Цели:
- углубить знания о способе сложения при образовании имён существительных, дать представление о его разновидностях;
- развивать навык определения способа словообразования имени существительного, навык работы со словарями разных типов;
- воспитывать интерес к изучению морфемного состава слов.
Оборудование: Презентация
Ход урока
1. Орг. момент. Проверка готовности к уроку.
Ещё до начала урока ученики заполнили таблицу готовности к уроку, поставив себе 3-5 баллов:
5 – хочу знать, могу знать, интересно знать и делать
4 – я готов к уроку
3 – я не очень хорошо себя чувствую, мне не всё удаётся, я устаю на уроке, я не понимаю материал, мне нужна помощь.
2. Этап целеполагания.
Учитель сообщает ученикам, что у них на партах лежат карточки 3 цветов: красного, жёлтого и зелёного. В конце урока учащиеся сдают карточки того цвета, который соответствует их оценке урока (без указания фамилий).
Красный цвет – я доволен уроком, урок был полезен для меня, я много работал на уроке и получил заслуженную оценку; я понимал всё, о чём говорилось на уроке.
Жёлтый цвет - урок был интересен, я принимал в нём участие, отвечал с места, сумел выполнить все задания, мне на уроке было достаточно комфортно.
Зелёный цвет - пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чём идёт речь; мне это не очень нужно; домашнее задание я не понял, к ответу на уроке я был не готов.
Все учащиеся на уроке получат оценку, а некоторые даже не одну.
3. Актуализация знаний учащихся.
1. Орфографическая разминка.
Списать загадки (по вариантам), вставив пропущенные буквы (слайд № 3).
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дв…рам шныряет,
Крохи соб…рает.
Над бабушкиной избушкой
В …сит хлеба кр…юшка,
Собаки лают,
А достать не могут.
Самоконтроль “Проверь себя!” (Cлайд № 4)
- Выписать из загадок выделенные существительные в форме именительного падежа единственного числа, определить, каким способом образованы, выделить в них суффиксы.
- Какие суффиксы имеют ласкательное значение, а какие пренебрежительное?
2. Вспомни! (Cлайды 5, 6)
Способы словообразования имён существительных.
4. Объяснение нового материала.
1. Работа с учебником.
Параграф 22, с. 132-133.
5. Закрепление изученного материала.
1. Лексико-орфографическая работа (слайд № 7).
- Заменить словосочетания одним сложным существительным:
Пить чай - чаепитие, любить труд – трудолюбие, люди одной фамилии – однофамильцы, ходить пешком – пешеход, ловить змей – змеелов, универсальный магазин – универмаг, заведующий хозяйством – завхоз, юный натуралист - юннат.
- Чем отличаются последние 3 слова? (Эти сложные слова составлены из сокращённых частей слов.)
- А знаете ли вы, что существуют существительные с тремя корнями? А вы сможете назвать такие слова? (Cлайд № 8.)
Например, слова телерадиоведущий, электровозостроитель, газоэлектросварщик.
2. Физминутка. (Cлайд № 9)
3. Работа с текстом по Индивидуальному листу ученика. (Приложение 3)
(слайд № 10)
6. Прочитайте выразительно текст.
Место для ст..янки выбрали глухое, посреди тополиной рощицы. Пройти сюда незамеченным невозможно. В толстой р..гатине самого высокого тополя днём распол..гался наблюдатель. С десятиметровой высоты ему открывался ближний донской плёс, макушки мелколесья, а в б..нокль можно было рассм..треть и поворот к Дону, к старому перекату.
(Иван Кандауров, “Крепкие духом”)
Объясните значение слов плёс, перекат (работа с толковым словарём).
1. Вставьте пропущенные буквы.
2. Укажите способ словообразования выделенных слов:
рощица <—
рогатина <—
наблюдатель <—
перекат <—
3. Найдите и выпишите сложные слова; определите, какой частью речи они являются
________________________________________
Кроссворд (слайды № 11-19)
Все слова из кроссворда записываем в тетрадь. У доски его пишет тот, кто первым назвал, выделяя корни и подчёркивая соединительную гласную.
- Специалист по разведению садов (садовод).
- Локомотив с паровым двигателем (паровоз).
- Канал для выхода дыма из трубы (дымоход).
- Русская народная игра-пляска (хоровод).
- Лес, поваленный бурей (бурелом).
- Бесплановое совершение какого-нибудь дела, работы (самотёк).
- Огнестрельное оружие (пулемёт).
- А сейчас проверим, кто был самым внимательным и наблюдательным: какие ещё 2 сложных существительных записаны в этом квадрате? (Пароход, самолёт)
6. Объяснение домашнего задания (упр. № 300).
7. Контроль уровня обученности учеников (самостоятельная работа).
(Слайд № 20)
1. Тест “Проверь себя!” с самостоятельным выставлением оценки (по Индивидуальному листу ученика).
2. Тест “Проверь себя!”
Самая интересная и важная часть работы – самостоятельное выставление оценки. Делайте это в специально отведённом квадратике. Каждое задание оценивается в баллах:
2 балла – задание выполнено правильно, без ошибок;
1 балл - задание выполнено правильно, но допущено 1-2 недочёта;
0 баллов – задание не выполнено или содержит много ошибок и неточностей.
Поставьте себе оценку за это задание:
“5” - 6 баллов;
“3” - 2-3 балла;
“4” - 4-5 баллов;
“2” - менее 2 баллов.
3. Определите, в каком ряду названы непостоянные морфологические признаки имени существительного:
- собственное или нарицательное, одушевленное или неодушевлённое, род, склонение;
- число, падеж.
Баллы.
4. В каком ряду все существительные имеют только форму единственного числа:
1) дружба, честность, тоска, горе, листва, мёд;
2) каникулы, именины, сливки, чернила, щи, бусы.
Баллы
5. Определите, в каком ряду все слова образованы суффиксальным способом:
1) сборщик, поездка, несчастье, птенчик;
2) писатель, любитель, человечество, солнышко.
8. Итог урока (слайд № 21).
Стать грамотным человеком нужно обязательно в школе – потом уже будет некогда, а говорить и писать с ошибками всегда стыдно.
Осознанному пониманию системы русского языка поможет словообразовательный словарь. Он показывает структуру слова, элементы, из которых оно состоит. Пользуйтесь словарём и запоминайте! Станьте грамотными людьми!
9. Рефлексия (слайд № 22):
Продолжите предложения:
Сегодня на уроке я узнал…
Мне было особенно интересно…
Я считаю, что было важным….
10. Оценки за урок.
11. Цветовой индекс урока (слайд № 23).