О необходимости повышения качества знаний школьников по русскому языку

Разделы: Русский язык, Начальная школа


В настоящее время всё большую тревогу вызывает падение уровня языковой грамотности среди населения России.

6 июня 2011 года Президент России Д.А.Медведев подписал “Указ о Дне русского языка”, целью которого является сохранение русского языка как общенационального достояния. Выступая в этот день в Государственном институте русского языка имени А. С. Пушкина, Президент отметил: “Мы, конечно, должны заботиться о нашем дорогом русском языке, причём делать это постоянно, а не в памятные даты. …заниматься русским языком каждый человек должен каждый день, тем более, что каждый человек, живущий в нашей стране, этот язык использует”.

С какими же проблемами, касающимися русского языка, мы сталкиваемся?

1. Неутешительные результаты по русскому языку и литературе показывают на экзаменах выпускники школ, не зная правил грамматики, не умея ясно выразить свои мысли при написании сочинения, испытывая трудности при работе с текстом. А ведь наши выпускники – это будущее государства, его основа. Со временем они будут занимать руководящие должности в системе управления, на производстве, будут нести культуру в жизнь, реформировать образование, заниматься политикой.

2. В настоящее время, когда доступен Интернет, у школьника есть соблазн, не прикладывая умственных усилий, не читая книг, не утруждая себя работой над анализом прочитанного, просто “скачать” какое – нибудь сочинение или реферат и принести его на проверку учителю. Получается, что учащийся, не понимающий, какую действительно огромную пользу несут информационно – коммуникационные технологии, использует их, порой, себе во вред, обедняя и обкрадывая себя.

3. С большим количеством ошибок приходится сталкиваться на страницах печатных изданий, на компьютерных сайтах, которыми пользуются школьники.

4. Ведущие программ на телевидении и радио тоже нередко неправильно произносят слова, допускают стилистические ошибки.

5. В повседневной жизни люди часто невнимательно относятся к своим словам, не задумываются над правильностью их употребления, не берегут русский язык.

6. На книжных рынках мало хорошей современной детской литературы, зато много книг в ярких обложках, но с пустым содержанием.

7. На телевидении мало добрых детских передач, фильмов.

8. В школе сокращено количество часов на преподавание русского языка и литературы.

9. Бывает, что работать в школу приходят плохо подготовленные выпускники педагогических ВУЗов.

Сейчас многое делается для того, чтобы исправить ситуацию, повысить уровень подготовки учащихся (не только по русскому языку, но и по другим предметам). Начата работа по новому Стандарту образования, выпущено огромное количество учебников и разных пособий к ним. Существует множество методик преподавания, но почему – то проблемы остаются. Видно, дело не в количестве учебников, не в количестве уроков с использованием ИКТ, а в другом. В чём же?

Чтобы ребёнок в дальнейшем с интересом учился на уроках русского языка и литературы, его надо воспитывать в любви к русскому языку.

Всё начинается с семьи, потом любовь к русскому языку прививается в детском саду, в школе.

Первые сведения о русском языке ребёнок получает в своей семье, в том окружении, в котором он растёт. Он слышит разговор родителей, усваивает нормы общения, слушает свои первые книжки, приучается читать, если семья читающая.

В детском саду воспитатели знакомят ребёнка с классиками детской литературы, проводят много развивающих занятий, но, бывает, что дети, которые приходят в школу, не знают сказок, детских стихов, не умеют нормально общаться, но зато демонстрируют своё умение писать цифры, считать до ста, писать буквы, вспоминают английские слова, которые они выучили. Родители гордятся тем, что их ребёнок уже знает школьную программу.

Несомненно, главная роль в обучении ребёнка принадлежит школе. Что же необходимо делать учителю, чтобы добиться высокого уровня грамотности школьника?

Первоклассник, приходя в школу, с удовольствием делает то, что ему интересно. Значит, с первого занятия надо заинтересовать ребёнка. Каждый ребёнок по своей природе исследователь, он любит делать открытия. Когда он видит, что выполнил какое – то задание сам или вместе со своим товарищем, не испытывая давления со стороны учителя, а чувствуя поддержку, то он ощущает свою значимость, у него появляется желание работать дальше, появляется интерес. Это обязательно надо поддерживать. На уроке должна быть атмосфера доверия и сотрудничества.

Любой урок следует строить так, чтобы шёл творческий процесс. Учитель в данном случае должен играть направляющую роль, быть сотрудником. Педагог должен внимательно, не перебивая, выслушивать рассуждения ученика, тогда ребёнок не будет бояться ошибиться, научится слушать своих товарищей, со временем будет свободно высказывать свою точку зрения, обосновывая её, научится вести диалог.

Очень важно, когда учитель начальной школы читает детям вслух новые произведения, показывая красоту авторского слога.

Необходимо как можно чаще использовать на практике словесные описания, мини – сочинения, рассуждения на заданную тему.

Уроки, содержащие правила грамматики, не должны быть скучными, их можно проводить в форме игры, использовать методы исследования и проектирования. Дети должны поверить в то, что они сами “открыли” новое правило.

Ученики младших классов могут сами придумывать задания для своих друзей по какой – либо теме, сочинять стихи, загадки. Всё это развивает творческие способности, речь, обогащает личность.

Необходимо более широко знакомить школьников с творчеством писателей – классиков, организуя экскурсии в литературные музеи, посещая вместе с классом постановки в театрах. Учить человека надо на лучших образцах литературы.

Учитель сам должен гореть желанием вовлекать ребят в интересные познавательные мероприятия: литературные конкурсы, викторины, олимпиады по русскому языку и литературному чтению, талантливо организовывать проведение Недели детской книги. Тогда и ученики захотят больше знать, научатся самостоятельно искать ответы на интересующие их вопросы, полюбят учиться. Научит ребёнка учиться с интересом – это одна из главных задач учителя.

Человек, научившийся любить свой язык, в дальнейшем будет очень чутко реагировать на неправильно произнесённое слово (как музыкант на фальшивую ноту). Такой человек, из уважения к себе и другим, не будет небрежно относиться к слову, “засорять” свою речь исковерканными словами и необдуманными фразами.

На примере одного из уроков русского языка во 2 классе, я хочу поделиться опытом своей работы.

Разработка урока по теме: “Безударные гласные в корне слова”

Цели:

  • научить приёмам проверки слов с безударным гласным в корне;
  • формировать информационно-коммуникационную и учебную (образовательную) компетентности, компетентность решения проблем.

Урок содержит элементы исследовательской и проектной деятельности.
На уроке парты должны быть расставлены так, чтобы дети сидели группами по 5–6 человек.

Материалы, необходимые для урока: конверты с заданиями, клей-карандаш, тетрадь, пенал.

Ход урока

1. Постановка проблемы исследования

Учитель предлагает детям записать под диктовку слова: кошка, змея, коза, рыба, тропа, роза, роса.

Вопрос: что заметили, когда писали слова?

Предполагаемые ответы детей. (Одни слова писать легко, а другие трудно. Одни слова мы пишем так, как произносим, а другие нет.)

Почему? (Возникает проблема.)

Исследуйте: поставьте знак ударения над каждым словом. Что заметили?

Предполагаемый ответ. (Там, где гласный звук стоит под ударением, нет расхождения в произношении и написании.)

Вопрос: что надо сделать, чтобы правильно написать букву?

Предполагаемый ответ. (Поставить безударный звук под ударение.)

Попробуйте это сделать в следующем задании.

2. Продолжение исследования. Работа в группах

Учитель обращается к детям.

Перед вами лежат конверты с заданиями. Возьмите карточку №1.

(на карточке написаны слова: н…ра, з..ма, в…да, ст…на, стр…на.)

Дети вставляют в слова пропущенные буквы.

Вопрос: как вам удалось поставить безударный звук под ударение?

Предполагаемый ответ. (Мы меняли форму единственного числа на множественное.)

Учитель предлагает детям поработать с карточкой №2. ( Гл…за, кр…ты, н…сы, м…сты, бл…ны, н…жи.)

Вопрос: как в этом случае вам удалось поставить безударный гласный звук под ударение?

Предполагаемый ответ. (Мы меняли форму множественного числа на форму единственного числа.)

Динамическая пауза.

Учитель даёт детям инструкцию перед выполнением упражнений.

Я буду называть слова с безударными гласными в корне. Если для проверки слова нужна будет форма единственного числа, то вам надо будет встать на носочки, а если нужна форма множественного числа, то надо будет присесть возле парты. Дети слушают слова: дрозды, коса, грачи, дожди, плита, этажи, число, сова, ряды, змея, следы, холмы, столбы, стрижи, моря.

Учитель задаёт детям вопрос: как вы думаете, всегда ли мы можем проверить безударный гласный, меняя форму слова? Ответы могут быть разные, учитель должен требовать подтверждения ответа каким-нибудь примером. Если возникают затруднения при ответе на этот вопрос, то учитель предлагает детям провести исследование следующей группы слов.

Задание: прочитайте слова на карточке №3. (Лесник, лесной, свистеть, свистун, плясать, спешить, сосновый.)

Поставьте в словах знак ударения, выделите корень, подчеркните в корне букву безударного гласного звука. Попробуйте подобрать проверочные слова.

Вопрос: как в этом случае вам удавалось ставить безударный звук под ударение?

Предполагаемый ответ. (Мы подбирали родственные слова.)

3. Игры-соревнования между командами.

Учитель предлагает детям взять карточку №4 и подписать названия изображённых предметов. (На карточке нарисованы снежинка, кормушка, перо.)

Представитель команды, которая выполнила задание быстрее остальных, прикрепляет карточку к доске и объясняет способы проверки слов. (Изменение формы слова или подбор родственных слов.)

Карточка №5.

Задание: вспомните прозвища героев сказки “Теремок”, запишите их и подготовьтесь объяснить, каким способом можно проверить безударный гласный в корне.

Герои сказки “Теремок”:

Муха – ………………..(горюха);
Мышка – ……………...(норушка);
Лягушка – …………….(квакушка);
Зайчик – ………………(побегайчик);
Лисичка – ……………..(сестричка).

Кроссворд. (Написан на доске и представлен на карточке №6.)

Кроссворд

По горизонтали

  1. Время года.
  2. Планета, спутником которой является Луна.
  3. Причёска девочки.

По вертикали

  1. Рифма к слову дрова.
  2. Дом птицы.
  3. Украшение на палец.
  4. Прибор для взвешивания.

4. Итог работы. Создание справочника по правилам написания слов с безударным гласным в корне.

У каждого ребёнка в конверте лежит заготовка из двух частей для создания справочника.

1. Обложка с названием: “Безударные гласные в корне слова. Правила проверки”.
2. Фрагмент записи: для того, чтобы правильно написать букву безударного гласного в слове, надо:

– изменить форму слова так, чтобы на безударный гласный звук падало ударение, например, (дети вписывают свои примеры);
– подобрать родственное слово, например, (дети вписывают свои примеры).

Записи детей могут выглядеть следующим образом:

гроза (ед. ч.) – грозы (мн. ч.);
глаза (мн. ч.) – глаз (ед. ч.);
лесник – лес.

Дети вклеивают фрагмент записи в обложку.

Вопросы: чему вы научились сегодня на уроке? Как можно проверить слова с безударными гласными в корне?