Методическая разработка урока русского языка в 6-м классе по УМК С.М. Львовой "Способы словообразования имён существительных. Способ сложения"

Разделы: Русский язык


Цели:

  • углубить знания о способе сложения при образовании имён существительных, дать представление о его разновидностях;
  • развивать навык определения способа словообразования имени существительного, навык работы со словарями разных типов;
  • воспитывать интерес к изучению морфемного состава слов.

Оборудование: Презентация

Ход урока

1. Орг. момент. Проверка готовности к уроку.

Ещё до начала урока ученики заполнили таблицу готовности к уроку, поставив себе 3-5 баллов:

5 – хочу знать, могу знать, интересно знать и делать

4 – я готов к уроку

3 – я не очень хорошо себя чувствую, мне не всё удаётся, я устаю на уроке, я не понимаю материал, мне нужна помощь.

2. Этап целеполагания.

Учитель сообщает ученикам, что у них на партах лежат карточки 3 цветов: красного, жёлтого и зелёного. В конце урока учащиеся сдают карточки того цвета, который соответствует их оценке урока (без указания фамилий).

Красный цвет – я доволен уроком, урок был полезен для меня, я много работал на уроке и получил заслуженную оценку; я понимал всё, о чём говорилось на уроке.

Жёлтый цвет - урок был интересен, я принимал в нём участие, отвечал с места, сумел выполнить все задания, мне на уроке было достаточно комфортно.

Зелёный цвет - пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чём идёт речь; мне это не очень нужно; домашнее задание я не понял, к ответу на уроке я был не готов.

(Приложение 2)

Все учащиеся на уроке получат оценку, а некоторые даже не одну.

3. Актуализация знаний учащихся.

1. Орфографическая разминка.

Списать загадки (по вариантам), вставив пропущенные буквы (слайд № 3).

Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дв…рам шныряет,
Крохи соб…рает.

Над бабушкиной избушкой
В …сит хлеба кр…юшка,
Собаки лают,
А достать не могут.

Самоконтроль “Проверь себя!” (Cлайд № 4)

- Выписать из загадок выделенные существительные в форме именительного падежа единственного числа, определить, каким способом образованы, выделить в них суффиксы.

- Какие суффиксы имеют ласкательное значение, а какие пренебрежительное?

2. Вспомни! (Cлайды 5, 6)

Способы словообразования имён существительных.

4. Объяснение нового материала.

1. Работа с учебником.

Параграф 22, с. 132-133.

5. Закрепление изученного материала.

1. Лексико-орфографическая работа (слайд № 7).

- Заменить словосочетания одним сложным существительным:

Пить чай - чаепитие, любить труд – трудолюбие, люди одной фамилии – однофамильцы, ходить пешком – пешеход, ловить змей – змеелов, универсальный магазин – универмаг, заведующий хозяйством – завхоз, юный натуралист - юннат.

- Чем отличаются последние 3 слова? (Эти сложные слова составлены из сокращённых частей слов.)

- А знаете ли вы, что существуют существительные с тремя корнями? А вы сможете назвать такие слова? (Cлайд № 8.)

Например, слова телерадиоведущий, электровозостроитель, газоэлектросварщик.

2. Физминутка. (Cлайд № 9)

3. Работа с текстом по Индивидуальному листу ученика. (Приложение 3)

(слайд № 10)

6. Прочитайте выразительно текст.

Место для ст..янки выбрали глухое, посреди тополиной рощицы. Пройти сюда незамеченным невозможно. В толстой р..гатине самого высокого тополя днём распол..гался наблюдатель. С десятиметровой высоты ему открывался ближний донской плёс, макушки мелколесья, а в б..нокль можно было рассм..треть и поворот к Дону, к старому перекату.

(Иван Кандауров, “Крепкие духом”)

Объясните значение слов плёс, перекат (работа с толковым словарём).

1. Вставьте пропущенные буквы.

2. Укажите способ словообразования выделенных слов:

рощица  <—

рогатина <—

наблюдатель <—

перекат <—

3. Найдите и выпишите сложные слова; определите, какой частью речи они являются

________________________________________

Кроссворд (слайды № 11-19)

Все слова из кроссворда записываем в тетрадь. У доски его пишет тот, кто первым назвал, выделяя корни и подчёркивая соединительную гласную.

  1. Специалист по разведению садов (садовод).
  2. Локомотив с паровым двигателем (паровоз).
  3. Канал для выхода дыма из трубы (дымоход).
  4. Русская народная игра-пляска (хоровод).
  5. Лес, поваленный бурей (бурелом).
  6. Бесплановое совершение какого-нибудь дела, работы (самотёк).
  7. Огнестрельное оружие (пулемёт).

- А сейчас проверим, кто был самым внимательным и наблюдательным: какие ещё 2 сложных существительных записаны в этом квадрате? (Пароход, самолёт)

6. Объяснение домашнего задания (упр. № 300).

7. Контроль уровня обученности учеников (самостоятельная работа).

(Слайд № 20)

1. Тест “Проверь себя!” с самостоятельным выставлением оценки (по Индивидуальному листу ученика).

2. Тест “Проверь себя!”

Самая интересная и важная часть работы – самостоятельное выставление оценки. Делайте это в специально отведённом квадратике. Каждое задание оценивается в баллах:

2 балла – задание выполнено правильно, без ошибок;

1 балл - задание выполнено правильно, но допущено 1-2 недочёта;

0 баллов – задание не выполнено или содержит много ошибок и неточностей.

Поставьте себе оценку за это задание:

“5” - 6 баллов;

“3” - 2-3 балла;

“4” - 4-5 баллов;

“2” - менее 2 баллов.

3. Определите, в каком ряду названы непостоянные морфологические признаки имени существительного:

  • собственное или нарицательное, одушевленное или неодушевлённое, род, склонение;
  • число, падеж.

Баллы.

4. В каком ряду все существительные имеют только форму единственного числа:

1) дружба, честность, тоска, горе, листва, мёд;

2) каникулы, именины, сливки, чернила, щи, бусы.

Баллы

5. Определите, в каком ряду все слова образованы суффиксальным способом:

1) сборщик, поездка, несчастье, птенчик;

2) писатель, любитель, человечество, солнышко.

8. Итог урока (слайд № 21).

Стать грамотным человеком нужно обязательно в школе – потом уже будет некогда, а говорить и писать с ошибками всегда стыдно.

Осознанному пониманию системы русского языка поможет словообразовательный словарь. Он показывает структуру слова, элементы, из которых оно состоит. Пользуйтесь словарём и запоминайте! Станьте грамотными людьми!

9. Рефлексия (слайд № 22):

Продолжите предложения:

Сегодня на уроке я узнал…

Мне было особенно интересно…

Я считаю, что было важным….

10. Оценки за урок.

11. Цветовой индекс урока (слайд № 23).