Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-

Разделы: Русский язык


Цели:

  • Обучающие:
    • повторить и закрепить навык написания слов с приставками пре- и при-;
    • объяснить значение приставок;
    • формировать умение правильно писать слова с корнями неясного значения;
    • закрепить знание данного правила практически при выполнении заданий.
  • Развивающие:
    • развивать умение грамотного безошибочного письма;
    • развивать навык самостоятельной работы;
    • развивать умение работать с художественной литературой;
    • развивать творческие способности детей.
  • Воспитательные:
    • воспитывать чувство мужества, стойкости, милосердия, доброты и преданности.

Оборудование: таблица “Правописание гласных в приставках пре-, при-”;  учебник русского языка для 6 класса под  редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта, карточки для самостоятельной работы, портрет Ганса Христиана Андерсена, выставка книг – сказки Г. Х. Андерсена, презентация, мультимедийный проектор.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

2. Ребята, любите ли вы сказки? Я загадаю вам загадки и вы поймете, о каком сказочнике сегодня мы будем говорить:

1) Девочка спит и пока что не знает,
Что в этой сказке её ожидает;
Жаба под утро её украдёт,
В нору упрячет бессовестный крот:
Впрочем, довольно! Нужна ли подсказка?
Кто эта девочка?  (Дюймовочка)

2) Налетела злая вьюга,
Герда потеряла друга:
В царство льда умчался Кай.
Герда! Герда! Выручай!
Вьюга кружит вправо, влево
В сказке … ("Снежная королева")

– Кто автор этих сказок? (Ганс Христиан Андерсен)

3. Слово учителя о писателе:

Прошло более 200 лет со дня рождения Андерсена.
Андерсеном всего написано 156 сказок, самыми популярными стали "Стойкий оловянный солдатик", "Гадкий утёнок", "Снежная королева", "Дюймовочка"
Сказки писателя сделали его любимцем народа еще при жизни. А сегодня имя этого писателя известно во многих странах мира.
Ганс Христиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в Дании, в городке Оденсе, расположенном на острове Фюн. Он жил в бедной семье, мать его была прачкой, отец – сапожником. В детстве он слышал истории и сказки отца и старушек-соседок. Ганс по-своему переделывал эти сказки, придумывал новые необычные приключения героям сказок и : рассказывал свои сказки старому коту по имени Карл.Однажды он увидел спектакль гастролирующего театра и полюбил театр на всю жизнь.

– Сегодня на уроке мы вспомним сказки Ганса Христиана Андерсена и проверим, как вы усвоили тему прошлого урока «Правописание приставок при- и пре-».

4. Музыкальная заставка «Снежная королева» (Приложение 1)

В этой сказке встречается много слов с приставками пре- и при-.

5. Распределительный диктант

Запишите словосочетания, объясняя выбор гласных в приставках:

С приставкой при-                               с приставкой пре-

Прекрасный дворец, причудливые очертания, сильная-пресильная метель, преодолеть многочисленные препятствия, приблизить к тронному залу, присесть на корточки, прикладывал друг к другу ледышки-буквы, притронулась к руке, обжигающее прикосновение, прижала к себе, предупреждали о трудностях, приостановил свой бег, холодный-прехолодный, бежали вприпрыжку.

6. Реализация домашнего задания

– К этому уроку вы вспоминали произведения Ганса Христиана Андерсена и искали в сказках предложения, в которых встечаются слова на интересующую нас орфограмму. Какие предложения вы записали? Объясните выбор гласных в пиставках. (Ученики зачитывают предложения) 

7. Практическая работа

Выполните синтаксический разбор предложения:
Разбойники преградили путь карете, придирчиво осмотрели вещи Герды и прибрали к рукам самое лучшее.

8. Диктант с дополнительным заданием

Записать словосочетания:

лодка не привязана, прибить течением к берегу, премиленькое личико, старая-престарая женщина, причесывала гребнем, приглаживала волосы, превосходный сад. Прекрасные цветы, приглядываться к цветам, прислушиваться к шорохам, припомнить розы на окнах.

– Определить, на какую тему даны словосочетания.
– Устно составить рассказ на тему, заданную словосочетаниями.

9. Работа с текстом (Приложение 2)

Спишите текст, вставляя пропущенные орфограммы:

Ска..зки Андерсена пр..ходят к нам в дом в ра..ем детств.. . Мы пр..саживаемся к столу и вн..мательно пр..слушиваемся к голосу мамы, которая ч..тает нам эти уд..вительные истори.. . Пр..красный, уд..вительный мир пр..открывается перед нами.
Пр..смотритесь и вы к его героям. Вот пр..лес..ная Русалочка. Вот пр..данная Герда. Вот маленькая-пр..маленькая Дюймовочка. А теперь перед нами стойко пр..одолевающий все пр..пятствия оловя..ый солдатик.
Их пр..ключения учат нас муже..ству, стойкост.. в пр..одолении трудностей, пр..вязанности в дружбе и любви.

(Л.И.Новикова)

10. Выводы по уроку. Рефлексия

– Чему нас учат сказки Ганса Христиана Андерсена?
– Достигли  вы своих целей на уроке?
– Как вы оцениваете свою деятельность на уроке?

11. Домашнее задание

  • Параграф 31 («Теория»)
  • Сочинение-миниатюра по словам четверостишия:

Нам книга стать помогает умнее,
Она, как друг, за собою ведёт.
И кто со сказками Андерсена по жизни шагает,
Тот никогда и нигде не пропадет.

Использованная литература:

  1. Интернет-ресурсы.
  2. Л.И.Новикова. Поурочные разработки по русскому языку, 6 класс. Издательство «Экзамен».Москва, 2007.