Стратегическая цель урока: изучить основные приёмы сжатия (компрессии) исходного текста.
Цели образовательные и воспитательные:
- вовлечение учащихся в активный познавательный процесс;
- формирование вдумчивого, внимательного отношения к слову;
- формирование умения давать оценку полученным результатам.
Задачи учебно-педагогические:
- развитие творческой активности;
- развитие коммуникативных способностей;
- формирование навыков исследовательской деятельности.
Оборудование: Приложения 1–2, текст для сжатия, чистые листы бумаги форматом А4, цветные карандаши, магнитная доска.
Ход мастерской
Учащиеся предварительно разделены на 3
группы, принцип формирования групп учитель
определяет сам.
Учебное пространство класса учитель определяет
сам.
Учитель (индуктор): В этом учебном году вы заканчиваете основную школу, и на итоговой аттестации вам необходимо будет писать творческую работу, а именно, сжатое изложение. С этим видом учебной деятельности вам приходилось встречаться, сжатое изложение мы с вами уже писали и не раз. Давайте вспомним, что знаем об изложении.
- Что такое изложение?
- Какое изложение называется подробным?
- Какое изложение можно назвать сжатым?
- Чем отличается сжатое изложение от подробного?
Каждому учащемуся дается фрагмент текста, который нужно компрессировать. В целях экономии времени можно работать непосредственно на раздаточном материале.
1. Работа с текстом (индивидуально)
Вблизи большого города, по широкой проезжей дороге шел старый, больной человек. Он шатался на ходу; его исхудалые ноги, путаясь, волочась и спотыкаясь, ступали тяжко и слабо, словно чужие; одежда на нем висела лохмотьями, непокрытая голова падала на грудь… Он присел на придорожный камень, наклонился вперед, облокотился, закрыл лицо обеими руками – и сквозь искривленные пальцы закапали слезы на сухую седую пыль.
- какую информацию вы удалили из текста?
- какие синтаксические единицы вы “удалили” исключили?
- почему удалили именно эту информацию?
- какой приём использовали?
Вывод: прием называется “исключение подробностей и деталей”. Исключаются слова, словосочетания, фрагменты, предложений и целые предложения.
- А какие приемы компрессии текста вы ещё знаете?
Учитель: Определите тему нашего урока. Попробуйте сформулировать цель занятия.
Тема: Основные приемы сжатия (компрессии) текста
2. Групповая работа (учащиеся предварительно разделены на группы, в данном случае на три по пять человек. У каждого учащегося свой номер: №1, №2,№3,№4,№5 ) Первый этап групповой работы построен с использованием приема “зигзаг”. Все одинаковые номера собираются в экспертные группы, где каждый получает свой текст. Первая экспертная группа работает с темой “Требования к написанию подробного изложения”, вторая – “Требования к написанию сжатого изложения”, третья – “ Прием исключения подробностей при написании сжатого изложения”, четвертая – “Приём обобщения при написании сжатого изложения”, пятая – “Приём упрощения при написании сжатого изложения” (см. Приложение 1).
Задание для всех экспертных групп:
- прочитать текст;
- выделить в нем основные положения;
- в ходе совместного обсуждения составить опорную схему, кластер, таблицу и т.п.;
- подготовиться к пересказу текста. Время выполнения 10-15 минут.
3. Групповая работа. На втором этапе все возвращаются в свои рабочие группы. Теперь в порядке номеров каждый излагает подготовленную им информацию, остальные слушают, фиксируют главное в своих тетрадях, задают вопросы. В завершении каждая группа создает таблицу или кластер.
4. Афиширование. На третьем этапе группы знакомят с результатом своей деятельности.
5. Групповая работа и индивидуальная работа. Группа получает текст, каждому участнику достается фрагмент (Приложение 2) Учащиеся должны собрать текст (приём “мозаика”), прочитать его, затем разобрать мозаику, и каждый компрессирует свой фрагмент индивидуально
6. Групповая работа. Учащиеся каждой группы должны составить сжатый текст и афишировать его.
7. Афиширование. Каждая группа представляет свой текст. При выступлении акцентировать внимание на то, какой приём при компрессии использовали.
8. Рефлексия. Письменно учащиеся должны ответит на два любых вопроса:
- мои размышления о проведении мастерской
- мне было трудно/ легко….
- мне понравилось/ не понравилось…
- хотел бы пожелать….