Приемы компрессии текста в 9-м классе

Разделы: Русский язык


Стратегическая цель урока: изучить основные приёмы сжатия (компрессии) исходного текста.

Цели образовательные и воспитательные:

  • вовлечение учащихся в активный познавательный процесс;
  • формирование вдумчивого, внимательного отношения к слову;
  • формирование умения давать оценку полученным результатам.

Задачи учебно-педагогические:

  • развитие творческой активности;
  • развитие коммуникативных способностей;
  • формирование навыков исследовательской деятельности.

Оборудование: Приложения 1–2, текст для сжатия, чистые листы бумаги форматом А4, цветные карандаши, магнитная доска.

Ход мастерской

Учащиеся предварительно разделены на 3 группы, принцип формирования групп учитель определяет сам.
Учебное пространство класса учитель определяет сам.

Учитель (индуктор): В этом учебном году вы заканчиваете основную школу, и на итоговой аттестации вам необходимо будет писать творческую работу, а именно, сжатое изложение. С этим видом учебной деятельности вам приходилось встречаться, сжатое изложение мы с вами уже писали и не раз. Давайте вспомним, что знаем об изложении.

  • Что такое изложение?
  • Какое изложение называется подробным?
  • Какое изложение можно назвать сжатым?
  • Чем отличается сжатое изложение от подробного?

Каждому учащемуся дается фрагмент текста, который нужно компрессировать. В целях экономии времени можно работать непосредственно на раздаточном материале.

1. Работа с текстом (индивидуально)

Вблизи большого города, по широкой проезжей дороге шел старый, больной человек. Он шатался на ходу; его исхудалые ноги, путаясь, волочась и спотыкаясь, ступали тяжко и слабо, словно чужие; одежда на нем висела лохмотьями, непокрытая голова падала на грудь… Он присел на придорожный камень, наклонился вперед, облокотился, закрыл лицо обеими руками – и сквозь искривленные пальцы закапали слезы на сухую седую пыль.

  • какую информацию вы удалили из текста?
  • какие синтаксические единицы вы “удалили” исключили?
  • почему удалили именно эту информацию?
  • какой приём использовали?

Вывод: прием называется “исключение подробностей и деталей”. Исключаются слова, словосочетания, фрагменты, предложений и целые предложения.

  • А какие приемы компрессии текста вы ещё знаете?

Учитель: Определите тему нашего урока. Попробуйте сформулировать цель занятия.

Тема: Основные приемы сжатия (компрессии) текста

2. Групповая работа (учащиеся предварительно разделены на группы, в данном случае на три по пять человек. У каждого учащегося свой номер: №1, №2,№3,№4,№5 ) Первый этап групповой работы построен с использованием приема “зигзаг”. Все одинаковые номера собираются в экспертные группы, где каждый получает свой текст. Первая экспертная группа работает с темой “Требования к написанию подробного изложения”, вторая – “Требования к написанию сжатого изложения”, третья – “ Прием исключения подробностей при написании сжатого изложения”, четвертая – “Приём обобщения при написании сжатого изложения”, пятая – “Приём упрощения при написании сжатого изложения” (см. Приложение 1).

Задание для всех экспертных групп:

  • прочитать текст;
  • выделить в нем основные положения;
  • в ходе совместного обсуждения составить опорную схему, кластер, таблицу и т.п.;
  • подготовиться к пересказу текста. Время выполнения 10-15 минут.

3. Групповая работа. На втором этапе все возвращаются в свои рабочие группы. Теперь в порядке номеров каждый излагает подготовленную им информацию, остальные слушают, фиксируют главное в своих тетрадях, задают вопросы. В завершении каждая группа создает таблицу или кластер.

4. Афиширование. На третьем этапе группы знакомят с результатом своей деятельности.

5. Групповая работа и индивидуальная работа. Группа получает текст, каждому участнику достается фрагмент (Приложение 2) Учащиеся должны собрать текст (приём “мозаика”), прочитать его, затем разобрать мозаику, и каждый компрессирует свой фрагмент индивидуально

6. Групповая работа. Учащиеся каждой группы должны составить сжатый текст и афишировать его.

7. Афиширование. Каждая группа представляет свой текст. При выступлении акцентировать внимание на то, какой приём при компрессии использовали.

8. Рефлексия. Письменно учащиеся должны ответит на два любых вопроса:

  • мои размышления о проведении мастерской
  • мне было трудно/ легко….
  • мне понравилось/ не понравилось…
  • хотел бы пожелать….