Коррекционная работа по орфограции с учащимися с тяжелыми нарушениями речи

Разделы: Русский язык


Проблема эффективного обучения русскому языку особенно остро встает при работе с учащимися с тяжелыми нарушениями речи. Такие ученики, как правило, не имеют достаточной базы знаний, не умеют применять уже имеющиеся знания на практике, не владеют необходимыми для учебной деятельности приемами анализа, отбора, сравнения, сопоставления. Данных учеников обычно отличает низкий темп усвоения знаний и формирования практических навыков их использования. Возникает необходимость индивидуальной коррекционной работы, использования таких форм деятельности, которые активизируют познавательную активность учащихся, помогают детям овладеть навыками правописания. Предлагаем несколько видов словарных диктантов, с помощью которых учитель сможет организовать коррекционную работу с учащимися с тяжелыми нарушениями речи. Один из таких видов работы – это словарный диктант с подсказкой. Учащийся с тяжелыми нарушениями речи, даже зная правило, не может применить его на практике, так как не в состоянии установить последовательность мыслительных операций, выстроить алгоритм применения правила. Чтобы правило работало, действия учеников необходимо направлять. Такую функцию и выполняет подсказка при словарном диктанте. Проводя такой диктант, учитель сам объясняет учащимся условия действия орфографического правила, а ученики уже самостоятельно, руководствуясь инструкцией, выбирают нужную орфограмму и применяют правило. Учитель, называя слово, указывает на то, в какой значимой части слова находится орфограмма и разъясняет ученику условия орфографической задачи. Учащиеся записывают слово с пропущенной орфограммой, а затем, руководствуясь инструкцией учителя, вставляют в слово нужную букву. Такой вид деятельности возможен при изучении любого орфографического правила: правописание безударных чередующихся гласных в корне слова, правописание “не” с различными частями речи и т. д. Объем подсказки зависит от уровня подготовки учащихся.

Следующий вид словарного диктанта – словарный диктант с грамматическими заданиями. В связи с тем, что основным принципом русской орфографии является морфологический принцип, орфографическая грамотность учащихся зависит от их знаний в области грамматики. Поэтому формирование орфографических навыков должно проходить в тесной связи с формированием грамматических навыков. Словарные диктанты с грамматическими заданиями содействуют формированию орфографических навыков на грамматической основе. Грамматическое задание, которое учащимся предлагается выполнить в процессе словарного диктанта, является для них основной направляющей силой, помогающей выбрать правильное написание. В качестве примера можно привести следующие правила: мягкий знак после шипящих у существительных (грамматическое задание – определить род и склонение существительного); правописание гласных в окончаниях существительных (грамматическое задание – определить падеж и склонение существительного); правописание “не” с глаголами (грамматическое задание – определить часть речи).

У учащихся с тяжелыми нарушениями речи очень плохо развиты внимание, память, мышление. Для развития внимания у учащихся с ТНР можно проводить словарный диктант, когда школьники из каждых трех диктуемых слов записывают только второе. Для развития внимания и мышления можно предложить следующий вид словарного диктанта. Учащийся из диктуемых слов выбирает и записывает в тетрадь только те слова, которые, например, относятся к теме “Спорт” (темы могут быть любые).

Интересен словарный диктант с самопроверкой. Основное назначение такого диктанта – формирование у детей с ТНР навыков самоконтроля. В процессе самоконтроля школьники соотносят правила с конкретным написанием, учатся пользоваться своими знаниями, находить ошибки, обосновывать правильное написание. Работа над диктантом включает в себя следующие этапы. Сначала учащиеся пишут словарный диктант. Затем учитель дает ключи к проверке такого диктанта, то есть называет параграфы, к которым учащиеся могут обратиться для самопроверки в случае затруднения. Дети с помощью указанных параграфов проверяют диктант и обозначают орфограммы.

В заключение хочется сказать, что существует многообразие форм словарных диктантов, которые способствуют перерастанию знаний в области орфографии в прочные практические навыки применения этих знаний. Такие виды словарных диктантов помогают эффективно организовать индивидуальную коррекционную работу с учащимися с ТНР, при этом предотвратить снижение интереса к русскому языку. внести в уроки элементы новизны.