Цель урока: систематизация, обобщение и контроль знаний, умений и навыков учащихся по теме урока.
Задачи урока:
- Выявить степень усвоения учебного материала и пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся по пройденному материалу.
- Активизировать познавательную деятельность учащихся, стимулировать и развивать мыслительные процессы.
- Способствовать созданию положительного настроя на уроке
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Форма урока: урок-конкурс.
Оборудование: презентация, дидактический материал, иллюстрации, листы бумаги, рисунки, карточки, пазлы.
Организация урока
I. Организационный момент. Этап “включения” в урок.
Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Думаю, что вы, как всегда, будете сегодня на уроке внимательны и покажете себя только с лучшей стороны. Итак, мы начинаем.
II. Сообщение темы и цели урока.
Сегодня у нас необычный урок, конкурс “Самый грамотный ученик”. Сегодня вам предстоит преодолевать разные препятствия, состязаться в грамотности, внимательности и активности. (Слайд №1)
Загадку эту отгадать совсем несложно!
Меня с наречием порою спутать можно.
Но помните, чтобы вопрос вас не подвел,
Я по значению похоже на глагол!
П. Чесноков
III. Презентация о деепричастии (выступление учащейся). (Слайд №2-5. Презентация)
IV. Мы знаем, что деепричастие неизменяемая форма глагола и зависит от глагола. Образуйте деепричастия от глаголов, выделите с суффиксы, с помощью которых вы образуете деепричастия. (Слова написаны на доске)
делать (делая),
рыдать (рыдая),
читать (читая);
забежать (забежав),
усмехнуться (усмехнувшись)
- Сформулируйте вывод о словообразовании деепричастий.
- От чего зависит написание гласной буквы перед суффиксом деепричастий?
V. Правописание НЕ с деепричастиями. (Карточка у каждого ученика) (Слайд №7)
(Не) видя, (не) думал, (не) веря, (не) доумевая, (не) мог, (не) замечая, (не) поднимая, (не) чувствуя, (не) возмущаясь, (не) узнаешь, (не) предполагая, (не) навидя, (не) умолкая, (не) присутствуя, (не) заметил (взаимопроверка, слайд №8)
Ученик у доски с карточкой: (не) дожидаясь ответа, сильно (не) доумевая, (не) дошёл до ручья, (не) беспокоясь о себе, страшно (не) годуя, (не) знает дороги, (не) навидя ложь, (не) узнав товарища, (не) согласившись с чужим мнением
- Как пишутся не с деепричастиями?
Вывод: НЕ с деепричастиями пишется раздельно.
– А бывают ли случаи слитного написания НЕ с деепричастиями? (Да, когда слово без НЕ не употребляется, например, негодуя.)
VI.
1. С любым деепричастием составить предложение (делая, рыдая, читая, забежав, усмехнувшись). (Ученик у доски) (Слайд №10)
2. Определить морфологические признаки деепричастия.
VII. Запишите предложение (один человек у доски).
Спасаясь от оводов, лось зашёл в воду.
- Найдите деепричастный оборот. Аргументируйте свой ответ.
- Перестройте предложение, изменив место деепричастного оборота.
- Сделайте вывод о месте деепричастного оборота и знаки препинания при нём.
VIII. Развитие речи: работа с пазлами. Работа в парах.
А сейчас другой вид работы. Вы должны собрать пазлы.
- Из какого произведения взят данный сюжет? А кто автор? (Слайд №11-12)
- В отрывке из “Сказки о попе и о работнике его Балде” А.С. Пушкина сбежали деепричастия. Верните беглецов на место, обозначьте вид деепричастий.
(У каждого на парте текст)
Пустились бесёнок и зайка:
Бесёнок по берегу морскому,
А зайка в лесок до дому.
Вот, море кругом ……………,
………. язык, мордку ……….,
Прибежал бесёнок, ………….,
Весь мокрёшенек, лапкой ……,
Мысля: дело с Балдою сладит.
Глядь, а Балда братца гладит,
………..: “Братец мой любимый,
Устал, бедняжка! отдохни, родимый!”
(Слова для справок: высунув, обежавши, задыхаясь, поднявши, утираясь, приговаривая)
- Прочитайте выразительно восстановленный текст. (Слайд №13)
- Укажите вид деепричастий.
- А теперь проверим, правильно ли вы справились с заданием.
IX. Тестирование по пройденному материалу. (У каждого ученика)
ТЕСТ
1. Найти деепричастие:
а) почуяв
б) сожалел
в) услышан
г) ознакомься
2. Укажите деепричастие совершенного вида:
а) беспокоясь
б) закончив
в) отдыхая
г) продумывая
3. В каком случае НЕ пишется слитно:
а) (не) доумевая
б) (не) подготовлено
в) (не) освещена
г) (не) почувствовал
4. Укажите на месте каких цифр должны стоять запятые в предложении: Орёл (1) расправив (2) крылья (3) взлетел со скалы.
а) 1, 2, 3
б) 1, 2
в) 1,3
5. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
а) Ребята, сбежавшие наверх, смотрели на новенького.
б) Виноград вился карабкаясь по соседним деревьям.
в) Вот бегает дворовый мальчик, в салазки Жучку посадив
г) Рыцарь, следуя кодексу чести, всегда защищал Прекрасную Даму.
Ответ : 1а, 2б, 3а, 4в, 5б (слайд №14)
Оценка |
Ошибки |
X. Подведение итогов урока.
Подводя итог урока, давайте вспомним, что мы сегодня повторили:
- морфологические признаки деепричастия;
- знаки препинания в предложениях с деепричастиями и деепричастными оборотами;
- правописание НЕ с деепричастиями;
- употребление деепричастий в речи.
XI. Домашнее задание упр. 600. (Слайд №15)