Письмо. 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Форма: интегрированный урок с использованием интернета.

Место проведения: почтовое отделение, компьютерный класс.

Цели урока:

Обучающие:

  • сконцентрировать внимание школьников на ценностях русского языка;
  • cформировать навыки правильного написания письма – делового (почтовые правила оформления адреса) и личного (определенный речевой этикет, знание которого необходимо составителям);
  • обучение составлению алгоритма регистрации электронного почтового ящика и работа с ним.

Развивающие:

  • создание мотивационной основы для восприятия;
  • развитие связной письменной речи учащихся, речевой компетенции.

Воспитательные:

  • воспитание культуры письменного общения, уважение к собеседнику;
  • поддержание интереса к русскому языку, истории, информатике, английскому языку.

Оборудование: локальная сеть, интернет, электронный почтовый ящик преподавателя.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Сообщение темы, цели, эмблемы урока

- Для чего мы пришли на почту?

- Что перед Вами? (Письмо)

- Какие задачи вы поставите перед собой?

- Что мы знаем по теме и что постараемся узнать?

- Что же такое письмо? Вспомните значение этого слова.

3. Словарная работа

1) Бумага с написанным на ней текстом, посылаемая кому-нибудь для сообщения чего-нибудь, уведомления о чем-нибудь, для общения с кем-нибудь на расстоянии.

2) Официальный (преимущественно денежный) документ (истор.).

3) Умение, способность писать.

4) Графические знаки, начертения для передачи, запечатления речи на каком-нибудь материале.

5) Эпистолярный жанр литературы, стихотворное или прозаическое обращение писателя к определенному лицу с постановкой какого-либо важного вопроса. В этом отношении форма письма, как жанр близка к посланию.

Можно ли писать без букв?

- Мы настолько привыкли к буквенному письму, что сама постановка вопроса кажется странной. Но вопрос же этот закономерен. Задолго до того, как люди додумались до букв, они почувствовали необходимость сказать, передать свои мысли людям, которые находятся далеко. Ни телеграфа, ни телефона, ни радио, ни телевидения в те времена не было. В распоряжении человека были только конкретные предметы (камень, дерево).Вот посмотрите , что придумал человек. Он брал сук дерева или ремень и к нему привязывал тоненькие ремешки, шнурки разной длины и разного цвета. Каждая веревочка завязывалась различным образом для различных целей, простой узел обозначал десяток, двойной узел – сотню, два двойных узла – две сотни) и каждый цвет имел свое собственное значение (красные веревки обозначали воинов, желтые – золото, белые – серебро, зеленные – зерновой хлеб).У некоторых народов узелки заменялись бусами из различных разноцветных морских раковин. Раковины распиливали на мелкие пластинки и нанизывали на нитки. Из этих ниток делали целые пояса. Например, на одной из ниток были рядом такие четыре раковины: белая, желтая, красная, черная. Это означало: “Мы вступили с вами в союз, если вы будите платить нам дань. Если же вы не согласны, мы пойдем на вас войной и вех вас перебьем”. Но это же письмо можно прочесть совсем иначе: “Мы просим мира и готовы дать вам много золота. Если война будет продолжаться, погибнем”.

Чтобы не выходило путаницы, составивший из раковин письмо должен был сам прочесть послу, а посол, придя в нужное место, глядя на раковины и вспоминая, что они означают, должен был вслух повторить письмо.

Определенное значение присваивалось и некоторым предметам. Например, у индейцев трубка издавна была знаком мира, натянутый лук – знаком вражды…. В истории так же известно, как однажды скифы, населявшие в древности Северное Причерноморье, послали своим соседям птицу, мышь, лягушку и несколько стрел. Смысл этого был такой: “Умеете ли вы летать, как птицы, прятаться в землю, как мыши, и прыгать по болотам, как лягушки? Если не умеете, то не пробуйте воевать с нами. Мы осыплем вас стрелами, лишь только вы вступите в нашу страну”.

Вопрос: Какой самый древний вид собственно письма?

Ответ: Наиболее древним видом собственно письма, которое возникает еще за четыре тысячи лет до нашего летосчисления, является письмо рисунками, или (от латинского слова pictus – нарисованный и греческого слова grapho – пишу).

Передавать понятия путем рисунка человек научился гораздо раньше, чем было создано буквенное письмо. Раскопки древних мест поселения человека, особенно пещер, обнаруживают весьма искусные изображения домашней утвари, фигур людей, животных. Эти рисунки первобытный человек высекал или выцарапывал на камнях, костях, шкурах.

При помощи рисунков человек рано научился передавать не только отдельные понятия, но и целые рассказы. Такими рисунками и сейчас пользуются некоторые племена индейцев, австралийцев, негров и других народов, не имеющих буквенной письменности. Например, в 1849 г. Индейцы послали президенту США такое письмо:

Они (индейцы) просят разрешения переселиться с озера Верхнего на соседнее озеро. Просят все семь родов, каждый из которых имеет свой символ. Глаза всех соединены линиями – это значит, что у вех у них один взгляд на сорный вопрос; сердца всех соединены также одной линией – это значит, что просьбу они направляют единодушно. Глаз предводителя из рода журавля смотрит одновременно по двум линиям: одна президенту, а другая к озерам – предмету просьбы.

Письмом рисунками мы пользуемся иногда и сейчас. Так, на вывеске булочной изображаем хлеб, баранки; на вывеске оптического магазина – очки; на овощном – овощи и т.п.

Вопрос: Как изменилось пиктографическое письмо?

Ответ: По мере развития общественно-хозяйственной жизни людей и развития их языка, рисунки приобретали более упрощенный вид, связь рисунка с определенным предметом стала стираться. Упрощенный рисунок стал превращаться в условный знак, письмо стало идеографическим (от греческого слова idea - понятие, символ и grapho – пишу).

Такие упрощенные рисунки-знаки стали употребляться для обозначения отдельного слова. Например, в китайском языке слово “человек” передавалось знаком, напоминающим две ноги, “ворота, дверь” - в виде двух створок, “дождь” передавался так: небосвод и падающие с него капли дождя и т.д.

Вопрос: Почему стало неудобно пользоваться идеографическим письмом и как его изменили?

Ответ: Количество слов в составе языков возрастало и пользоваться десятками тысяч разных значков для разных слов становилось делом крайне трудным. В связи с этим отдельными знаками и рисунками начинают обозначать не отдельные слова, а отдельные слоги и даже звуки, как, например, в древнеегипетском языке. Древнеегипетское письмо называлось иероглифическим (от греческого слова ieros - священный и glyphe – резьба). Иероглифическое письмо сохранилось на стенах храмов, на гробницах. Иероглифы (значки) наносились на камень. Они были выпуклы и иногда исполнялись в красках.

С развитием культуры меняется материал письма: начинают писать на дереве, на папирусе, применяя кисточку и черные или красные чернила.

Вопрос: Как раскрыли тайну египетского письма иероглифами?

Ответ: Тайна египетского письма иероглифами была разгадана французским ученым Шамполионом Младшим. При раскопках в Египте была найдена каменная плита, на которой были высечены иероглифы, означающие имя фараона Плотомея. Зная, какими значками обозначаются в этом слове п, т, о, л, е, Шамполион попробовал подставить эти значки под другими египетскими иероглифами, высеченными на том же камне, и прочел слово – Клеопатра. Но, как оказалось, таким путем писались в Египте лишь имена. Для обозначения же других слов имелись иероглифы отдельных слогов. Эта египетская грамота очень напоминает наши современные ребусы.

Клинопись – вид письма, при котором записи первоначально наносились на камень, кости, дерево. В дальнейшем для написания стали использовать глиняные плитки; знаки наносились при помощи заостренной палочки, острие которой оставляло на глине след в виде клина (откуда письмо и получило название – клинопись). Глина с нанесенными на нее знаками обжигалась на огне, получала твердость, благодаря которой глиняные плитки можно было хранить. Таких плиток в музеях сейчас находятся тысячи.

Клинописное письмо шумеров имело несколько сот знаков, так как знак обозначал целое слово. В шумерском языке было много односложных слов, а поэтому стало развиваться слоговое письмо, где для обозначения многосложного слова использовалось несколько знаков.

Клинописным письмом шумеров воспользовались вавилоняне, от них – древние персы, в письме которых уже имелось 36 знаков для обозначения отдельных звуков и сочетания звуков, знак для разделения слов. И таким образом делается еще шаг к буквенному письму.

После беседы проводится игра в “шифровальщики”. Все участники делятся на две группы. Каждый человек из I группы составляют небольшой рассказ, записывают его пиктографические и пересылают любому из учеников II группы, оставляя себе копию посланного, но написанного буквенным письмом. II группа, получив рассказы, должна их прочитать. Правильность расшифровки проверяется по оставшемуся у I группы копиям рассказов. За каждый правильный ответ зачисляются очки. Затем рассказы пишет II группа и отсылает их первой группе для расшифровки, правильность которой проверяется так же, как и в первый раз. Победившей считается группа, получившая большее количество очков.

Для письменного общения люди пользовались картинками, предметами, иероглифами, клинописью, и еще немало времени пройдет, пока додумаются до тех букв, которыми пользуются сейчас. Посмотрите, как менялись начертания букв. (Рассматривание таблицы)

Звуко-буквенное, или алфавитное письмо стало венцом графической эволюции. Письменность просто фиксировала звуковой поток, и этот путь стал самым эффективным.

Письменность как бы ушла на задний план, предоставив людям свободу выражения своих мыслей, сведя помехи в общении и взаимопонимании к минимуму. Но всегда следует помнить: за системой письма стоят не просто история языка, а история и культура.

4. Наблюдение за омонимией слов

- А теперь я хочу обратить ваше внимание на слова письмо и письмо. Эти слова омонимы: их внешняя форма совпадает (пишутся и произносятся они одинаково), а значение разное.

- Какое значение уэтих омонимов?

Если перевести их на другие языки, омонимия нередко исчезала.

Английское - letter writing.

Французское - letter это почтовое письмо ecriture - это письменность.

Немецкое – brief schrift.

Письмо, почтовое письмо…. Что это такое?

(Рассказ руководителя почтового отделения)

5. Проводится лексическая работа.

Выясняются этимология слов адрес, адресат, адресант. (Работа со словарем выполняется с целью предупреждения ошибки)

Слово адрес вошло в русский язык из французского (address): обозначает надпись на письме (посылке, бандероли), указывает получателя и место назначения.

Адресат - получатель, тот, кому адресовано письмо (посылка, бандероль).

Адресант - отправитель, тот, кто отправил письмо (посылку, телеграмму).

Учащиеся знакомятся с почтовыми правилами оформления адреса и используют их на практике (самостоятельно подписывая конверт)

Правила оформления адреса:

- адрес пишется разборчиво, грамотно, аккуратно;

- названия стран, городов, поселков и других населенных пунктов пишутся в именительном падеже: фамилия, имя, отчество получателя - в дательном падеже, отправителя- в родительном падеже.

- на почтовом отправлении внизу в левой части конверта пишется цифровой индекс предприятия связи места назначения, состоящей из шести цифр (образец написания их дан на обратной стороне конверта)

- располагаются части адреса в строго установленной органами связи последовательности: вверху в левой части конверта вначале указывается фамилия, имя и отчество адресанта, затем названия:

1) улицы;

2) населенного пункта;

3) района;

4) области.

Внизу в правой части - вначале указывается фамилия, имя и отчество адресата, далее адрес в указанной выше последовательности.

Учитель усиливает внимание на то, что необходимо научить правильно оформлять адрес во избежание различных недоразумений в качестве примера уместно напомнить учащимся чеховский рассказ “Ваника”. Ванька Жуков.

Закончив письмо дедушке, где сетует на горькую судьбу, “свернул вчетверо исписанный лист и вложил в конверт, купленный накануне за копейку….Подумав немного, он умокнул перо и написал адрес: На деревню дедушке.

Потом почесался, подумал и прибавил: Константину Макарычу.

А.П.Чехов ничего не говорит о том, что произошло дальше. Читатель сам догадывается об участи Ванькиного письма: его не получит дедушка.

Логическая пауза.

Письма-маленькие путешественники. Из города в город, из страны в страну они едут на поезде, плывут на пароходе или даже летят на самолете. Значит, письмам нужны билеты? Да! И этот билет - почтовая марка. А покупаем такой билет для письма. Марка - полезная и красивая вещь.

Учитель читает стихотворение:

Марки невкусные, намазаны клеем,
Мы с дочуркой об этом жалеем.
Красивую марку дочурка лизнет,
Скорчится, сморщится и заревет!
Скорее придумайте марку отличную,
Которую клеит варенье клубничное!
Ура троекратное маркам почтовым,
Намазанным сладким сиропом фруктовым. (Д.Родари)

- Знаете ли вы, что существует определенный речевой этикет, который необходимо соблюдать составителям писем. Ознакомление с правилами речевого этикета при составлении письма.

Катер - строение личного письма.

  1. Обращение.
  2. Приветствие.
  3. Зачин.
  4. Основная часть.
  5. Концовка.
  6. Прощание.
  7. Дата.

Прежде всего это касается форм обращения и концовки письма. Письмо начинается с обращения. Например: Здравствуй, дорогая мама...

В русском языке существуют десятки способов приветствия. Как вы полагаете, зачем нужно так много выражений для передачи одного и того же смысла? Чтобы ответить, проанализируем кластер.

Работа с кластером.

Зачем?

Кому?

Кто?

Чему?

Где?

Когда?

Пламенный привет! Позвольте поприветствовать Вас! Здравствуй! Привет честной компании! Здорово, браток! Привет от старых штиблет!

Начиная письмо, не забудьте после слова. Здравствуйте поставить запятую перед обращением, а после него точку или восклицательный знак.

Заканчивается письмо словами прощания. Например: До свидания!, подписью его автора, которой могут предшествовать слова. С уважением.

Междометие пока входит в группу “прощальных” слов, которые употребляются в разговорной речи. Происходит оно от наречия пока, представляющего собой сокращение старого покамест в результате сращения частей словосочетания по кА место (по-предлог, ка - краткое местоимение “какое”).

Прощай - бывшая форма повелительного наклонения прощать, имеющая извинительное значение. Первоначально прощай значило прости (если что не так). Это значение ощущается у слова во фразеологизме прощай, не поминай лихом.

Грубовато-фамильярное адью (до свидания) пришло в 19 веке из французского языка, а -предлог, dien “Бог” (с Богом прощай).

Содержание письма должно быть предельно ясным, по возможности лаконичным. Тон письма должен быть корректным. Нельзя допускать тяжеловесных синтаксических конструкций, неправильного употребления терминов.

Важно, также, придать письму безупречную внешнюю форму. С тех пор, как люди изобрели письмо, они стремились усовершенствоваться, научиться писать красивее. Так возникла каллиграфия от греческого “красивый почерк” - искусство красивого письма.

Размышления над средневековыми трактатами о каллиграфии:

Чистота письма - чистота души.

Красота письма - язык руки и изящество мысли.

Когда сердце свободно от суеты, письмо бывает хорошим.

Опора науки письма в добродетели.

Письмо-геометрия души.

(Платон)

Приложение.

  1. Правила написания письма.
  2. Создание почтового ящика.
  3. Как устроено электронное письмо.

Альтруизм:

- Что хорошего Вам хотелось бы сделать после урока? (Написать письмо родным, отправить по электронной почте и т.д.)