В условиях формирования новых экономических отношений главным требованием к среднему профессиональному образованию является умение обеспечить конкурентоспособность специалиста. Его реализация предполагает применение форм и методов интерактивного обучения с тем, чтобы помочь молодому человеку, студенту оценить свои способности и возможности для осуществления полноценной профессиональной карьеры.
Одной из форм интерактивного обучения является обучающая игра, которая позволяет вовлечь в учебный процесс наибольшее количество студентов и сделать обучение интересным, увлекательным и плодотворным.
Моя многолетняя педагогическая практика в “Ногинском политехническом техникуме” показала, что студенты-первокурсники в малой степени обладают навыками целенаправленной организации умственного труда и самостоятельной работы. Поэтому в качестве одной из основных задач, возникающих в ходе учебного процесса, является выработка у них умения осмысленного чтения и осознанного освоения изучаемого материала.
Применяя интеллектуальные игры на занятиях русского языка и литературы, я преследую цель – создать комфортные условия обучения, при которых обучающийся чувствует свою успешность, что делает продуктивным весь процесс обучения.
Любой учитель, прежде всего, воспитывает и развивает интерес к своему предмету. Но, чем глубже и многостороннее с профессиональной, научно-педагогической точки зрения он подходит к решению этой сложной задачи, тем успешнее решает другую, не менее важную задачу – пробуждение и развитие учащихся на основе специального интереса к изучению смежных предметов, овладению всей совокупности необходимых знаний.
Особенностью гуманитарных наук является то, что их содержание отличается более высоким уровнем абстракции; русский язык, литература – средство познания самих себя. Важная роль здесь отводится деловым играм.
Интерактивная деятельность на уроках русского языка предполагает организацию и развитие диалогов общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих для каждого учащегося задач. В ходе диалогового общения студенты учатся критически мыслить, анализировать информацию, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях. С этой целью на данных занятиях организуется индивидуальная, парная и групповая работа, реализуются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами, используются творческие задания. Так, мною использовались такие формы интерактивного обучения, как “аквариум”,“мозговой штурм”, “урок-конкурс”, “эрудит” и д.р. Ценное в них то, что они позволяют студенту не только выразить свое мнение, взгляд и оценку, но и, услышав аргументы партнера по игре, отказаться от своей точки зрения или существенно ее изменить. “Аквариум” – это такая форма общения, когда учащиеся обсуждают проблему “перед лицом общественности”. Малая группа выбирает того, кому она может доверить вести вопрос по той или иной проблеме. Иногда это могут быть несколько желающих. Все остальные студенты выступают в роли зрителей. Отсюда и название – “аквариум”. Что это дает учащимся? Возможность увидеть своих сверстников со стороны: как они общаются, как реагируют на чужую мысль, как улаживают конфликт, как аргументируют свою мысль.
В процессе контроля усвоения знаний по текущей теме студентам можно предложить интеллектуальную игру “Эрудит”. Участниками ее становятся два студента: один – в роли ученика, другой – в роли учителя. “Учитель” задает несколько контрольных вопросов, на которые “ученик” дает письменные ответы, допустив одну ошибку. При проверке “учитель” должен ее обнаружить. Это задание развивает у студента внимательность и глубокое прочное запоминание информации. “Совместный проект”. Группы работают над выполнением разных заданий одной темы. После завершения работы каждая группа презентуют свои исследования, в результате чего все учащиеся знакомятся с темой в целом. “Мозговой штурм”. Для решения проблемного вопроса учащимся предлагается найти как можно больше путей, идей, предложений, каждое из которых фиксируется на доске или листе бумаги. После создания такого “банка идей” проводится анализ. Игра носит воспитывающий характер (воспитывает чувство коллективизма), усиливает мотивацию к изучению темы, а элемент соревнования мобилизует мысль и энергию играющих студентов, создает атмосферу эмоциональной напряженности.
При традиционном понимании процесса обучения студент просто усваивает знания, которые ему сообщают, но в процессе проведения интерактивной игры организуется специальное обучение, в котором активизируется различные виды деятельности таким образом, чтобы учащийся постепенно сам открывал новое. Эта технология особенно эффективна при преподавании русского языка и культуры речи, так как предмет подразумевает не только знание исходного материала, но и его глубокий анализ. Суть технологии состоит в том, чтобы создать на занятиях возможность и условия для творческого освоения знаний. Метод проектов способствует развитию познавательных навыков, критического мышления, умению самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве. Использую обзорные, творческие, игровые, исследовательские виды проектов. Они позволяют формировать творческие умения студентов.
Таким образом, использование на занятиях гуманитарных дисциплин интерактивных игр и компьютерных технологий позволяет решать одновременно несколько задач: развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную деятельность, прививает навыки самостоятельной работы. Кроме того, снижает психическую нагрузку студентов, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы занятий.
Я хочу предложить вниманию фрагмент урока-конкурса “Тайны фразеологии” с применением инновационных моделей обучения, который призван придать стимул к развитию современных информационных технологий в среде учащихся, поддержать их интерес к предмету. Данную разработку можно использовать и в качестве основы для внеклассного мероприятия по русскому языку и культуре речи. Продолжительность занятия — 1,5 часа (учебная пара).
Подготовительный этап проводится через выявление:
- Научно-методических ресурсов техникума, заинтересованного в подготовке студентов к конкурсу.
- Информации Интернет – ресурсов, в том числе применение современных информационных технологий, презентаций, выполненных самими студентами.
- Обучение студентов методу проектов и использование ими проектного метода с применением современных информационных технологий, работа над исследуемой проблемой.
- Консультирование студентов, оказание им помощи в выполнении презентаций, домашнего задания “Тайны фразеологии” с применением новейших информационных технологий.
Подготовительный этап включает и координацию нагрузки студентов.
Содержание конкурсных заданий для студентов зависит от задач, которые призван решать преподаватель. В каждом варианте содержатся задания на языковое чутье и смекалку. Это делает участие в конкурсе привлекательным, сочетает требования игровой и учебной деятельности, интерактивных форм обучения. Некоторая часть заданий составлена на репродуктивном уровне, что позволяет испытать успешность большинству участников конкурса. Вместе с тем значительное место занимают задания реконструктивного характера, для выполнения которых необходимо применить известные способы деятельности в частично измененной ситуации.
“Тайны фразеологии”
Конкурс 1. Приветствие команд.
Демонстрация командами домашнего задания в виде исследовательских проектов “Тайны фразеологии” с применением информационных технологий.
Как и любое приветствие, этот конкурс предполагает обращение команд друг к другу, к болельщикам, к жюри. Все это, разумеется, должно проходить весело, в шутливой форме. Поскольку пословицы – тоже устойчивые языковые единицы, они сближаются на этом основании с фразеологизмами. Поэтому вполне правомерно, на мой взгляд, взять в качестве названия конкурса одну из пословиц. Команды должны показать, какой смысл можно вложить в эту пословицу. Тема конкурса – “Тайны фразеологии”, и поэтому в своем выступлении командам необходимо каким-либо образом обыграть используемые фразеологизмы, однако это не значит, что абсолютно все шутки должны строиться на их основе. При оценке выступления команд необходимо учитывать как количество использованных слайдов, так и уместность их, связать с общим ходом выступления. Нельзя просто выйти на сцену, представить проект и начать сыпать фразеологизмами. Все должно звучать в действии.
Конкурс 2. Разминка “Что делать?”
Подготовка к этому конкурсу может проходить по-разному. Либо команды готовят слайд-вопросы друг другу, либо ведущие готовят вопросы для команд.
Конкурс предполагает умение команд быстро найти выход из положения, которое обрисовано с помощью фразеологизма. Одна из команд (или ведущие) задает или демонстрирует команде-сопернице вопрос: “Что делать, если…(фразеологизм)?” Например, что делать, если:
Вам пустили пыль в глаза.
Вас ноги не держат.
Вам дали сто очков вперед.
В вас мечут громы и молнии.
Вас прибрали к рукам.
Вы проглотили аршин.
Вам прописали ижицу.
На ваших глазах делают из мухи слона.
Вам подложили свинью.
У вас свет померк в глазах.
Перед вами ломают комедию.
Вы вылетели в трубу.
Негде иголку воткнуть.
Вы попали пальцем в небо.
Вы дали прикурить.
Вы съели собаку.
В ваш огород пустили козла.
Вас держат в ежовых рукавицах.
Время ответа на вопрос-30 секунд. В том случае, если команды готовят слайд-вопросы друг другу, желательно, чтобы команда, задавшая вопрос, тоже на него ответила. Это поможет лучше сравнить ответы команд, и тогда можно будет эффективнее оценивать конкурс.
Конкурс 3. Конкурс капитанов
Капитанам предлагаются задания по исправлению ошибок в употреблении фразеологизмов. Готовятся два конверта с заданиями, и капитаны сами выбирают себе конверт. Примеры в конвертах разные.
Задание 1.Исправьте предложения.
1. Вообще-то он без минуты повар, осталось сдать экзамен. 2. Писатель идет в одну ногу со своим временем. 3. Побывайте и вы в этих местах, где не только нога человека, но и нога журналиста еще не ступала. 4. Не везде еще местная интеллигенция повернула лицо к очагам культуры. 5. Педагог должен знать, в чем кроется успех этой работы, подметить в каждом питомце только одному ему присущую изюминку.
Ответы (можно подготовить слайд-ответы для зрителей и жюри): 1. …без пяти минут повар. 2. …идет в ногу со временем. 3. …где не ступала нога человека. 4. …повернулась лицом. 5. …подметить в каждом питомце изюминку.
Задание 2.Исправьте предложения.
1. Необходимо уделить самое серьезное значение делу повышения производительности труда на заводе. 2. Значительный эффект на аудиторию оказывает использование примеров, взятых из жизни. 3. Не нужно замыкаться в себе, давайте делиться своими больными местами. 4. Как говориться, чем дальше в лес, тем больше щепки летят. 5. На следующий день команды не стало: она рассыпалась, как маленький пузырь.
Ответы (можно подготовить слайд-ответы для зрителей и жюри): 1 …уделить внимание. 2. …производит эффект. 3. …давайте говорить о наболевшем. 4. …чем дальше в лес, тем больше дров. 5. …лопнула, как мыльный пузырь (вариант: рассыпалась, как карточный домик).
Время подготовки капитанов – 10 мин. При исправлении ошибок капитаны должны сначала прочитать неправильные варианты, а затем – исправленные. Для зрителей и жюри идет демонстрация ответов на слайдах.
Пока готовятся капитаны, проводится игра с болельщиками. Для этой игры можно выбрать одно из приведенных ниже заданий, если вы проводите внеклассное мероприятие и не ограничены временем – оба.
Вспомнить фразеологизмы со словами:
взять – в толк, в шоры, голыми руками, горлом, грех на душу, за бока, за горло, за душу, измором, на абордаж, на арапа, на буксир, на карандаш, на мушку, на пушку, на себя, на себя труд, на себя вид, под обстрел, под крылышко, под стражу, пример, сбою, свое, слова обратно, в ум, себя в руки, силу, слово, с места, сторону, много на себя не взять, капли в рот, ни дать ни взять.
играть – в кошки-мышки, в молчанку, в прятки, вторую скрипку, глазами, жизнью и смертью, комедию, на нервах, на руку, первую скрипку, роль, словами, с огнем.
Победителем считается тот, кто назовет последний фразеологизм.
Альтернативная игра с болельщиками.
Может ли горе быть в жидком состоянии? ( Хлебнуть горя, испить горя.)
Есть ли глаза у опасности, правды, смерти? (Смотреть в глаза правде, опасности смерти.)
Какое блюдо бывает в голове у некоторых людей? (Каша, окрошка.)
Может ли вопрос заболеть? (Больной вопрос).
Из какого фразеологизма марсиане могли бы заключить, что у человека не две ноги, а больше? (Бежать со всех ног.)
(Можно подготовить слайд-ответы для зрителей и жюри)
Конкурс 4. Разгадай значение.
В основу этого конкурса, так же как и в основу приветствия, нужно положить пословицу. Можно предложить командам одну и ту же пословицу, можно дать им различные – разницы нет. Оцениваться будет артистизм, юмор, умение “сыграть” тему и, конечно же, использование (уместное или неуместное) речевых оборотов.
Примеры слайдов с пословицами:
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Чем дальше в лес, тем больше дров.
Ученье – свет, а не ученье – тьма.
Сколько волка ни корми, а он все в лес смотрит.
Гром не грянет – мужик не перекрестится.
Сколько веревочке ни виться, а конец все равно будет.
Без счастья и в лес по грибы не ходи.
По определениям угадайте фразеологизм.
Очень худой, изможденный. (Кожа да кости.)
Ничего не добившись, обманувшись в своих ожиданиях. (Не солоно хлебавши.)
Быть всегда готовым к защите, обороне. (Держать порох сухим.)
Днем на виду у всех. (Среди бела дня.)
Неохотно, принудив себя к чему-либо. (Скрепя сердце.)
Конкурс 5. “Черный ящик”.
Если вы установите, что связывает эти предметы, то вы ответите на вопрос, что находится в черном ящике. (Слова: кисель, гусь, рыба, хлеб, ложка, трава.)
Ответ. Все эти предметы связывает слово вода. (Седьмая вода на киселе, как с гуся вода, как рыба в воде, сидеть на хлебе и воде, в ложке воды утонуть, тише воды, ниже травы.)
Конкурс 6. Конкурс художников. Живые картинки.
Используя приемы пантомимы (т.е. с помощью жестов, мимики), изобразите следующие фразеологизмы:
Куры денег не клюют
Вставлять палки в колеса
Делать из мухи слона
Галопом по Европе
Язык чешется
Делить шкуру неубитого медведя
Заключительный этап – Объявление оценок за последний конкурс, объявление итоговых оценок, вручение призов.