Цели урока:
1) развитие устной и письменной речи учащихся;
2) выработка умений и навыков различать сложные предложения;
3) повторение материла по орфографии, составу слова.
Учебный материал: учебник русского языка для 9 класса, авторы Л.Тростенцова, Т. Ладыженская, А. Дейкина и др.
Использованы тексты: А.Пушкина, Н. Карамзина, А. Грибоедова, И. Гончарова.
Ход урока
- Вступительное слово учителя о целях и задачах урока.
- Способствовать углублённому изучению синтаксиса и пунктуации.
- Повторение изученного материала по литературе (учащиеся называют фамилии авторов изученных произведений).
- Развитие речевой культуры учащихся.
- Повторение теоретического материала по теме “Сложное предложение” (на материале домашнего задания).
- Систематизация знаний учащихся о предложении как синтаксической единицы языка:
Практическая работаа) Дать определение сложных предложений.
б) Назвать отличительные признаки ССП от СПП, ССП от БСП.
в) Отличительные признаки союзов и союзных слов.
г) Отсутствие запятой в ССП.
д) Тире в ССП.
е) Смысловые отношения между простыми предложениями в составе БСП.
Слайд 1. Презентация
Слайд 2.
Н.Карамзин. Отрывок из стихотворения “Осень”.
Учащиеся повторяют темы “Обращение” и “Односоставное предложение”.
Слайд 3
А.С. Пушкин. Отрывок из стихотворения “Анчар”.
Учащиеся вспоминают архаизмы и их роль в раскрытии темы и идеи стихотворения. Выделяют морфемы с пропущенными орфограммами. Объясняют постановку тире и определяют роль глаголов в данном отрывке.
Дополнительные задания.
Слайд 4.
На примере отрывков из повести Н.Карамзина и комедии А. Грибоедова учащиеся повторяют тему “Вводные слова” и доказывают: каким - союз или союзное слово.
Слайд 5.
Для анализа представлены отрывки из критического этюда И.А.Гончарова “Мильон терзаний”; учащиеся вспоминают тему “Вводные слова” и их роль в данном контексте, составляют схему 2-го предложения и определяют виды придаточных предложений.
4 ученика работают по карточкам.
Материал для карточек
№1
Подчеркнуть грамматические основы, определить вид предложения, составить схему.
1) Человек он светский,
Отъявле(н,нн)ый моше(н,нн)ик, плут:
Антон Антоныч Загорецкий.
2) Когда ж п…странствуешь, воротиш…ся домой,
И дым отечества нам сладок и приятен.
№2
Разобрать предложение, определить вид односоставных предложений.
1) Свежо пр…дание, а верит…ся с трудом.
2) Блажен, кто верует, тепло ему на свет….
№3
1. Разобрать предложение, определить вид связи между предложениями, указать вид односоставных предложений.
Сижу (ли) с добрыми друзьями,
Л…жу (ль) в постел… пуховой,
Бр…жу (ль) над тихими водами
В дубраве тёмной и глухой.
2. Выписать все словосочетания, указав вид подчинительной связи.
№4
Разобрать предложение. Объяснить расстановку знаков препинания. Подчеркнуть грамматические основы.
Всё в них так бледно, равнодушно,
Они клевещут даже скучно;
В бесплодной сухости речей,
Расспросов, сплетен и вестей
Не вспыхнет мысли в целы сутки,
Хоть невзначай, хоть наобум…
Подведение итогов урока
(Устные ответы учащихся)
1. Повторение лексики.
2. Тропы и стилистические фигуры.
3. Союзные и бессоюзные сложные предложения.
4. Повторение орфографии.
Письменный опрос учащихся (минута контроля): 2 варианта (учащиеся получают карточки с заданием-миниатюрой).
1 вариант
а) Определить вид предложений.
б) В чём особенность этих предложений.
- Нет, я не споря
От прав своих не откажусь. - Все говорят: нет правды на земле.
2 вариант
а) Подчеркнуть грамматические основы.
б) Составить схему предложения.
Кокетка судит хладнокровно,
Татьяна любит не шутя
И предаётся безусловно
Любви, как милое дитя.
Задание на дом: из тестов (автор Сенина Н.А.) выполнить задание В11, В12, В13, В14.