Русский язык
-
Дискуссия как жанр публицистического стиля речи 2011
Основная учебная цель урока – дать понятие дискуссии и ее структуры и других видов риторического диалога. Цель на уроке достигается на различных уровнях: на уровне ознакомления и осмысления, на уровне репродукции и использования, на уровне комбинирования и использования, на продуктивном уровне.
-
Морфема – значимая часть слова 2011
На уроке дается представление о морфемике как разделе лингвистики, изучающем строение слова, морфемный состав языка; осознание того, что корень, приставка, суффикс и окончания – морфемы, то есть значимые части слова, и что на письме они воспроизводятся единообразно вне зависимости от их произношения. Учащиеся знакомятся со словарем значения морфем и учатся пользоваться им при определении значения приставок и суффиксов.
-
Урок "Простое осложненное предложение" 2011
Цель урока: закрепить правила постановки знаков препинания в простом осложненном предложении; развивать орфографические навыки; закрепить навыки разных видов разбора.
-
Урок русского языка в 7-м классе по теме "Частица как часть речи" 2011
Учащиеся повторяют служебные части речи: предлог, союз, знакомятся с частью речи «Частица».
-
Составление письма и оформление конверта. 5-й класс 2011
Цель представленного занятия – научить вести переписку, составлять письма, развивать творческую самостоятельность учащихся, умение излагать мысли сжато, ясно, устанавливать связь между предложениями в тексте и между частями текста. Научить правильно оформлять прямой и обратный адрес. В ходе урока учащиеся знакомятся с предсмертными письмами советских солдат, участников ВОВ, письмами из Афганистана и другими.
-
Мягкий знак на конце и в середине числительных. 6-й класс 2011
Основными целями занятия являются: формирование понятия об имени числительном, формирование умения применить правило о правописании мягкого знака в середине и на конце числительных; развитие устной и письменной речи, развитие умения правильно писать и произносить имена числительные.
-
Занятие по элективному курсу "Пиши и говори правильно". Трудные случаи правописания суффиксов Н-НН в причастиях и отглагольных прилагательных 2011
Данное занятие из ряда уроков, посвященных одной из самых трудных тем в русском языке, – правописанию Н-НН в причастиях и отглагольных прилагательных. Большое количество слайдов помогает сделать материал наглядным. Связь орфографического правила с материалом литературы делает занятие живым, творческим. В конце работы над орфограммой может быть дан проверочный диктант.
-
Коррекция орфографической грамотности. 7-й класс 2011
Представлена авторская программа по русскому языку в 7-м классе «Коррекция орфографической грамотности», снабженная тематическим планированием.
-
Тема урока "Предложение". 5-й класс 2011
Урок обеспечивает формирование коммуникативной, лингвистической, языковой и культуроведческой компетенций обучающихся, так как главным является не информированность ученика, а умения разрешать проблемы по аналогии в различных ситуациях. На уроке применялись элементы технологии развивающего обучения, нейролингвистического программирования, здоровьесберегющие методы и средства.
-
Урок "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА" 2011
Цели урока: формирование умений учащихся сжато излагать прослушанный текст, отбирать лексические и грамматические средства, способные связно и кратко передать полученную информацию; закрепление навыков краткого пересказа и интерпретации текста, навыков определения структуры текста, выделения существенной информации.
-
Обобщение и систематизация изученного об обособленных определениях 2011
Данный урок может проводиться как итоговый урок по теме "Обособленные определения" как в 8-м, так и в 11-м классе. Содержание учебного материала, рассматриваемого на уроке, включало в себя разделы, связанные с синтаксическими нормами предложений, осложненных обособленными определениями, выраженными причастными оборотами в различных позициях, и другими видами обособленных определений.
-
Подготовка к сочинению-рассуждению по данному началу и концу 2011
Сочинение – очень важная часть работы по формированию различного рода речевых умений и навыков учащихся. Урок по подготовке к написанию сочинения-рассказа по данному началу и концу проводится на одном часе с опережающим домашним заданием по сбору материалов к сочинению. Во время урока у ребят вырабатывается правильное отношение к своим поступкам и поступкам окружающих их людей.
-
Урок русского языка на тему "Улица гобеленов" 2011
Цель урока – знакомство с историей гобелена; развитие навыков сжатого изложения и анализа текста с целью подготовки к НОКО; воспитание любви к прекрасному и профориентация школьников.
-
Урок "Глагол как часть речи". 6-й класс 2011
Урок русского языка помогает обучающимся 6-го класса вспомнить ранее изученный материал о глаголе как части речи, а также расширить представления о данной части речи. Урок построен в модульной технологии личностно ориентированного образования.
-
Воспитание интереса у учащихся к урокам русского языка 2011
Статья является результатом многолетнего поиска и размышления на волнующий вопрос: «Как воспитать интерес у учащихся к изучению русского языка». Для решения этой задачи необходима новизна урока, его необычность, новые приемы, методы и способы подачи нового материала: нестандартные задания, ТРИЗ (теория и решение изобретательных задач), эмоциональная атмосфера на уроках, и самое главное – заинтересованность самого учителя в проведении подобных уроков.
-
О, Ё после шипящих 2011
Данная тема изучается учениками в течение всего школьного курса русской орфографии. Проблемы грамотного написания слов на данное правило возникают в старшей школе. При подготовке к ГИА, ЕГЭ необходимо повторять теоретические сведения, отрабатывать практические навыки. Материал адресован не только учителям при подготовке к различным видам занятий, но и учащимся, которые могут воспользоваться и теорией для повторения материала, и практикой для закрепления своих знаний.
-
Осенний пейзаж (подготовка к сочинению-описанию осенней природы) 2011
Предлагаемый конспект урока развития речи представляет один из возможных вариантов подготовки пятиклассников к написанию сочинения с использованием информационно-коммуникативной технологии, технологий дифференцированного и развивающего обучения. Данный урок является заключительным в системе уроков подготовки к сочинению–описанию природы. На предыдущих уроках ребята выполняли индивидуальные задания – проекты (создавали свои книги, посвященные осени).
-
Программа элективного курса по русской словесности "От слова к тексту". 10–11-й классы 2011
В программе представлена полная информация о тексте, строении текста, замысле, основной мысли и теме текста, его идее, развертывании темы в тексте (подтема, микротема), видах информации (содержательно-фактуальная, содержательно-концептуальная, подтекстовая), композиции, связности и членимости текста, о лексических и грамматических средствах связи, об абзаце и сложном синтаксическом целом, типах, стилях и жанрах речи, об изобразительно-выразительных средствах языка.
-
Урок –подготовка к написанию сжатого изложения. 9-й класс 2011
Основная цель данного урока – подготовка учащихся к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА. Отрабатывается алгоритм написания сжатого изложения, повторяются основные приемы сжатия текста.
-
Слова-названия предметов, у которых нет окончаний 2011
Урок русского языка во 2-м классе по УМК «Перспективная начальная школа», на котором продолжается работа над словами, у которых нет окончаний. Цель урока: помочь организовать участие детей в действиях интриги с целью решения интеллектуальных задач; формировать умение поиска информации в учебных словарях (толковом, обратном, иллюстрированном), учить составлять предложения с неизменяемыми словами иностранного происхождения, различать формы слова иностранного происхождения.
-
Что такое определение? 7-й класс 2011
Урок ставит своей целью познакомить учащихся с понятием определение, научить составлять развернутые определения и использовать разные типы в речи. В ходе урока учитель дает понятия словам "определение", "термины"; знакомит с языковыми моделями, позволяющими строить разные типы определений; дает понятия риторическим и научным определениям; учит составлять определения.
-
Использование текстов малой формы на уроках русского языка, литературы, факультативах, классных часах для формирования коммуникативно-речевых компетенций 2011
В статье автор рассматривает проблемы владения речью у современных старшеклассников и подчеркивает важность работы по развитию речи учеников на протяжении всего обучения в школе.
-
"Тексты малой формы" (программа факультативных занятий по русскому языку). 5–7-е классы 2011
Цель предложенного в статье курса – дать понимание общих законов создания мини-текстов, их внутренней логики, выработать навыки написания письменных работ малой формы на любые темы. Структура курса позволяет последовательно изучить различные виды мини-текстов в соответствии с их классификацией. Содержание курса строится от простого к сложному. Каждый из последующих этапов базируется на багаже, заложенном на предшествующем этапе, и логически из него вытекает.
-
Программа факультативных занятий по русскому языку "Экспресс-подготовка к ЕГЭ". 10–11-е классы 2011
Этот курс может стать хорошим помощником школьникам-старшеклассникам, готовящимся к Единому государственному экзамену по русскому языку. Цели предлагаемого курса отработка умений и навыков тестовой проверки знаний, модульное изложение материала, выявление степени готовности к ЕГЭ, определение пробелов в знаниях. Работа построена по принципу интенсивного тренинга и служит ориентиром для повторения теоретических сведений и правил правописания, рассмотрены образцы заданий ЕГЭ последних лет.
-
Повторение изученного по теме "Местоимение" 2011
Урок русского языка в 6-м классе призван обобщить теоретические сведения и закрепить практические навыки по теме; научить находить местоимения в тексте, определять их разряд, правильно употреблять и писать местоимения; научить отличать местоимения от союзов; распознавать приставки не, ни в отрицательных местоимениях; обнаруживать по опознавательным признакам места применения правил; расширить лексический запас учащихся.
-
Урок – читательская конференция на тему «Проблема чести и предательства в новелле П. Мериме "Маттео Фальконе"» 2011
Попробуем разобраться в творчестве французского писателя-романтика П. Мериме. Он автор увлекательных новелл. Он мастер создавать неожиданные повороты действия, драматические конфликты. Он рассказывает о необыкновенных, порой фантастических приключениях. Читая Мериме, мы оказываемся в мире сильных чувств. Он ставит читателя перед необходимостью решать серьёзные жизненные вопросы. Задача урока – раскрыть проблему чести и предательства в новелле П. Мериме "Маттео Фальконе".
-
Конспект открытого урока русского языка в 10-м классе с использованием ИКТ по теме "Подготовка к итоговой аттестации. Работа с частью В" 2011
В ходе урока учащиеся повторяют виды односоставных предложений, основные способы словообразования, а также наиболее трудные теоретические вопросы части В ЕГЭ, закрепляют их практически, используя тексты стихотворений поэтов XX века.
-
Интегрированный урок русского языка и литературы по теме "Урок нравственности. Лингвистический анализ текста на примере сказки А.Поповой "Коряга" 2011
На уроке учащиеся знакомятся со сказкой А. Поповой «Коряга», узнают об особенностях её композиции. На примере сказки дети учатся анализировать текст, выделять его части, определять его тему и идею, находить изобразительные средства языка.
-
Бинарный урок (математика + русский язык) по теме "Подготовка к ЕГЭ: работа с микротекстом на примере алгебраических задач" 2011
В ходе урока учащиеся обобщают и систематизируют знания и умения по темам: «Решение задач», «Работа с микротекстом: речь и грамматика», «Языковой анализ текста».
-
Готовимся к ЕГЭ: "Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Сравнительный оборот, цельные по смыслу выражения" 2011
В помощь учителю предлагаются готовые тесты для подготовки к ЕГЭ. Материал предназначен для использования как на уроках русского языка в 10–11-х классах, при самостоятельной и индивидуальной работе учащихся, так и на факультативных занятиях.