Русский язык
-
Дидактический материал к урокам русского языка (подготовка учащихся к ГИА и ЕГЭ) 2011
В материале дидактической единицей является текст, что позволяет не только работать с языковыми явлениями, но и осуществлять воспитательный потенциал произведения В.П. Астафьева «Затеси». Предлагаемые после текста вопросы связаны с пониманием темы, проблемы, идеи текста, ориентируют ученика на выполнение заданий по всем разделам языка в соответствии с кодификатором ЕГЭ по русскому языку.
-
Урок "Обособленные обстоятельства и знаки препинания при них". 11-й класс 2011
Задачи урока: кроме задач урока русского языка (повторить сведения об обособленных обстоятельствах, расширить знания в области постановки знаков препинания при обособлении) я считаю необходимым еще раз акцентировать внимание на новизну изображения психологического состояния человека; неоднозначность трактовки образов. Подобные уроки позволяют текст художественного произведения сделать ближе, а комплексный анализ произведения уже не вызывает у обучающихся непонимания и страха.
-
Рабочая программа по элективному курсу для учащихся 10–11-х классов "Трудные вопросы лингвистики" 2011
Программа элективного курса предназначена для расширенного изучения русского языка в 10–11-х классах как дополнение к базовому уровню и составлена из расчета 1 час в неделю. В первом разделе программы указан материал для повторения и углубления знаний; во втором определена лингворечевая деятельность учащихся, организуемая на материале тем, ежегодно повторяющихся в задании С1 на ЕГЭ по русскому языку.
-
Правописание О–Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных 2011
Урок в 5-м классе призван познакомить учащихся с орфограммой и ее графическим обозначением на письме, формировать умение распознавать условия выбора орфограммы: часть речи, часть слова, ударение; формировать умение видеть орфограмму и ее опознавательные признаки, правильно писать гласные О, Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.
-
Структура и компоненты сочинения-рассуждения части С ЕГЭ 2011
На ЕГЭ наиболее сложным для учащихся является задание С1. Поэтому в процессе подготовки ведется целенаправленная кропотливая работа по обучению учащихся. Особое внимание уделяется основному свойству текста – неразрывности единства формы и содержания. Важно, чтобы дети хорошо знали, какие существуют требования к сочинению, каковы критерии оценивания задания С1, какое максимальное количество баллов можно набрать за всю работу.
-
Модульный урок. Обобщение и систематизация изученного по теме "Синтакцис и пунктуация" 2011
В ходе работы учащиеся обобщают и систематизируют о синтаксисе и пунктуации как разделах лингвистики.
-
Применение модульной технологии и технологии разноуровневого обучения на уроках русского языка. 7-й класс 2011
Разработка урока представляет собой модульный урок первичного усвоения и закрепления новых знаний для 7-го класса с использованием разноуровневых заданий и методик формирования у учащихся информационно-аналитических навыков. Это занятие базируется на деятельностном подходе к обучению: ученик осознанно и прочно усваивает только то учебное содержание, которое становится предметом его активных действий.
-
Дискуссия как жанр публицистического стиля речи 2011
Основная учебная цель урока – дать понятие дискуссии и ее структуры и других видов риторического диалога. Цель на уроке достигается на различных уровнях: на уровне ознакомления и осмысления, на уровне репродукции и использования, на уровне комбинирования и использования, на продуктивном уровне.
-
Морфема – значимая часть слова 2011
На уроке дается представление о морфемике как разделе лингвистики, изучающем строение слова, морфемный состав языка; осознание того, что корень, приставка, суффикс и окончания – морфемы, то есть значимые части слова, и что на письме они воспроизводятся единообразно вне зависимости от их произношения. Учащиеся знакомятся со словарем значения морфем и учатся пользоваться им при определении значения приставок и суффиксов.
-
Урок "Простое осложненное предложение" 2011
Цель урока: закрепить правила постановки знаков препинания в простом осложненном предложении; развивать орфографические навыки; закрепить навыки разных видов разбора.
-
Урок русского языка в 7-м классе по теме "Частица как часть речи" 2011
Учащиеся повторяют служебные части речи: предлог, союз, знакомятся с частью речи «Частица».
-
Составление письма и оформление конверта. 5-й класс 2011
Цель представленного занятия – научить вести переписку, составлять письма, развивать творческую самостоятельность учащихся, умение излагать мысли сжато, ясно, устанавливать связь между предложениями в тексте и между частями текста. Научить правильно оформлять прямой и обратный адрес. В ходе урока учащиеся знакомятся с предсмертными письмами советских солдат, участников ВОВ, письмами из Афганистана и другими.
-
Мягкий знак на конце и в середине числительных. 6-й класс 2011
Основными целями занятия являются: формирование понятия об имени числительном, формирование умения применить правило о правописании мягкого знака в середине и на конце числительных; развитие устной и письменной речи, развитие умения правильно писать и произносить имена числительные.
-
Занятие по элективному курсу "Пиши и говори правильно". Трудные случаи правописания суффиксов Н-НН в причастиях и отглагольных прилагательных 2011
Данное занятие из ряда уроков, посвященных одной из самых трудных тем в русском языке, – правописанию Н-НН в причастиях и отглагольных прилагательных. Большое количество слайдов помогает сделать материал наглядным. Связь орфографического правила с материалом литературы делает занятие живым, творческим. В конце работы над орфограммой может быть дан проверочный диктант.
-
Коррекция орфографической грамотности. 7-й класс 2011
Представлена авторская программа по русскому языку в 7-м классе «Коррекция орфографической грамотности», снабженная тематическим планированием.
-
Тема урока "Предложение". 5-й класс 2011
Урок обеспечивает формирование коммуникативной, лингвистической, языковой и культуроведческой компетенций обучающихся, так как главным является не информированность ученика, а умения разрешать проблемы по аналогии в различных ситуациях. На уроке применялись элементы технологии развивающего обучения, нейролингвистического программирования, здоровьесберегющие методы и средства.
-
Урок "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА" 2011
Цели урока: формирование умений учащихся сжато излагать прослушанный текст, отбирать лексические и грамматические средства, способные связно и кратко передать полученную информацию; закрепление навыков краткого пересказа и интерпретации текста, навыков определения структуры текста, выделения существенной информации.
-
Обобщение и систематизация изученного об обособленных определениях 2011
Данный урок может проводиться как итоговый урок по теме "Обособленные определения" как в 8-м, так и в 11-м классе. Содержание учебного материала, рассматриваемого на уроке, включало в себя разделы, связанные с синтаксическими нормами предложений, осложненных обособленными определениями, выраженными причастными оборотами в различных позициях, и другими видами обособленных определений.
-
Подготовка к сочинению-рассуждению по данному началу и концу 2011
Сочинение – очень важная часть работы по формированию различного рода речевых умений и навыков учащихся. Урок по подготовке к написанию сочинения-рассказа по данному началу и концу проводится на одном часе с опережающим домашним заданием по сбору материалов к сочинению. Во время урока у ребят вырабатывается правильное отношение к своим поступкам и поступкам окружающих их людей.
-
Урок русского языка на тему "Улица гобеленов" 2011
Цель урока – знакомство с историей гобелена; развитие навыков сжатого изложения и анализа текста с целью подготовки к НОКО; воспитание любви к прекрасному и профориентация школьников.
-
Урок "Глагол как часть речи". 6-й класс 2011
Урок русского языка помогает обучающимся 6-го класса вспомнить ранее изученный материал о глаголе как части речи, а также расширить представления о данной части речи. Урок построен в модульной технологии личностно ориентированного образования.
-
Воспитание интереса у учащихся к урокам русского языка 2011
Статья является результатом многолетнего поиска и размышления на волнующий вопрос: «Как воспитать интерес у учащихся к изучению русского языка». Для решения этой задачи необходима новизна урока, его необычность, новые приемы, методы и способы подачи нового материала: нестандартные задания, ТРИЗ (теория и решение изобретательных задач), эмоциональная атмосфера на уроках, и самое главное – заинтересованность самого учителя в проведении подобных уроков.
-
О, Ё после шипящих 2011
Данная тема изучается учениками в течение всего школьного курса русской орфографии. Проблемы грамотного написания слов на данное правило возникают в старшей школе. При подготовке к ГИА, ЕГЭ необходимо повторять теоретические сведения, отрабатывать практические навыки. Материал адресован не только учителям при подготовке к различным видам занятий, но и учащимся, которые могут воспользоваться и теорией для повторения материала, и практикой для закрепления своих знаний.
-
Осенний пейзаж (подготовка к сочинению-описанию осенней природы) 2011
Предлагаемый конспект урока развития речи представляет один из возможных вариантов подготовки пятиклассников к написанию сочинения с использованием информационно-коммуникативной технологии, технологий дифференцированного и развивающего обучения. Данный урок является заключительным в системе уроков подготовки к сочинению–описанию природы. На предыдущих уроках ребята выполняли индивидуальные задания – проекты (создавали свои книги, посвященные осени).
-
Программа элективного курса по русской словесности "От слова к тексту". 10–11-й классы 2011
В программе представлена полная информация о тексте, строении текста, замысле, основной мысли и теме текста, его идее, развертывании темы в тексте (подтема, микротема), видах информации (содержательно-фактуальная, содержательно-концептуальная, подтекстовая), композиции, связности и членимости текста, о лексических и грамматических средствах связи, об абзаце и сложном синтаксическом целом, типах, стилях и жанрах речи, об изобразительно-выразительных средствах языка.
-
Урок –подготовка к написанию сжатого изложения. 9-й класс 2011
Основная цель данного урока – подготовка учащихся к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА. Отрабатывается алгоритм написания сжатого изложения, повторяются основные приемы сжатия текста.
-
Слова-названия предметов, у которых нет окончаний 2011
Урок русского языка во 2-м классе по УМК «Перспективная начальная школа», на котором продолжается работа над словами, у которых нет окончаний. Цель урока: помочь организовать участие детей в действиях интриги с целью решения интеллектуальных задач; формировать умение поиска информации в учебных словарях (толковом, обратном, иллюстрированном), учить составлять предложения с неизменяемыми словами иностранного происхождения, различать формы слова иностранного происхождения.
-
Что такое определение? 7-й класс 2011
Урок ставит своей целью познакомить учащихся с понятием определение, научить составлять развернутые определения и использовать разные типы в речи. В ходе урока учитель дает понятия словам "определение", "термины"; знакомит с языковыми моделями, позволяющими строить разные типы определений; дает понятия риторическим и научным определениям; учит составлять определения.
-
Использование текстов малой формы на уроках русского языка, литературы, факультативах, классных часах для формирования коммуникативно-речевых компетенций 2011
В статье автор рассматривает проблемы владения речью у современных старшеклассников и подчеркивает важность работы по развитию речи учеников на протяжении всего обучения в школе.
-
"Тексты малой формы" (программа факультативных занятий по русскому языку). 5–7-е классы 2011
Цель предложенного в статье курса – дать понимание общих законов создания мини-текстов, их внутренней логики, выработать навыки написания письменных работ малой формы на любые темы. Структура курса позволяет последовательно изучить различные виды мини-текстов в соответствии с их классификацией. Содержание курса строится от простого к сложному. Каждый из последующих этапов базируется на багаже, заложенном на предшествующем этапе, и логически из него вытекает.