ЦЕЛЬ УРОКА: сформировать понятие об омонимах.
ЗАДАЧИ:
- развитие умения формулировать определение понятий;
- формировать умения работы со словарями;
- научить отличать омонимы и многозначные слова;
- развитие коммуникативных умений;
- развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
- развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
- воспитание интереса и уважения к родному языку.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- ПРОЕКТОР
- КОМПЬЮТЕР
- ТОЛКОВЫЕ СЛОВАРИ
ХОД УРОКА
1. Слово учителя. Лингвистическая сказка.
Сегодня, ребята, мы совершим с вами увлекательное путешествие в страну, которую не найдёте ни на одной географической карте, и узнаем тайны жителей этого государства…(Презентация, слайд №1)
В лексическом царстве – в языковом государстве жил-был царь Лексикон, и много было подданных в его подчинении: и богатые Синонимы, и вечно спорящие Антонимы, и древний род Историзмов, и многоуважаемая семья Фразеологизмов, даже иностранцы прижились в царстве Лексикона, и фамилию им дали русскую – Заимствованные.
И вот однажды у царских ворот появились два мальчика одинаковых с лица, и имена у них были одинаковые – Вал и Вал, но неизвестно, какого они роду-племени. Стали их звать-величать Вал-1 и Вал-2. Хотели их усыновить Историзмы, но очень уж молоды были братья, не прижились они и у Многозначных, слишком разные были характеры у юношей.
Взрослели мальчики не по дням, а по часам, и становилось очевидно, что дети только внешне одинаковые, а по нраву абсолютно разные: Вал-1 – яростный, непослушный, как морская волна; Вал-2 – работящий, деловой, изобретатель.
И повелел Лексикон своей волей царскою, что Вал-1 и Вал-2 станут родоначальниками нового рода по фамилии Омонимы, что в переводе с греческого означает «одинаковые имена».
Стали Омонимы жить-поживать в лексическом царстве и песенку о себе напевать:
Мы слова из русской речи,
Из родного языка!
Одинаково нас пишут,
Одинаково нас слышат.
Но важна не только внешность,
Потому не торопись,
Не всегда нужна поспешность,
Ты до смысла доберись.
Наподобие начинки,
Смысл запрятан в серединке,
Сходным лицам вопреки
Мы по смыслу – далеки.
Вопросы:
- Какие лексические термины встретились нам в сказке? ( Учащиеся называют многозначные слова, антонимы, синонимы, лексикон, фразеологизмы, дают определения и приводят примеры)
- Как назвали в царстве Лексике новых «жителей» и почему? (Омонимы-одинаковые имена)
Учащиеся записывают в справочные тетради определение омонимов – слова одинаковые по
написанию, но абсолютно разные по лексическому значению. (Презентация, слайд №2)
- Назовите пару омонимов из сказки. (Вал-1 и Вал-2)
2. Работа в группах с толковыми словарями
(Ожегова, Даля, школьный толковый словарь в учебнике). Учащимся предлагается проанализировать словарные статьи «ВАЛ»: Как они оформлены? Есть ли что-то общее в лексическом значении омонимов? (Ученики сделают «открытие», что есть «Вал-3») (Презентация, слайд №3)
ВЫВОД: У каждого омонима отдельная словарная статья, каждый омоним обозначается
цифрой, в лексическом значении омонимов нет ничего общего.
3. Задание №1. Найди омонимы
(Презентация, слайд №4)
- горький лук – лук охотника;
- подземный ключ – ключ от входной двери;
- кисть рябины – кисть для рисования:
- шуба из норки – мышиные норки
Какая пара лишняя? Почему? (Слово «КИСТЬ» многозначное): есть общее в лексическом значении – проверь по словарю.
Составление схемы «Сходства-отличия омонимов и многозначных слов» (слайд №5)
4. Задание №2. Запишите предложения. Определите, есть ли в них омонимы.
(слайды №6,7)
Апельсин – плод цитрусового дерева. По реке проплывал плот. Я люблю печь пироги. В доме перекладывали печь. Топить корабль. Печку нужно топить. Я лечу горло. Я лечу на самолете.
Вывод: В русском языке есть полные омонимы и частичные (омофоны, омоформы, омографы) ( слайд №8)
5. Задание №3. Определите вид омонимии, составьте предложения. (слайд №9)
Лес - лез, коса - коса, спешу - спишу, заставить - заставить, слезать - слизать, стекло - стекло,
Мука - мука.
6. Отгадай омоним! Весёлые загадки. (слайд №10,11,12)
Загадка 1
Право, я прическа – чудо!
Заплести меня не худо.
На лугу с шипеньем острым
Управляюсь с сенокосом.
В воду я вдаюсь полоской –
Узкой, серенькой и плоской. (коса)
Загадка 2
Я сборник карт; от ударения
Зависит два моих значения;
Захочешь – превращусь в название
Блестящей, шелковистой ткани я. (атлас)
Загадка 3
Я травянистое растение
С цветком различного цвета,
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету. (ирис)
7. Итог урока.
Продолжите предложение: «Омонимы- это…»
8. Домашнее задание (одно по выбору): (слайд №13)
- Найти в толковом словаре омонимы, составить предложения;
- Подобрать примеры омофонов, омоформ, омографов, записать предложения.