Цель:
- Показать особенности употребления глагола в художественном стиле, раскрыть некоторые особенности жанра сказки.
- Развивать внимание, речевые навыки, умение сопоставлять, анализировать.
- Воспитывать познавательный интерес, активность, самостоятельность.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Психологический настрой.
II. Чтение эпиграфа к уроку:
Скоро сказка сказывается,
Да не скоро дело делается:
- Посмотрите на слова, записанные на доске. Да, сегодня мы снова будем говорить о сказках и даже попробуем их сочинить. Трудно ли это? Как вы считаете?
- Одна из трудностей - писать сказочным языком, например, о живых предметах говорить, как о неживых.
- Приведите примеры таких сказочных действий.
- Как называется такой художественный приём?
- Слова какой части речи вы употребляли, когда называли действия сказочных предметов?
- Сегодня мы поговорим об одном из языковых средств, которое делает речь сказочной - о глаголе.
Называется тема урока.
III. Задание: восстановить слова в тексте. Текст на доске.
- Прочитайте про себя.
- Узнали ли произведение?
1 ученик вставляет слова.
- Наверное, эти слова можно взять в качестве эпиграфа ко всем сказкам:
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё : по цепи кругом;
: направо - песнь :
Налево - сказку :
- К какой части речи относятся вставленные слова?
- Что было, если бы в этом тексте не было глаголов?
- Какие синонимы можно подобрать к глаголу "заводит"? (заводит - начинает - рассказывает - поёт)
- Почему именно "заводит"? (начинает петь, настраивает на определённый лад, "заводит" читателя)
- Так всё ли равно, какой глагол выбрать для сказки?
- Много ли глаголов в сказках?
IV. Исследование.
- Дома вы читали народную сказку "Волшебное кольцо", сопоставляли её со сказкой А.Платонова. Какой вариант (народный или авторский) понравился больше и почему?
- Найдите в тексте сказки "Волшебное кольцо" (отрывок) глаголы.
Текст раздаётся всем учащимся. Чтение отрывка.
Жила в деревне крестьянка. При ней жил её сын Семён, не женатый ещё. Жили они бедно: спали на соломе, одежонка у них старая. Жили они давно: тогда земли у крестьян было мало, а что и была, так неродящая была земля: что и посеет крестьянин, то вымерзнет, а не вымерзнет, так от засухи посохнет, а не посохнет, так вымокнет, а не вымокнет, так саранча пожрёт.
- Обратите внимание на глаголы с приставкой "по". Подобные глаголы характерны для народной речи.
- Чем можно объяснить, что в сказках много глаголов?
- Приведите однокоренные слова к слову "сказка". (сказывать, рассказывать, сказ)
- Что значит рассказывать? (то есть "повествовать")
- Глаголов много в повествовательных текстах. Чем больше глаголов, тем рассказ динамичнее. Вот почему не случайно мы говорим о глаголе в связи со сказкой.
Физминутка.
- Узнайте сказочных героев по их действиям. Найдите в классе иллюстрации, изображающие сказочных животных.
1. Свернулась калачиком, притворилась, хвостом вертит, не ворохнется, вильнула хвостом, попросилась.
2. Захлопал крыльями, затопал ногами или лапами, закричал во всё горло, крыльями забил.
3. Вбежал, разинул пасть, что ни схватит, то проглотит, оскалил зубы, завыл, плетётся.
4. Забрался, выбрался, убежал, заревел.
5. Боялся, хвастал.
- Запишите по 1 предложению с описанием действий сказочных героев. Зачитайте.
V. Работа по карточкам.
Карточка 1.
Найти в сказке "Волшебное кольцо" А.Платонова глаголы речи.
Отрывок стр. 19-20 учебника со слов "Приходит она в царскую избу:" до слов ":а мы к вам по хрусталю приедем в гости". (Литература: Учеб. хрестоматия для 5 кл. сред. шк. В 2 ч. Ч. 2/ Сост. Т.Ф.Курдюмова. - М.: Просвещение, 2004)
Карточка 2.
Выписать глаголы, передающие действие царя, царицы и царевны в сцене царского чаепития. Как эти глаголы их характеризуют?
Отрывок стр. 19-20 учебника со слов "Приходит она в царскую избу.." до слов "Царь придумал здесь хитрость". (Там же)
Карточка 3.
Найти в тексте сказки "Лисичка-сестричка и волк" глаголы.
Лисичка-сестричка и волк.
Жил себе дед да баба. Дед говорит бабе: "Ты, баба, пеки пироги, а я поеду за рыбой". Наловил рыбы и везёт домой целый воз. Вот едет он и видит: лисичка свернулась калачиком и лежит на дороге. Дед слез с воза, подошёл к лисичке, а она не ворохнётся, лежит себе как мёртвая.
Обсуждение.
- В сказках все сказочные герои вступают в разговор друг с другом; интересно, какие глаголы речи употребляются в сказках? (ответы учащихся по карточкам)
- Вывод: итак, глаголы передают не только действие, но и характеризуют сказочного героя.
VI. Подведение итогов.
Беседа:
- Что нужно помнить при написании сказки?
- Много ли в сказках глаголов?
Что можно выразить в сказке при помощи глаголов?
Домашнее задание (по выбору):
- Подобрать примеры использования глаголов в сказках
- Написать собственную сказку.
Рефлексия.