Конспект урока русского языка в классе-комплекте (1-, 2-, 3-й классы)

Разделы: Русский язык, Начальная школа

Класс: 3


1 класс

2 класс

3 класс

Тема: Закрепление умения читать и писать слова с изученными буквами (интегрированный урок: обучение грамоте + письмо) Проверка безударных гласных в слове. Текст и предложение. Правописание слов с безударными гласными в корне.
Цели:
  • закреплять умение читать слова и предложения с изученными буквами, выделяя ударный слог;
  • развивать устную речь учащихся, умение соотносить звуки с буквами, их обозначающими;
  • совершенствовать каллиграфические навыки учащихся, умение списывать печатный текст;
  • учить находить ошибки в словах и предложениях, исправлять их;
  • воспитывать трудолюбие, старательность.
  • учить проверять безударную гласную в корне слова, правильно подбирать проверочное слово;
  • закреплять умение выделять в слове ударный слог, развивать орфографическую зоркость;
  • совершенствовать умение делить текст на предложения, устанавливать связь между предложениями, находить основу предложения;
  • расширять кругозор детей, обогащать их словарный запас;
  • воспитывать любовь к Родине, своему селу.
 Оборудование:
Наглядный занимательный материал: «Буратино», «телеграмма», предметные картинки с изображением животных: лев, слон, волк, лиса, тигр, медведь, корова; таблица с чистоговорками, со слогами; касса букв и слогов, карточки для чтения. Сюжетные иллюстрации для словарной работы: столица, деревня, город; карточки для индивидуальной работы по теме урока.
I. Оргмомент. Актуализация знаний учащихся

Прозвенел звонок и смолк –
Начинается урок.
Если хочешь всему научиться,
То старательно нужно трудиться.

II. Самостоятельная работа

     Письмо по образцам в тетради

II. Работа с учителем

1. Анализ букв Р,р.
2. Анализ словарных слов: (столица, город, деревня) Что такое Родина?  Что такое  столица государства? Какой город является  столицей нашей Родины? Чем деревня отличается от города? Где мы живём?
3. Обобщение учителя.

III. Работа с учителем

1. Речевая разминка.

Подведение родового понятия под видовое, повторение пройденного материала:

Волк, слон, медведь, лев, корова, тигр, лиса –… (звери)

– Какое животное – лишнее? (Корова)

Чтение слогов с изменением ударения
Чтение чистоговорок:

Та-та-та – в нашем классе чистота.
Лю-лю-лю – я цветочки все полью.
Ле-ле-де – пыль сотру я на столе.

2. Найдите ошибки, которые допустил Буратино в своём письме, исправьте их.

Письмо Буратино

Наступила морозная зима Выпал пушыстый снег. мальвина катается на санках с горки.

III. Самостоятельная работа

Упражнение в чистописании:

Рр                                                   + № 256
столица, город, деревня
Человек без Родины, как дерево без корней.

 С.109, № 191, списать, расставить ударение в словах.  Самостоятельная работа по карточкам.

1. Вставить пропущенные буквы:

Р…дился к…злёнок в д…лине горной р…ки. Мать к…рмила его м…л…ком и учила ск…кать по г…рам. Прыгнет с обрыва, остановится и з…вёт сына.
М…лыш др…жит от страха, но прыгает.

2. Подчеркнуть главные члены предложения в 1 и 4 предложениях.

3. Записать три слова с безударной гласной в корне.

IV. Самостоятельная работа

Списывание с печатного текста.

Письмо Буратино

Наступила морозная зима. Выпал пушистый снег. Мальвина катается на санках с горки.

IV. Работа с учителем

1. Проверка с/р – объяснить правописание отгадки
МОРОЗ – словарное  слово

2. Объяснить правописание слов с безударной гласной.

3. Как проверить правописание безударной гласной в корне?

Самостоятельная работа:

№192, с.110.
Прочитать, разделить на предложения.

Работа с учителем:

1. Как проверить безударную гласную в корне?
2. Чтение учителем и анализ № 284

Физкультминутка

V. Работа по азбуке:

С. 157, прочитать загадки, отгадать их, отгадки напечатать.

V. Работа с учителем

Проверка с/р.
– Сколько предложений?
– Почему данные предложения можно назвать текстом?
– Как можно озаглавить его?

V. Самостоятельная работа

№ 284:

– списать, вставить пропущенные орфограммы;
– подчеркнуть главные члены в 1 предложении.

VI. Работа с учителем

1. Чтение загадок. Проверка     самостоятельной работы.
2. Работа по ленте букв.

VI. Самостоятельная работа

№ 192, списать, расставить знаки препинания.

VII. Самостоятельная работа

Упражнение на развитие мелкой мускулатуры руки. Раскрашивание рисунка.

VII. Самостоятельная работа

1. Работа по карточкам. Вставить пропущенные буквы, приписать проверочные слова:

м…ряк –                     пч…ла –      
тр…ва –                      в…дро –
в…да –                        гр…бник –
цв…ток –                    кр…чать –    

Работа с учителем:

№ 284.

1. Разбор предложения проверить.
– Какое это предложение по цели   высказывания?
Это распространённое или нераспространённое предложение?

2. № 274, устно, по заданию.

VIII. Итог урока

Вручение медалей «Какая я умница!»

1. Как проверить безударную гласную в корне?
2. Всегда ли можно безударную гласную проверить ударением?
3. Как же проверить правописание словарного слова?
Домашнее задание:

№ 186, по заданию, с.105, правило.

 

№ 283, с. 100-101, правило.

Использованная литература:

1. Горецкий В.Г. «Русская азбука», – М.: «Просвещение», 2010.
2. Горецкий В.Г. «Прописи», – М.: «Просвещение», 2010.
3. Рамзаева Т.Г. «Русский язык», учебник для учащихся, 3 класс – М.: «Дрофа», 2009.
4. Рамзаева Т.Г. «Русский язык», учебник для учащихся, 2 класс – М.: «Дрофа», 2009.
5. Жиренко О.Е. «Поурочные разработки по обучению грамоте. Интегрированный курс», – М.: «ВАКО», 2005.
6. И.В.Иванова «Поурочные разработки по русскому языку, 2 класс». Москва, «Экзамен», 2008.
7. В.Т.Голубь «Тематический контроль знаний учащихся. Русский язык. 2 класс». Воронеж, 2006.
8. И.В.Иванова «Поурочные разработки по русскому языку, 3 класс». Москва, «Экзамен», 2008.
9. В.Т.Голубь «Тематический контроль знаний учащихся. Русский язык. 3 класс». Воронеж, 2006.