Развитие языковой личности учащихся в условиях современной школы

Разделы: Русский язык


В новых условиях модернизации образования на первый план выходит личность ученика, его способность к самоопределению и самореализации, к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения. Формирование языковой личности является основной задачей обучения языку в школе, а языковую грамотность следует рассматривать как составляющую культуры личности учащегося.

Понятие языковой личности составляют языковые компетенции, ценностные установки личности в отношении к родному языку, языковое сознание, языковое мировоззрение личности. Языковая личность с точки зрения лингвистики – это языковые способности и характеристики человека, благодаря которым он может создавать и понимать различные по сложности, глубине и цели тексты.

Структура языковой личности состоит из трех иерархических уровней:

  1. Вербально-семантический – собственно владение лексикой и грамматикой (обыденным языком), он формируется в раннем детском возрасте и складывается уже к начальным классам школы, а в дальнейшем совершенствуется.
  2. Тезаурусный – в нем отражается “языковая картина мира”, иерархия понятий и ценностей, имеющая важность как в национальном, так и в социально-групповом и личном плане. Тезаурусный уровень, как и последующий, определяет основные черты языковой личности. Он в целом формируется к юношескому возрасту и может изменяться на протяжении всей жизни. Этот процесс опирается на речевую и языковую рефлексию.
  3. Мотивационный – включает в себя сферы общения, коммуникативные ситуации, роли, связан с коммуникативными потребностями и коммуникативным поведением личности. В рамках этого уровня происходит совершенствование владения широкими синонимическими возможностями языка, их адекватный выбор в соответствии с ситуацией общения.

Принято выделять внешние и внутренние факторы, определяющие развитие языковой личности. К первым относится прежде всего состояние общества. Известно, что социальные потрясения резко меняют не только общественные устои, но и языковые нормы, “языковой вкус эпохи”. Семья, круг общения, школа, средства массовой информации, массовая культура также влияют на формирование языковой личности извне. Внутренние факторы: пол (гендерные осебенности исследований современной личности), возраст, темперамент, психологические характеристики человека.

Языковая личность старшеклассника находится в процессе активного формирования, прежде всего это касается развития речевой и языковой рефлексии и формирования языковой картины мира. Сложность языковой личности современного старшеклассника заключается в том, что в школе он обучается нормам литературного языка и в то же время является носителем школьного сленга и часто носителем группового жаргона (в силу принадлежности к тому или иному неформальному объединению). К тому же он испытывает влияние СМИ, окружающей речевой действительности. Таким образом, он погружен в сложную неоднозначную, противоречивую языковую ситуацию, в которой учится разграничивать различные по стилистической окраске лексические пласты.

В связи с этим у школьников возникает принципиально важная для развития языковой личности проблема: как правильно выбрать языковые средства, адекватные данной ситуации общения; при этом у него формируется умение переключаться с одного подъязыка на другой, учитывая в общении фактор адресата. Говоря о языковой личности, следует иметь в виду, что не использование жаргона или сленга само по себе, а умение переключаться с одного подъязыка на другой в зависимости от ситуации, цели и участника коммуникации свидетельствует об уровне её развития. Как показывают эксперименты и наблюдения, старшеклассники часто используют в речи стилистически разнородные элементы, что свидетельствует о том, что это умение ещё только формируется.

Изучение языка с позиций компетентностного подхода получает большую мотивационную направленность. Мотивацию усвоения языковой грамотности можно обеспечить, если:

  • начинать обучение не с выработки отдельных операций, изолированных от целостной структуры, а с формирования того уровня организации письменной речи, на котором функционируют в единстве действие порождения смыслового содержания текста и действие его выражения;
  • включить процесс усвоения письменной речи в деятельность словесного творчества учащихся;
  • организовать сотрудничество учащихся с учителем и друг с другом и по мере овладения действиями письменной речи изменять его формы.

Языковая компетентность способствует формированию важного умения – воспринимать и создавать связные тексты, различные по стилистической и жанровой принадлежности, структурно-языковой организации, целенаправленности, полноте и точности выражения мысли. Выполняя на ЕГЭ задания части С, выпускник применяет те виды компетенций, которые востребованы не только на экзамене по русскому языку, но и будут необходимы в дальнейшей жизни. Большая часть заданий с выбором ответа проверяет языковую компетенцию экзаменуемых: умение определять, правильно ли написано слово, верно ли расставлены знаки препинания в предложении, а также способность выявлять соответствие или несоответствие какой-либо речевой единицы языковой норме. Компетентностный подход к обучению русскому языку позволяет ответить на вопрос, как ученик владеет языком, на каком уровне: языковом (владение нормами литературного языка), лингвистическом (знания о языке, его устройстве), коммуникативном (владение языковыми средствами), социокультурном (владение культурой речи и этикой общения на национально– культурной основе). Языковое образование обеспечивает приобщение человека к духовному наследию предшествующих поколений и является основой формирования этнического и гражданского самосознания личности.

Самым сильным и убедительным фактором формирования языковой личности является личность учителя, его манера поведения, ценностные установки, определяющие его отношение к партнерам по учебному общению. Умение говорить правильно и выразительно, умение жестом, мимикой, взглядом выразить свои чувства и отношения, умение управлять своим психическим состоянием, видеть себя со стороны в значительной мере определяют успешность педагогического общения, способствует наилучшему формированию языковой грамотности учащихся.

Вся работа должна быть направлена на воспитание думающего ученика, способного работать и мыслить самостоятельно, творчески, в повседневной жизни чувствовать себя комфортно, обслуживать словом собственные запросы во всех сферах жизнедеятельности.

Литература:

  1. Божович Е.Д. Учителю о языковой компетенции школьников. Психолого-педагогические аспекты языкового образования. М., Воронеж, 2002.
  2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования. Высшее образование, 2003, №5.
  3. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М, 1987.
  4. Коротаева Е.В. О ситуации успеха в учебной деятельности. РЯШ, №1, 2003.