению, больше всего нравится художнику на переднем плане? (Берёза).
– Опишите, какие оттенки цвета использовал художник, когда писал её ствол и ветви, прошлогоднюю листву? (Белоствольная красавица – береза.)
– Что можно сказать о других берёзках? (Стройные, тонкие, белоствольные, статные, ждут весны.)
Б) Прочитайте отрывок из стихотворения Николая Брауна.
Разве снег, с высот летящий
На леса, поля и чащи,
Разве он, как мёртвый мел,
Только бел, бел, бел?
Весь игольчатый с мороза,
На заре он нежно-розов,
Он вдали, в тени, в низине
Голубой и даже синий!
– А как выглядит снег на картине Грабаря? Много ли его? Какого он цвета на солнце и в тени? (Снег на солнце блестит, сверкает, сияет, светится. Перламутровый — сиреневый, нежно-розовый, голубой, бирюзовый, лазурный.)
В) Рассмотрите небо:
– Есть ли на нём облака? (Нет.)
– Есть ли на нем солнце? (Нет, но мы чувствуем его присутствие, золотистый солнечный свет.)
– Какого цвета оно вверху и на горизонте? (Ослепляет голубизной, огромное, синее, лазурное, бирюзовое, голубое.)
Г) Какую роль в воплощении замысла художника
играет задний план картины?
– Какие краски преобладают на заднем плане? (Тёмные,
холодные тона)
– Почему автор дал задний план в тёмных, холодных
тонах? (На заднем плане царство зимы. Солнце не
проникает в чащу.)
Д) Вывод. На картине «Февральская лазурь» изображен прекрасный солнечный день. Ослепляющее своей голубизной небо, белоствольная красавица-берёза и сиреневатый снег представляют собой единое целое, создают радостное и праздничное настроение. И несмотря на то, что в центре картины – берёза, художник назвал своё полотно не «Берёза», а «Февральская лазурь».
10. Речевая подготовка
– Наша речь должна быть не только богатой по содержанию, но и правильной по форме, образной. Очень важно избегать неоправданных повторов слов. В связи с этим:
Задание 1. Подберите синонимы к словам:
Художник – живописец, мастер кисти,
пейзажист, автор картины, певец русской природы.
Картина – полотно, репродукция, холст,
пейзаж.
Картина чудесная – замечательная,
прекрасная.
Художник создаёт – пишет, изобразил, создал,
сумел передать.
Задание 2.
Постарайтесь использовать разные средства, чтобы сделать своё описание образным, выразительным. Укажите, в каких случаях будет уместно использовать переносный смысл, ввести олицетворение.(Снег играет, солнце льёт лучи, задумчивые берёзки.)
11. Составление плана описания картины
1. Предмет описания в сочинении.
2. Что я вижу на картине?
А) Февральский день
Б) Небо
В) Снег
Г) Береза – красавица
Д) Другие березки
Е) Кустарник на горизонте.
3. Что помогло художнику передать
необыкновенную красоту природы?
4. Объяснить название картины.
5. Какое настроение вызывает пейзаж?
12. Творческая работа (Приложение 2)
– Послушайте внимательно текст. Обратите
внимание на то, что данный текст очень обедняет
картину.
– Понравился вам текст?
– А чего в нем не хватает? (В нём почти нет
прилагательных, которые указывают на признаки
изображённых предметов)
– Но данное описание картины можно сделать более
полным и ярким, если обогатить текст
прилагательными.
– Ваша задача – распространить текст за счет
прилагательных, но так, чтобы употребленные
слова соответствовали изображенному на картине,
чтобы определения были яркими, образными,
выразительными. Начало работы выполним вместе.
Не забудьте вставить пропущенные буквы.
13. Проверка творческой работы
1. Объяснить, какие буквы вставили и почему?
2. Прочитайте получившийся текст.
3. Как и почему изменился текст?
4. Какой вывод вы теперь можете сделать? (Имена
прилагательные придают нашей речи образность,
выразительность.)
14 . Сочинение
Постарайтесь так рассказать о картине Грабаря в своем сочинении, чтобы даже тот, кто никогда ее не видел, смог мысленно представить «Февральскую лазурь» И.Э. – полотно, отличающееся звучностью красок, жизнерадостностью, полного света, гармонии, красоты.
II. Итог урока
Послушать работы учащихся. Отметить лучшие варианты, сделать вывод.
III. Домашнее задание
Закончить работу над сочинением.