Гласные О – Ё после шипящих. 3-й класс. УМК "Начальная школа XXI в."

Разделы: Русский язык, Начальная школа

Класс: 3


Дидактическая цель:

  • cоздать на уроке ситуацию, помогающую открыть причины написания о – ё после шипящих;
  • способствовать развитию орфографической зоркости; интеллектуальных умений: анализировать, обобщать; практических умений: работать с опорными схемами; содействовать развитию у детей умения работать в парах, группах;
  • создать условия для общения друг с другом, положительной учебной мотивации.

Задачи:

  • Образовательные: познакомить учащихся с условиями выбора написания о,е после шипящих на конце наречий, формировать навык написания данной орфограммы.
  • Развивающие: продолжить работу над совершенствованием умения строить монологическое высказывание на грамматическую тему; развивать орфографическую зоркость, внимание, логическое мышление.
  • Воспитывающие: воспитывать интерес к урокам русского языка.

Этап
урока

Время

Название

Деятельность

1 1-2 мин. Оргмомент Физкультминутка “Создай в себе Солнце”

– Прошу всех встать и повернуться лицом к гостям. Улыбнитесь друг другу. Протяните руки вперёд ладошками вверх навстречу гостям. Пошлите всем лучики добра, тепла, солнца, радости. – Пожелайте всем счастья, любви, удачи. Так человек творит в себе Солнце. Это сделали только что и вы.
– Теперь вы готовы к работе, взаимовыручке, новым открытиям.

Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений –
Мы вместе сочиним урок!
Мои соавторы и судьи
Оценкой вас не накажу,
За странный слог не обессудьте,
А дальше прозой я скажу.

2 1-2 мин. Самоопределение к деятельности – Сегодня на уроке мы постараемся сделать ещё один шаг в познании русского языка.
На информационном поле доски написано слово, но прочитать его вы сможете лишь тогда, когда уберете шипящие согласные
И, Ч, Н, Ф, Ш, О, Р, М, Щ, А, Ц, Ж, И, Я
– Какое слово получилось? (Информация)
– Как вы можете объяснить значение слова «информация»?
Информация, в широком смысле, – сведения, передаваемые одними людьми другим людям устным, письменным или каким-либо другим способом (например, с помощью условных сигналов, с использованием технических средств), а также сам процесс передачи или получения этих сведений.

– Как вы думаете, можно ли знать всё на свете?
– А если нельзя всё знать, может, не стоит учиться?
– Чтобы больше знать, надо каждый день узнавать, делать что-то новое.
26 ноября отмечается Всемирный день информации, который проводится по инициативе Международной академии информатизации (МАИ).
– Как вы думаете, можно ли знать всё на свете?
– А если нельзя всё знать, может, не стоит учиться?
– Чтобы больше знать, надо каждый день узнавать, делать что-то новое.
Информация всегда играла в жизни человечества очень важную роль. Всем известно "Кто владеет информацией – владеет миром". Сегодня недостаточно выучить определенное количество информации, все знать невозможно. Надо уметь самостоятельно приобретать новые знания, используя разные информационные ресурсы. Умение находить, оценивать и использовать информацию в своих интересах стало необходимым для каждого человека.

Информацию я встречу, даже если не хочу,
В школе, дома, на прогулке ее везде я получу.
Даже если ты не хочешь ее в школе добывать,
Пообщаешься с друзьями – знаешь их уже на «пять»,
Информация – подруга, информация – сестра,
Без тебя нам будет туго, а с тобою жизнь светла!

Каждый из вас, конечно, хотел, чтобы про него сказали: “Он знает русский язык”.

– У каждого из вас будут маршрутные листы. (Выдаются маршрутные листы круглой или овальной формы)

Маршрутный лист

ВК – входной контроль – …
УЭ-1 – учебный элемент – …
УЭ-2 …
УЭ-3 …
Контроль …
Итог …

2 4-5 мин. Актуализация знаний и мотивация – Прочитайте скороговорку: какая буква встречается чаще остальных? «Шесть мышат в камышах шуршат».
– Дайте характеристику:

Минута чистописания

Шш Жж Чч Щщ Оо Ёё

– На какие две группы можно разделить буквы? (На гласные и согласные)
– Дайте характеристику звук Ж, Ш, Ч, Щ?
– Придумайте слова с шипящими звуками ш,щ,ж,ч,

3 4-5 мин. Постановка учебного задания – Посмотрите на таблицу, прочитайте вслух слова, написанные в таблице.

Шёпот
Жёлтый
Шёрстка
Жёлудь

– Выделите корень в словах.
– Поставьте ударение.
– Назовите ударную гласную.
– После каких согласных стоят ударные гласные? Какой гласный звук слышится в корне под ударение после шипящих?
– Какая буква пишется в этом случае?
– Какой же вывод мы можем сделать? Попытайтесь самостоятельно сформулировать правило, в каком же случае после шипящих пишется е.
– Формулируется правило. Это и будет темой нашего сегодняшнего урока.
– Отрабатывать орфограмму о, ё после шипящих в корне слова.

4 7-8 мин. «Открытие» нового знания – Чтобы не ошибиться в правописании данной орфограммы, надо чётко знать алгоритм применения правила.
– Посмотрите на доску. (На доске части алгоритма).
– Давайте выстроим алгоритм в правильном порядке.
5 4-5 мин. Первичное закрепление – Проведём работу по отработке данной орфограммы.
– Слушаем внимательно задание.
– Работаем в группах.
– На какие группы можно разделить эти слова?
– Пчёлка, шелковый, шорты, щёчка, шоу, молодожёны, анчоус, чёлка, шёпот, шорох, крыжовник, жокей.
При затруднении:
– Какие буквы стоят после шипящих? Разделите на группы? Групповая работа.
– Значения всех ли слов вы понимаете?
Анчоус, жокей

Словарная работа

Шоу – представление.
Анчоус – мелкая морская рыбка.
Жокей – наездник.

1) Ответственные в группах поднимите руки.
2) У вас на столах лист бумаги и слова в конверте с пропущенными орфограммами (ж…лтый, пч…лы, ш…колад, ш…рох, ч…рный, ш…рты, ш…лк, ш…в).
3) Вам необходимо а) выделить в словах корень, б) поставить ударение, в) выбрать необходимую орфограмму и распределить эти слова в две группы: О, Ё.
– Слова наклеиваем на лист в тот столбик под той буквой, которую вы вставили.
–Покажите готовность групп. Приступайте к работе. При работе пользуемся алгоритмом. Будьте внимательны.
– Чья группа готова покажите.

Проверка.

– Ответственные выходят с выполненной работой к доске и объясняют выбор орфограммы.
– Оцените. У кого есть замечания или дополнения.

Парная работа

– Чтобы лучше отработать данную орфограмму, поработаем в парах.
– Как работаем в парах?
– Слушаем внимательно задание.

1) Покажите пары.
2) Откройте рабочие тетради на печатной основе на странице 25. Найдите № 1.
3) 1 ряд работает со словами первого столбика, 2 ряд со словами второго столбика, 3 ряд со словами третьего столбика.Ж…лтый

Ч…рный
Ш…лковый
Ч…рствый     ш…рох
ш…рты
крыж…вник
ш…фёр           пч…лка
ж…луди
ш…пот
ш…рстка

6 4-5 мин. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Игра «О или Ё»

– Положите ручки. Поиграем в игру «О или Ё». У вас на столах лежат карточки с буквами О и Ё. Я буду называть слова с орфограммой после шипящих, а ваша задача поднять ту карточку с буквой, которая, по вашему мнению, должна стоять после шипящего и объяснить свой выбор. (Ш…пот, ж…ны, ш…л, щ…лка, ш…фёр, ш…рох, ш…рты, ш…в, крыж…вник, ж…лудь).

7 7-8 мин. Включение в систему знаний и повторение Отгадайте загадку:

Костяная спинка,
Жесткая щетинка.
С мятной пастой дружит,
Нам усердно служит... (зубная щётка)

По десятку на шесточке
Сели умные кружочки
И считают громко вслух,
Только слышно стук да стук... (счёты)

Не моторы, а гудят,
Не пилоты, а летят,
Не змеи, а жалят... (пчёлы)

В золотой клубочек
Спрятался дубочек... (жёлудь)

Зубастая пила
В лес густой с утра пошла.
Весь лес обходила
Ничего и не нашла... (расчёска)
попробуйте найти в ней слова на изучаемое правило.

В сад пришел наш Буратино,
А в саду крыжовник рос.
Он услышал тихий шорох
За кустом цветущих роз.
Сразу стало интересно.
Он накинул капюшон.
Кто ж за розой? Неизвестно?
Но не испугался он.
Он вперед шагнул бесстрашно.
Треск!.. И разорвался шов.
"Мой капюшон! О, так ужасно!"
И Буратино был таков.

– Какие слова вам встретились в этом стихотворение? Обратите внимание на слова крыжовник, шов, шорох, капюшон. – Прочитайте их вслух. Поставьте ударение в этих словах. Какая гласная пишется под ударением?

Вывод: есть такие слова, в которых гласная после шипящих под ударением пишется так же, как и слышится. Это гласная О. Такие слова называются словами-исключениями. Их написание нужно запомнить. Составьте с этими словами словосочетания.
Разбор предложения.

8 2-3 мин. Домашнее задание – Ребята, я хочу предложить на выбор два задания для домашней работы:
1.Выучить правило и алгоритм правописания орфограммы О, Ё после шипящих в корне слова. Стр.94, № 2.
2. Написать мини-сочинение, используя слова с о-ё после шипящих в корне слова
3. Выпишите из любого словаря 10 слов на правило и объясните значение 1 любого слова.
9 2-3 мин. Рефлексия деятельности (итог урока) Закончи предложение.
  • Я положительно оцениваю …
  • Мне нужно обратить внимание …
  • Я хочу поблагодарить …
  • Мне было интересно …
  • Мне показалось важным …

– Покажите, какое настроение было у вас во время урока? (Дети показывают солнышко или тучку)
– Спасибо за урок, мне было интересно с вами работать.
– Вот так от урока к уроку постепенно мы открываем тайны русского языка, а значит, становимся более грамотными.
– Большое спасибо за это автору учебника – Марине Сергеевне Соловейчик, толковым словарям. А ребятам – спасибо за урок!!!