Приложение. (Слайд 1)
Цели урока:
- развитие речевой творческой деятельности учащихся через образ предмета;
- развитие умения составлять тексты, опираясь на значение слова;
- расширение активного словаря учащихся;
- формирование нравственных убеждений, приводящих к пониманию окружающего мира;
- развитие фантазии, мышления, творческих способностей.
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя.
Ребята, русский язык – наш родной язык, язык слов: больших и маленьких, простых и сложных, добрых и злых. Слово как магнит притягивает другие слова, и тогда образуются предложения, а из предложений вырастает текст.
Цель нашего урока – перейти от слова к тексту.
Успех работы будет зависеть от вашей фантазии, чувств, сообразительности.
3. Актуализация знаний.
Для повторения основных вопросов по теме “Текст” разгадаем кроссворд. (Слайды 2, 3). Кроссворд поможет определить слово, с которым мы будем работать на уроке.
- Группа предложений, расположенных в определенном порядке и связанных по смыслу. (Текст.)
- Порядок записи частей текста. (План.)
- Слова, близкие по значению. (Синонимы.)
- Слово, написанное или сказанное несколько раз. (Повтор.)
- Заключительная часть текста. (Концовка.)
- Часть текста между двумя красными строками. (Абзац.)
Какое ключевое слово получилось? – КНОПКА.
4. Словарно-лексическая работа.
Я думаю, что вы часто слышали слово “кнопка”. Однако, не все знают, что это слово “пришелец”. Оно пришло в русский язык из немецкого более 150 лет назад.
Что оно обозначает? Давайте, выясним.
1. Канцелярская кнопка. (Слайд 4)
Какой синоним можно подобрать к этому слову?
(Тонкий короткий гвоздик с широкой плоской шляпкой.)
Где необходима кнопка?
(Для закрепления бумаги, других предметов на различных поверхностях.)
2. Кнопка электрического звонка, будильника. (Слайд 5)
Ее польза в том, что кнопка сообщает о приходе гостей, родителей, друзей, почтальона и других людей.
Кнопка будильника служит для прерывания звонка будильника.
3. Кнопки приборов и устройств. (Слайд 6)
Кнопки миксера, фена, электрического чайника, мобильного телефона, компьютера приводят в движение механизмы. Если такие кнопки ломаются, то вещь становиться бесполезной.
4. Кнопка на куртке, перчатках. (Слайд 7)
Еще ее можно назвать “пуговица-застежка”.
5. “Кнопка” – маленький человек, ребенок. (Слайд 8)
Маленького человека в разговорной речи, шутливо называют “кнопочкой”, когда хотят подчеркнуть малый рост (переносное значение слова).
6. Кнопка пульта управления. (Слайд 9)
Давайте поразмышляем о полезности этой кнопки (пульт телевизора, видеотехники и т.п.).
Размер кнопки небольшой, а польза огромная. Но всегда ли кнопка полезна, миролюбива, добра? Что вы думаете, например, о кнопке пульта управления ядерной ракетой, взрывным устройством? (Слайд 10)
Почему?
Такие кнопки подвергают человека опасности. Может случиться ядерная, экологическая катастрофа, могут погибнуть люди.
В чьих руках бывают такие кнопки? (Военных – для защиты страны от врагов, или террористов, бандитов, плохих людей).
Теперь можно составить резюме слова “ КНОПКА”. (Слайд 11)
Итак, мы выяснили, что слово “кнопка” имеет не одно значение, значит оно многозначное. В речи используется часто, значит оно активно, общеупотребительно.
Что можно сказать о характере этого слова? (добрый и злой, положительный и отрицательный), т.е. противоречивый.
От кого зависит характер слова? (От человека. Характер слова связан с мыслями человека – агрессивными или миролюбивыми.)
Вот видите, сколько может рассказать на первый взгляд совсем простое слово, если задуматься о его лексическом значении.
5. Коллективная работа.
Сейчас вам нужно подключить фантазию, пустить свои мысли в полет и подобрать к слову “КНОПКА” рифмы – слова с созвучными концами.
Коробка, ловко, тонко, робко, остановка, сопка, топка, высотка и другие. (Слайд 12)
6. Самостоятельная работа. Литературное творчество учащихся (Слайд 13, 14, 15).
– Теперь, учитывая все сказанное ранее, используя рифмы как опорные слова, вам предстоит самостоятельная работа творческого характера
Помните о теме и идее текста, озаглавьте.
7. Анализ работ.
Зачитываются тексты. Анализируются работы.
8. Итог урока.
Давайте подведем итог. Какие тексты у вас получились? Это сказка, текст-размышление, шутливый рассказ, текст-повествование?
Чем тексты отличаются от предложений? (В тексте есть тема, идея.)
Итак, ребята, мы сегодня убедились, что от отдельно взятого слова, выяснив его лексическое значение, мы можем прийти к тексту, а от текста к пониманию окружающего мира.
9. Домашнее задание.
Составить текст на одну из тем. (Слайд 16)