Подготовка к ЕГЭ. Повторение вводных слов, вставных конструкций. Обобщение изученного о простом осложненном предложении

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • повторить постановку знаков в осложнённом простом предложении (вводные слова, обособленные члены предложения, обращения);
  • совершенствовать навык пунктуационного разбора;
  • совершенствовать навык создания сочинения-рассуждения;
  • совершенствовать умения аргументировать и приводить примеры в соответствии с аргументом.

Этапы урока

Содержание

I. Проверка д\з. Подготовка к усвоению новых знаний Дома вы работали с публицистическим текстом Н.Коршуновой. Кто хочет прочитать?

Дайте добрые пожелания товарищу, отметьте успехи.

Чем была затруднена работа с этим текстом? (Позиция автора не была чётко сформулирована в тексте, мы такого предложения, однозначно дающего чёткий ответ не нашли).

II. Работа с текстом Текст, с которым мы работаем сегодня, не менее интересен как текст – первоисточник для нашего сочинения-эхо. (В нём также отсутствует словесное выражение позиции автора. Но мы её все равно сумеем сформулировать).
  1. Прочитайте выразительно текст.
  2. Найдите предложение, выражающее позицию автора. Да, его нет. Но и волнующий автора вопрос, и точка зрения автора по этому вопросу , думаю, нам ясны. Заполняем таблицу.
  3. Сформулируйте в виде вопроса проблему, которую ставит автор в тексте.
  • В чём истоки истинного героизма?
  • Каковы нравственные последствия предательства?
  • Почему люди совершают предательство?
  1. Как вы думаете, эти проблемы волнуют наших современников? Будут волновать наших потомков?
Подготовка к выработке собственной аргументации согласия с позицией автора. Нами были сформулированы несколько проблем. Это закономерно. Как правило, в достойном тексте так и бывает. И всё же, какая из выделенных нами проблем является главной?

Записываем в тетради как заголовок (по середине строки):

“Каковы нравственные последствия предательства?”

Составим таблицу, кратко сформулировав аргументы автора и выписав факты, которыми он эти аргументы подтверждает.

аргумент

факт

Жизнь для предателя теряет смысл

На улице не шелестели деревья, не пахло травой, это было неподвижное безмолвие могилы.

Давайте вспомним, что нам говорит великая русская литература о том, что ждёт людей, совершивших предательство? Предать люди умудряются не только друзей или Родину… Запишите свои ответы в колонку аргументов:

  •  
  •  

Какие литературные произведения и литературные герои помогут нам подтвердить правильность наших аргументов? Запишите их в таблицу.

  •  
  •  
III. Информация о домашнем задании.
  1. Написать часть сочинения-рассуждения (аргументация согласия или несогласия с позицией автора) в соответствии с заданием С в ЕГЭ, использовав вводные слова.
  2. Грамматическое задание

Подписать вв. слова.

IV. Cопутствующее повторение. Как вы поняли, вторая, грамматическая часть нашего урока посвящена “любимым” вводным словам, которые стоят на 2-м месте по количеству ошибок.

Задание классу: восполнить деформированную таблицу вводных слов и их значений. (работа в парах)

Слабый ученик рассказывает о значении вводных слов.

Комплексное применение знаний, умений и навыков Выполните задания части А и В

А 21

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

  1. Эти люди (1)разумеется (2)ничего не знают о моих мучениях и страданиях.
  2. Пытки стали более жестокими (3) притом (4)ещё более изощрёнными.
  3. Однако(5) жизнь шла своим чередом.
  1. 1, 2
  2. 4, 5
  3. 1, 2, 5
  4. 2, 4, 5
  А20

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Человек (1) желая спасти свою жизнь (2) предаёт товарищей (3) и (4) этот роковой шаг (5) как ему кажется (6) меняет (7) и мир вокруг.

  1. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7;
  2. 2, 3, 5, 7;
  3. 1, 2, 4, 5,7;
  4. 1, 2, 3, 5, 6.
  В 4

Среди предложений 1-12 найдите предложения, осложнённые вводными словами. Напишите номера этих предложений.

V. Подведение итогов урока
  1. Что вспомнили?
  2. Что узнали нового, полезного?
  3. Что уточнили?
VI. Ещё раз о домашнем задании
  • Написать часть сочинения-рассуждения (аргументация согласия или несогласия с позицией автора) в соответствии с заданием С в ЕГЭ, использовав вводные слова.
  • Грамматическое задание: подписать вв. слова.

Материал для раздачи детям

(1)Во время Второй мировой войны фашисты схватили одного из активных деятелей французского сопротивления. (3)Вначале ему предложили вступить в сговор с тайной полицией. (4)Но схваченный подпольщик с негодованием отверг эту сделку. (5)Тогда от уговоров палачи перешли к пыткам. (6)Невозможно даже вообразить, через что пришлось пройти этому мужественному человеку. (7)Но ни адская боль, ни разрывающий душу страх перед неизбежностью, ни щедрые посулы – ничто не могло, однако, сломить его воли. (8)Пытки стали ещё более жестокими, ещё более изощрёнными, палачам хотелось уже не столько вырвать нужную информацию, сколько победить узника. (9)Мужество подпольщика они воспринимали как бессмысленное упрямство человека, бросившего вызов их не знающему пределов их могуществу. (10)По их мнению, сломать можно любого, просто одни терпят день, другие неделю, но рано или поздно перед судьбой даже герои встают на колени.

(11)Как же этот безумный фанатик (так стали они называть его между собой) бесил их! (12)Уже казалось, что ничем невозможно ничем поколебать его твёрдой, как гранит, решимости.

(13)Но однажды его пригласили в кабинет, предложили переодеться в хороший костюм, велели принять душ, побриться, привести себя в порядок.. (14)Потом посадили в машину и повезли по цветущему Парижу. (15)Завели в кофейню, угостили горячим шоколадом. (16)Рядом сидели беспечно смеющиеся люди, о чём-то шепталась парочка, бабушка кормила внука пирожными, на улице ласково шелестели листвой деревья… (17)Жизнь шла своим чередом. (18)От стриженых газонов пахло свежей травой, и этот удивительный запах уносил измученного пытками человека в даль минувшего… (19)Его никто ни о чём не спрашивал. (20)А он сам себе задавал один и тот же вопрос: зачем я умираю?.. (21)Ну вот я умру, умру в страшных мучениях ради этих людей, которые ничего не знают о моём существовании, ради этого перепачканного кремом ребёнка, ради этой темноволосой девушки, которая не сводит глаз со своего парня? .. (22)Какое им дело до меня, до моих переломанных костей, до моих страданий, до моей жизни?.. (23)Так неужели я обязан мучиться ради тех, кому моя жертва не нужна?

(24)В камеру его везли нарочно по самым красивым улицам, жизнь стучала в стёкла машины, звала его остаться… (25)И тогда он произнёс : “Ладно”. (26)Сказал тихо. (27)Но его услышали. (28)Сказал только одно слово. (29)Но его поняли…

(30)Через месяц его выпустили… (31)Раньше было нельзя, чтобы не вызвать подозрений у соратников по подполью. Он пришёл в то же самое кафе… (32)Но там не было ни бабушки с её внуком, ни той влюблённой парочки… (33)И почему-то на улице не шелестели деревья и не пахло травой. (34)Было тихо, было неестественно тихо, и это даже была не тишина притомившейся жизни, а а неподвижное молчание могилы. (35)Он сыпал в кофе сахар, одну ложку, две, три… (36)Но кофе был всё равно горький, как будто его сварили из полыни.

№п\п Значение примеры
1   Конечно, разумеется, несомненно, бесспорно
2 Меньшая степень уверенности  
3 Эмоции  
4   По словам…, по информации…, по-моему, по-вашему, по слухам..,
5 Порядок мысли  
6 Способ выражения и оформления мысли Короче говоря, одним словом,
7 Привлечение внимания Пожалуйста, извольте, извините

Не являются вводными словами: авось, якобы, тем не менее, буквально, будто, вдобавок, в довершение, словно, решительно, вместе с тем, вдруг, ведь, всё-таки, вряд ли, именно, исключительно, как бы, как раз, примерно, притом, причём, небось, между тем, вместе с тем.

Выполните задания части А и В

А 21

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

  1. Эти люди (1)разумеется (2)ничего не знают о моих мучениях и страданиях.
  2. Пытки стали более жестокими (3) притом (4)ещё более изощрёнными.
  3. Однако(5) жизнь шла своим чередом.
  1. 1, 2;
  2. 4, 5;
  3. 1, 2, 5;
  4. 2, 4, 5.

А20

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Человек (1) желая спасти свою жизнь (2) предаёт товарищей (3) и (4) этот роковой шаг (5) как ему кажется (6) меняет (7) и мир вокруг.

  1. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7;
  2. 2, 3, 5, 7;
  3. 1, 2, 4, 5,7;
  4. 1, 2, 3, 5, 6.

В 4

Среди предложений 1-12 найдите предложения, осложнённые вводными словами. Напишите номера этих предложений.

__________________________________________

Аргумент – довод, доказательство.

Пример – случай, который может быть приведён в пояснение, в доказательство чего-либо.

Факт – действительное, вполне реальное событие, явление; то, что действительно произошло, происходит, существует.

Проблема: Будут ли книги в эпоху Интернета?

Точка зрения автора: Книга, верный спутник человека, будет с ним и в эпоху IT-технологий, потому что

Аргумент автора: именно в книгах заключен жизненный опыт всего человечества, его мудрость и знания.

Мой аргумент №1: Нельзя не согласиться с автором, что книгу ждёт столько же лет жизни, сколько и человечество, потому что книги, развиваясь и совершенствуясь, меняют только формат, а функцию выполняют прежнюю. (Пример)Так папирус и камень сначала сменил пергамент, затем бумага, изменился вес, оформление и стоимость книги. Преобразившись в двоичный код, книга всё равно будет рядом с человеком как источник информации и эстетического наслаждения.

Мой аргумент №2: