Русский язык
-
Коррекционная работа по орфограции с учащимися с тяжелыми нарушениями речи 2011
В статье рассматриваются некоторые аспекты коррекционной работы по орфографии с учащимися с тяжелыми нарушениями речи. Предлагаются виды словарных диктантов, с помощью которых у учащихся происходит формирование практических навыков правописания на основе орфографических знаний. В статье кратко представлен опыт проведения различных видов словарных диктантов с учащимися с ТНР.
-
Страничка из рабочей тетради… 2011
Рабочая тетрадь, которую я использую на уроках русского языка в качестве дополнительного материала к учебнику, служит для активизации познавательной деятельности старшеклассников. Тетрадь содержит все разделы русского языка. Каждая тема делится на взаимосвязанные между собой блоки. В качестве примера приводим урок-мастерскую на тему «Количественные числительные. Склонение количественных числительных».
-
Конспект урока русского языка в классе-комплекте (1-, 2-, 3-й классы) 2011
Конспект урока в классе-комплекте представлен с целью оказания помощи молодым специалистам, работающим в сельских малокомплектных школах. Работа отражает специфику проведения уроков в классе-комплекте.
-
Интегрированный урок литературы и изобразительного искусства на тему "Восприятие поэтического текста через призму изобразительного искусства" 2011
Учащиеся знакомятся с жизнью и творчеством Бальмонта; обучаются анализу лирического произведения. Развивается творческое и воссоздающее воображение, ассоциативное мышление учеников, работа над интонацией, звукописью и цветописью стиха.
-
Сочинение-этюд "Ах, этот снег, чарующий и хрупкий…" 2011
На уроке дети научатся писать сочинения-этюды по личным наблюдениям. Такой вид работы, как сочинение-этюд, направлен на создание ситуации общения, но при условии, что тематика высказывания должна соответствовать возрасту и интересам учащихся. Этот вид работы позволяет успешно решать задачи развивающего обучения, дает возможность создать для ученика речевую ситуацию, осознать свою речевую практику, развивать речевую интуицию, формировать навыки самоконтроля при построении связных высказываний.
-
Правописание сочетаний -чк-, -чн-, -нч-, -щн-, -рщ- 2011
Автор помогает учащимся усвоить правило, что звуки [ч] и [щ] всегда мягкие, поэтому их мягкость не нужно обозначать. У ребят развивается орфографическая зоркость, познавательные интересы. Воспитывается любовь к природе родного края, зимующим птицам.
-
Подготовка к ЕГЭ (блок С). Сопоставительный анализ текста. 11-й класс 2011
Представлен сопоставительный анализ текста на примере отрывка из романа М.Шолохова "Тихий Дон".
-
Чередующаяся гласная в корне слова. Буквы О-А в корнях -лаг-лож-, -раст-, -ращ-, -рос-. 5-й класс 2011
Задачи урока: правило выбора А-О в корнях -лаг- лож-, -раст-ращ-рос-; чередование А-О в корнях слов.
-
Интегрированный урок русского языка и литературы по теме "Составное именное и составное глагольное сказуемое" 2011
Задачи урока: расширить знания студентов о М.Ю. Лермонтове и его творчестве; на материале текстов о М.Ю. Лермонтове и отрывков из его произведений углубить и закрепить представления учащихся о составных сказуемых и способах их выражения.
-
Подготовка к ЕГЭ. Обобщающее повторение лексики. 10-й класс 2011
В работе представлен опыт обобщения и систематизации материала по теме "Лексика" при подготовке к ЕГЭ; представлена презентация "Словарь – это вселенная в алфавитном порядке". Словарь является первым помощником в правильном оформлении современных деловых бумаг, необходим в работе над повышением уровня деловой культуры речи; призван помочь старшеклассникам в общении.
-
Урок-игра. Повторение. Лексика. 7-й класс. КВН юных филологов 2011
На уроке используются различные виды занимательного материала познавательного характера, учащиеся приобретают навыки правильного и уместного употребления слова в речи, навыки пользования словарями.
-
Имя существительное как часть речи. 5-й класс 2011
Данный урок является 2-м в разделе «Морфология. Орфография. Культура речи» для изучения учащимися 5-го класса. Он призван обобщить и систематизировать имеющиеся знания об имени существительном как части речи; ознакомить с существительными, имеющими значение признака действия. Для достижения поставленных целей и задач используются разнообразные материалы: таблица «Самостоятельные и служебные части речи», рисунки, карточки с разноуровневыми заданиями, музыкальные и художественные произведения.
-
Знаки препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах предложения. 11-й класс 2011
Урок повторения знаний в 11-м классе при подготовке к ЕГЭ. Задания по данной теме представлены в экзаменационных КИМах. Кроме основной темы идет сопутствующее повторение орфоэпии, лексики, синтаксиса. Предложенная самостоятельная работа позволяет оценить уровень знаний учащихся по основной теме.
-
Тема урока "Предложение". 3-й класс 2011
Урок русского языка в 3-м классе (УМК «Планета Знаний») служит знакомству с основными признаками предложения: учит выделять предложение среди других единиц речи, углубляет представление детей о строении предложения как конструкции (цепочки) из слов, о грамматической структуре, о связи слов с помощью изменения форм слова и употреблении предлогов, союзов.
-
Закрепление знаний о правописании разделительного твердого знака 2011
Заключительный урок русского языка в 3-м классе разработан по программе «Школа России». Урок построен в форме игры «Покорение вершины». Все задания помогают лучше усвоить правило на правописание разделительного твердого знака. На уроке формируются УУД: развитие внимания, памяти, мышления, умения работать с предложенными упражнениями через групповую работу, воспитание взаимоуважения, интереса к предмету.
-
Использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы 2011
В работе рассказывается о некоторых компьютерных новинках, которые полезно использовать в учебном процессе.
-
Открытый урок русского языка в 5-м классе по теме "Изложение-миниатюра с элементами интерпретации" 2011
В ходе урока дети учатся восприятию, пониманию и толкованию текста в целом и его отдельных аспектов: содержательно-подтекстовой информации, сюжета, композиции, характеров героев, их поступков, изобразительно-выразительных средств. Также у детей формируются навыки правильной работы с текстом. Учащиеся закрепляют и углубляют понятия «тема», «основная мысль», «жанр миниатюры», обучаются написанию сочинений в данном жанре.
-
Календарно-тематическое планирование факультативных занятий по русскому языку "Интенсив-подготовка к ГИА (в новой форме), или Учиться языку как искусству". 9-й класс 2011
В работе представлено содержание курса, который направлен на то, чтобы научить школьников употреблять языковые средства в соответствии с целями и условиями общения; пользоваться выразительными средствами языка в разных условиях общения; избегать двузначности, тавтологии, тяжеловесных, с трудом воспринимаемых конструкций; грамотно в орфографическом, пунктуационном и речевом отношении оформлять письменные тексты на русском языке.
-
Служебные письма. 7-й класс 2011
Урок ориентирует учащихся на профессию секретаря-референта (сотрудник организации, обладающий высокой квалификацией в области делопроизводства). Цель работы состоит в том, чтобы проанализировать специфику языка служебной документации, более подробно рассмотреть методические рекомендации по составлению текстов служебных документов (служебного письма).
-
Интегрированный урок развития речи в 6-м классе "Сочинение – описание природы в художественном стиле". 6-й класс 2011
Интегрированный урок развития речи в 6-м классе проводится в общеобразовательном классе в I четверти и является одним из серии уроков по развитию речи, разработанных с целью развития творческих способностей, связной речи, мышления учащихся. Цели урока: обучить написанию сочинения – описания природы в художественном стиле; развивать наблюдательность, творческое воображение на основе восприятия художественных образов стихотворений, картин, музыкальных произведений.
-
Компетентность и ориентированные задания по русскому языку для подготовки обучающихся к ГИА 2011
Учебный процесс, организованный на основе методики КСО, чтобы быть эффективным, требует владения не только ЗУНами, а прежде всего – умениями самостоятельно изучать тексты; уметь выражать мысли в письменном тексте. Идет постоянная работа над этими умениями коммуникации в процессе освоения содержания предмета. Помогает организовать активное говорение, слушание и общение обучающихся.
-
Программа внеурочной деятельности. Объединение "Пресс-центр" 2011
Дополнительное образование даже в большей степени, чем урочная система, реализует деятельностный подход, так как создает пространство, в котором формируются практические умения и навыки. Ведь его цель – сделать жизнедеятельность ребенка творческой и продуктивной.
-
Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным 2011
Первый урок по придаточным определительным помогает учителю проверить теоретические, практические знания учащихся по предыдущим темам и обеспечить преемственность при объяснении нового материала. Контроль умений и навыков осуществляется с помощью индивидуальных карточек, тестовых заданий, комплексного анализа текста, актуального для выпускников 9-х классов. Большое внимание уделяется речетворческой работе с использованием сложноподчиненных предложений с придаточными определительными.
-
Консультация как одна из эффективных форм подготовки учащихся к ГИА в 9-м классе 2011
Сформировать у учеников средства контроля и оценки помогают особые занятия – тематические консультации. В статье представлена одна из таких консультаций по теме "Словосочетание". Подобные консультации решают целый ряд образовательных задач: позволяют обобщить знания на разных этапах изучения материала, осуществить контроль уровня владения понятиями и способами, создать условия для формирования действий самооценки, планирования собственной деятельности.
-
Сочинение по картине 2011
Произведения живописи широко используются на уроках русского языка. Картина играет большое значение в развитии речи детей благодаря своей конкретности, наглядности. Произведение живописи является источником ярких впечатлений, способствует развитию образного мышления, воспитывает художественный вкус.
-
Интегрированный урок русского языка и ИЗО "Добрым людям на загляденье". Описание предмета. 6-й класс 2011
Цели урока: создавать тексты определенного типа речи – описание предмета; развивать устную и письменную речь; закрепить знания, полученные на уроках изобразительного искусства; учиться художественному видению окружающего мира, расширять кругозор; воспитывать нравственные качества личности и умение чувствовать красоту слова.
-
Категория рода имени существительного и способы ее выражения 2011
Цели занятия: расширить представление студентов о категории рода имен существительных в русском языке и способах ее выражения; убедить членов клуба в необходимости изучения категории рода имен существительных; показать тесную связь категории рода имени существительного с культурой речи человека; учить студентов работать с лекционным материалом занятия.
-
Обучение написанию дружеского письма 2011
На уроке учащиеся узнают, в чем особенность построения письма другу, выясняют, какие средства использовать, чтобы друг почувствовал себя так, будто говорит с вами. Помогут в этом письма И.И. Пущина и А.С. Пушкина.
-
Наедине со всеми (лексическая сочетаемость слов) 2011
Проводится работа по привлечению внимания к речевой выразительности русского языка, богатству его лексического запаса. Обращается внимание участников урока на некоторые речевые формулы с целью преодоления погрешностей в речи. В работе затронуты различные вопросы языкознания, охватывающие области лексической сочетаемости слов, грамматики, словообразования, орфографии, нашедшие свое отражение в тексте стихотворения, выстраивается ассоциативный ряд.
-
Виды односоставных предложений 2011
Основная идея урока заключается в проверке знаний о видах односоставных предложений, в развитии умений различать односоставные предложения. Разграничиваются виды односоставных предложений. Учащиеся повторяют и обобщают теоретические сведения, полученные в ходе изучения темы, выполняют различные практические задания. На уроке применяются методы закрепления материала, повторения, обобщения, контроля знаний.