Русский язык
-
Открытый урок русского языка в 5-м классе по теме "Изложение-миниатюра с элементами интерпретации" 2011
В ходе урока дети учатся восприятию, пониманию и толкованию текста в целом и его отдельных аспектов: содержательно-подтекстовой информации, сюжета, композиции, характеров героев, их поступков, изобразительно-выразительных средств. Также у детей формируются навыки правильной работы с текстом. Учащиеся закрепляют и углубляют понятия «тема», «основная мысль», «жанр миниатюры», обучаются написанию сочинений в данном жанре.
-
Календарно-тематическое планирование факультативных занятий по русскому языку "Интенсив-подготовка к ГИА (в новой форме), или Учиться языку как искусству". 9-й класс 2011
В работе представлено содержание курса, который направлен на то, чтобы научить школьников употреблять языковые средства в соответствии с целями и условиями общения; пользоваться выразительными средствами языка в разных условиях общения; избегать двузначности, тавтологии, тяжеловесных, с трудом воспринимаемых конструкций; грамотно в орфографическом, пунктуационном и речевом отношении оформлять письменные тексты на русском языке.
-
Служебные письма. 7-й класс 2011
Урок ориентирует учащихся на профессию секретаря-референта (сотрудник организации, обладающий высокой квалификацией в области делопроизводства). Цель работы состоит в том, чтобы проанализировать специфику языка служебной документации, более подробно рассмотреть методические рекомендации по составлению текстов служебных документов (служебного письма).
-
Интегрированный урок развития речи в 6-м классе "Сочинение – описание природы в художественном стиле". 6-й класс 2011
Интегрированный урок развития речи в 6-м классе проводится в общеобразовательном классе в I четверти и является одним из серии уроков по развитию речи, разработанных с целью развития творческих способностей, связной речи, мышления учащихся. Цели урока: обучить написанию сочинения – описания природы в художественном стиле; развивать наблюдательность, творческое воображение на основе восприятия художественных образов стихотворений, картин, музыкальных произведений.
-
Компетентность и ориентированные задания по русскому языку для подготовки обучающихся к ГИА 2011
Учебный процесс, организованный на основе методики КСО, чтобы быть эффективным, требует владения не только ЗУНами, а прежде всего – умениями самостоятельно изучать тексты; уметь выражать мысли в письменном тексте. Идет постоянная работа над этими умениями коммуникации в процессе освоения содержания предмета. Помогает организовать активное говорение, слушание и общение обучающихся.
-
Программа внеурочной деятельности. Объединение "Пресс-центр" 2011
Дополнительное образование даже в большей степени, чем урочная система, реализует деятельностный подход, так как создает пространство, в котором формируются практические умения и навыки. Ведь его цель – сделать жизнедеятельность ребенка творческой и продуктивной.
-
Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным 2011
Первый урок по придаточным определительным помогает учителю проверить теоретические, практические знания учащихся по предыдущим темам и обеспечить преемственность при объяснении нового материала. Контроль умений и навыков осуществляется с помощью индивидуальных карточек, тестовых заданий, комплексного анализа текста, актуального для выпускников 9-х классов. Большое внимание уделяется речетворческой работе с использованием сложноподчиненных предложений с придаточными определительными.
-
Консультация как одна из эффективных форм подготовки учащихся к ГИА в 9-м классе 2011
Сформировать у учеников средства контроля и оценки помогают особые занятия – тематические консультации. В статье представлена одна из таких консультаций по теме "Словосочетание". Подобные консультации решают целый ряд образовательных задач: позволяют обобщить знания на разных этапах изучения материала, осуществить контроль уровня владения понятиями и способами, создать условия для формирования действий самооценки, планирования собственной деятельности.
-
Сочинение по картине 2011
Произведения живописи широко используются на уроках русского языка. Картина играет большое значение в развитии речи детей благодаря своей конкретности, наглядности. Произведение живописи является источником ярких впечатлений, способствует развитию образного мышления, воспитывает художественный вкус.
-
Интегрированный урок русского языка и ИЗО "Добрым людям на загляденье". Описание предмета. 6-й класс 2011
Цели урока: создавать тексты определенного типа речи – описание предмета; развивать устную и письменную речь; закрепить знания, полученные на уроках изобразительного искусства; учиться художественному видению окружающего мира, расширять кругозор; воспитывать нравственные качества личности и умение чувствовать красоту слова.
-
Категория рода имени существительного и способы ее выражения 2011
Цели занятия: расширить представление студентов о категории рода имен существительных в русском языке и способах ее выражения; убедить членов клуба в необходимости изучения категории рода имен существительных; показать тесную связь категории рода имени существительного с культурой речи человека; учить студентов работать с лекционным материалом занятия.
-
Обучение написанию дружеского письма 2011
На уроке учащиеся узнают, в чем особенность построения письма другу, выясняют, какие средства использовать, чтобы друг почувствовал себя так, будто говорит с вами. Помогут в этом письма И.И. Пущина и А.С. Пушкина.
-
Наедине со всеми (лексическая сочетаемость слов) 2011
Проводится работа по привлечению внимания к речевой выразительности русского языка, богатству его лексического запаса. Обращается внимание участников урока на некоторые речевые формулы с целью преодоления погрешностей в речи. В работе затронуты различные вопросы языкознания, охватывающие области лексической сочетаемости слов, грамматики, словообразования, орфографии, нашедшие свое отражение в тексте стихотворения, выстраивается ассоциативный ряд.
-
Виды односоставных предложений 2011
Основная идея урока заключается в проверке знаний о видах односоставных предложений, в развитии умений различать односоставные предложения. Разграничиваются виды односоставных предложений. Учащиеся повторяют и обобщают теоретические сведения, полученные в ходе изучения темы, выполняют различные практические задания. На уроке применяются методы закрепления материала, повторения, обобщения, контроля знаний.
-
Дидактический материал к урокам русского языка (подготовка учащихся к ГИА и ЕГЭ) 2011
В материале дидактической единицей является текст, что позволяет не только работать с языковыми явлениями, но и осуществлять воспитательный потенциал произведения В.П. Астафьева «Затеси». Предлагаемые после текста вопросы связаны с пониманием темы, проблемы, идеи текста, ориентируют ученика на выполнение заданий по всем разделам языка в соответствии с кодификатором ЕГЭ по русскому языку.
-
Урок "Обособленные обстоятельства и знаки препинания при них". 11-й класс 2011
Задачи урока: кроме задач урока русского языка (повторить сведения об обособленных обстоятельствах, расширить знания в области постановки знаков препинания при обособлении) я считаю необходимым еще раз акцентировать внимание на новизну изображения психологического состояния человека; неоднозначность трактовки образов. Подобные уроки позволяют текст художественного произведения сделать ближе, а комплексный анализ произведения уже не вызывает у обучающихся непонимания и страха.
-
Рабочая программа по элективному курсу для учащихся 10–11-х классов "Трудные вопросы лингвистики" 2011
Программа элективного курса предназначена для расширенного изучения русского языка в 10–11-х классах как дополнение к базовому уровню и составлена из расчета 1 час в неделю. В первом разделе программы указан материал для повторения и углубления знаний; во втором определена лингворечевая деятельность учащихся, организуемая на материале тем, ежегодно повторяющихся в задании С1 на ЕГЭ по русскому языку.
-
Правописание О–Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных 2011
Урок в 5-м классе призван познакомить учащихся с орфограммой и ее графическим обозначением на письме, формировать умение распознавать условия выбора орфограммы: часть речи, часть слова, ударение; формировать умение видеть орфограмму и ее опознавательные признаки, правильно писать гласные О, Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.
-
Структура и компоненты сочинения-рассуждения части С ЕГЭ 2011
На ЕГЭ наиболее сложным для учащихся является задание С1. Поэтому в процессе подготовки ведется целенаправленная кропотливая работа по обучению учащихся. Особое внимание уделяется основному свойству текста – неразрывности единства формы и содержания. Важно, чтобы дети хорошо знали, какие существуют требования к сочинению, каковы критерии оценивания задания С1, какое максимальное количество баллов можно набрать за всю работу.
-
Модульный урок. Обобщение и систематизация изученного по теме "Синтакцис и пунктуация" 2011
В ходе работы учащиеся обобщают и систематизируют о синтаксисе и пунктуации как разделах лингвистики.
-
Применение модульной технологии и технологии разноуровневого обучения на уроках русского языка. 7-й класс 2011
Разработка урока представляет собой модульный урок первичного усвоения и закрепления новых знаний для 7-го класса с использованием разноуровневых заданий и методик формирования у учащихся информационно-аналитических навыков. Это занятие базируется на деятельностном подходе к обучению: ученик осознанно и прочно усваивает только то учебное содержание, которое становится предметом его активных действий.
-
Дискуссия как жанр публицистического стиля речи 2011
Основная учебная цель урока – дать понятие дискуссии и ее структуры и других видов риторического диалога. Цель на уроке достигается на различных уровнях: на уровне ознакомления и осмысления, на уровне репродукции и использования, на уровне комбинирования и использования, на продуктивном уровне.
-
Морфема – значимая часть слова 2011
На уроке дается представление о морфемике как разделе лингвистики, изучающем строение слова, морфемный состав языка; осознание того, что корень, приставка, суффикс и окончания – морфемы, то есть значимые части слова, и что на письме они воспроизводятся единообразно вне зависимости от их произношения. Учащиеся знакомятся со словарем значения морфем и учатся пользоваться им при определении значения приставок и суффиксов.
-
Урок "Простое осложненное предложение" 2011
Цель урока: закрепить правила постановки знаков препинания в простом осложненном предложении; развивать орфографические навыки; закрепить навыки разных видов разбора.
-
Урок русского языка в 7-м классе по теме "Частица как часть речи" 2011
Учащиеся повторяют служебные части речи: предлог, союз, знакомятся с частью речи «Частица».
-
Составление письма и оформление конверта. 5-й класс 2011
Цель представленного занятия – научить вести переписку, составлять письма, развивать творческую самостоятельность учащихся, умение излагать мысли сжато, ясно, устанавливать связь между предложениями в тексте и между частями текста. Научить правильно оформлять прямой и обратный адрес. В ходе урока учащиеся знакомятся с предсмертными письмами советских солдат, участников ВОВ, письмами из Афганистана и другими.
-
Мягкий знак на конце и в середине числительных. 6-й класс 2011
Основными целями занятия являются: формирование понятия об имени числительном, формирование умения применить правило о правописании мягкого знака в середине и на конце числительных; развитие устной и письменной речи, развитие умения правильно писать и произносить имена числительные.
-
Занятие по элективному курсу "Пиши и говори правильно". Трудные случаи правописания суффиксов Н-НН в причастиях и отглагольных прилагательных 2011
Данное занятие из ряда уроков, посвященных одной из самых трудных тем в русском языке, – правописанию Н-НН в причастиях и отглагольных прилагательных. Большое количество слайдов помогает сделать материал наглядным. Связь орфографического правила с материалом литературы делает занятие живым, творческим. В конце работы над орфограммой может быть дан проверочный диктант.
-
Коррекция орфографической грамотности. 7-й класс 2011
Представлена авторская программа по русскому языку в 7-м классе «Коррекция орфографической грамотности», снабженная тематическим планированием.
-
Тема урока "Предложение". 5-й класс 2011
Урок обеспечивает формирование коммуникативной, лингвистической, языковой и культуроведческой компетенций обучающихся, так как главным является не информированность ученика, а умения разрешать проблемы по аналогии в различных ситуациях. На уроке применялись элементы технологии развивающего обучения, нейролингвистического программирования, здоровьесберегющие методы и средства.