Цели урока:
- Обучающая: систематизация знаний о наречии; формирование умения находить в тексте наречия и объяснять их правописания, развитие умения с текстом, определять роль наречий в данном тексте.
- Развивающая: развитие инициативы и самостоятельности, умение работать в данном темпе.
- Воспитательная: воспитание положительного отношение к знаниям доброжелательного отношения и взаимопомощи.
Оборудование: индивидуальные карточки с заданиями, рабочая карта урока, презентация (приложение 1), интерактивная доска.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и целей урока.
- Откройте тетради, запишите число, классную работу, тему урока "Как живешь, наречие?" О чем мы сегодня будем говорить? Какие вопросы обсуждать?
Сегодня мы обобщим полученные ранее вами знания, связанные с правописанием наречий, их употреблением в нашей речи, ведь, без наречий наш язык был бы беден и невыразителен, неточен. Многие писатели горячо и волнующе изображают действия героя с помощью наречий. Как красиво звучит речь, в которой много наречий, как блестяще, убеждающее выглядит выступление оратора.
Наречие - это самая молодая и непокорная часть речи, и если не соблюдаете законов русского языка, то она может обойтись с вами коварно, упрямо, хитро, а для кого-то станет другом, и будет вести себя с ним по-хорошему, по-доброму, по-товарищески. И наша задача сегодня повторить всё, что мы знаем о наречии и найти ему достойное применение в текстах.
- На доске написано "Наречие", вам предстоит подняться по этим ступенькам к вершине, а как вы к этому готовы, определите сами. У вас рабочие карты урока, не забывайте выставлять в них оценки.
- Итак, ребята, в путь.
Ступенька первая "Наречие как часть речи". (приложение1, слайд 2)
Вспомните определение наречия и вставьте пропущенные слова (приложение1, слайд 3)
1. Наречие - ........... часть речи, которая обычно обозначает ...........
Отвечает на вопросы ........... .
2. Наречия не ...........
3. В предложении наречия ...........
А теперь проверим (приложение1, слайд 4)
1. Наречие - самостоятельная часть речи, которая обычно обозначает признак действия. Отвечает на вопросы где? когда? зачем? как? и другие.
2. Наречия не изменяются.
3. В предложении наречия чаще всего бывают обстоятельствами.
2 ступенька. Степени сравнения наречия. (приложение1, слайд 2)
- Чтобы повторить степени сравнения наречия, образуйте от данных наречий все возможные формы сравнительной и превосходной степени. (приложение1, слайд 5)
1. Уверенно - увереннее, более уверенно, увереннее всех.
- Редко -
- Тонко -
2. - Как в предложении можно отличить наречие в простой форме сравнительной степени от прилагательного в простой форме средней степени? (приложение1, слайд 6)
Запишите предложения.
Человеческое слово стрелы острее.
Больше слушай, поменьше говори.
- Самопроверка: ученики сверяют задание и выставляют оценки в карту.
- Ну что же, и эту ступеньку мы преодолели. Движемся дальше.
3 ступенька. Правописание "не" с наречиями. (приложение1, слайд 2)
На интерактивной доске текст. Раскройте скобки, графически объясните правописание. (приложение1, слайд 7)
(Не)вдомек; взлететь (не)высоко, а низко; сказать (не)легко;
далеко (не)ласково; (не)лепо; (не)вежливо; ничуть (не)весело; (не)мало; (не)по-весеннему;
(не)медленно, а быстро;
совсем (не)громко.
Проверка по цепочке (на доске появляются слова) выставляем оценки
4 ступенька. Буквы а и о на конце наречий (приложение1, слайд 2)
(у ребят карточки) 3 человека у доски, на доске столбики(приложение1, слайд 9):
допишите в словах суффикс о или а
- Снова
- Слева
- вправо
- добела
- сначала
- влево
- затемно
- изредка
- искоса
- дочерна
- досуха
- дотемна
- насухо
- Самопроверка. Кто ошибся. Объясняем. Выставляем оценки.
- Прекрасно, еще немного, и мы у цели.
5 ступенька. Дефис между частями слова в наречиях (приложение1, слайд 2)
На доске наречия без дефиса. (приложение1, слайд 10)
У ребят карточки, тоже без дефиса. Проставляют.
- Затем текст с правильным написанием (можно вспомнить правило) Самоконтроль.
- Кто допустил ошибки. Объясняем. Выставляем оценки.
6 ступень. Слитное и раздельное написание наречий.
Последняя ступенька, и она самая нелегкая. (приложение1, слайд 2). Но я думаю, мы справимся с этой трудностью. Итак, задание такое "Замените выражения синонимичными наречиями и запишите в два столбика.
На доске: (приложение1, слайд 11)
- Прийти в точно назначенное время (вовремя)
- Разделить на две части (надвое)
- Сильно испугать (до смерти)
- Сделать приблизительно (на глазок)
- Работать хорошо (на совесть)
- Шить платье руками (вручную)
- Взаимопроверка, 1 ученик читает.
Вывод: вы показали, что теорию вы знаете не плохо, и с практической частью справились. Оцените свои знания по каждой ступени по 5 бальной шкале, сложите получившийся результат. Если у вас
- 16-21 балл - "3"
- 22-26 баллов - "4"
- 27-30 баллов - "5"
- Поднимите руки, кто сам смог дойти до самой вершины, а кому не хватило сил еще на один шаг, остальные еще могут взять реванш при работе с текстом.
7 ступень. Работа с текстом
- А сейчас попробуем определить, какую роль играют наречия в нашей жизни, и как важно знать их правописание и употребление в речи.
1. Читаем текст и отвечаем на вопросы.
- Как бы вы озаглавили отрывок? (Рассвет в лесу)
- Чем необычно нарисованная автором картина леса? (образная, яркая, выразительная)
- Чем это достигается? (использованием таких словосочетаний глаголов с наречиями, как сверкали остро и холодно, зашумел полнозвучно и звонко, тревожно)
2. - Найдите наречия.
- Что они обозначают? (место и направление движения, время)
- Действия каких глаголов они описывают? (посмотрел, увидел, карабкался)
- Для чего автор использует наречия в речи? (наречия придают особую точность, детальность)
Вывод: наречия, выражая признак действия, выступают в роли эпитета. Такие наречия эмоционально окрашивают действие, уточняют и конкретизируют описания целой картины. Без них утратилась бы живописность, эмоциональность авторских характеристик.
Итак, ребята, вы хорошо усвоили правописание наречий, теперь вы знаете, для чего они употребляются в нашей речи. После проверки ваших карт, я выставлю оценки за урок. Уверена, что неудовлетворительных оценок не будет.
А теперь, в качестве поощрения за активную работу на урок, я предлагаю посмотреть "Сцены из жизни наречий", ваши товарищи придумали их сами, получив перспективное задание.
На дом: не будем нарушать традицию писать сочинения на лингвистическую тему. Напишите сочинение-миниатюру. А тема - "Как живешь, наречие?".