Орфографическая грамотность является, как известно, важно стороной речевой культуры. Без хорошо сформированных орфографических навыков, когда выбор правильного написания происходит автоматически, на уровне бессознательно контроля, а сфера сознания полностью освобождается для осмысливания содержательной стороны письменного высказывания, невозможна успешная речевая деятельность.
Сознание ученика должно подключаться к решению Орфографических проблем лишь тогда, когда навык по какой-либо причине “дает сбой” и нужно выбор написания: ребенок останавливается, чтобы подумать, вспомнить и применить правила или обратиться к словарю.
Иное дело - процесс формирования навыка, когда только происходит его становление. В это время остановки не только нужны, но и обязательны.
Система эффективных орфографических упражнений, надежно формирующих навыки правописания, - давняя и все еще не решенная методическая проблемы. Время от времени в теории и практике обучения появляется новый увлекающий прием. Часто, однако, не столько новый, сколько почему - либо забытый. Сначала таким приемом, как правило, связывают огромные надежды, возводят в ранг универсального, но постепенно выясняется и его ограниченность ибо формирование орфографического навыка - процесс ложный, требующий многих, разных по характеру, действий. Каких именно? В какой последовательности?
На уроках учителю словеснику рекомендуется пользоваться книгами М.Панова “Занимательная орфография”, Г. Граник “Секреты орфографии”, которые помогают более эффективно формировать навыки грамотного письма, вырабатывать орфографическую зоркость. В практике своей работы я использую “Фраза”, “Кирилл и Мефодий. Русский язык. 5-11 класс”, “ЕГЭ по русскому языку ”.
Обучение орфографии с использованием сложных упражнений ставит учащихся иногда в затруднительное положение, а необходимо, чтобы правила усваивались в процессе осмысленной работы, орфографические навыки формировались на сознательной основе и при этом в обучении присутствовал элемент занимательности.
Иллюстрацией системы учебной деятельности в соответствии с вложенными выше принципами может служить работа по изучению правописания чередующихся гласных а-о, е-и в корнях слов. Как известно, все корни с чередующимися гласными делятся на три группы:
1. Корни, написание гласных в которых определяются ударением.
2. Корни, написание гласных в которых определяется наличием или отсутствием суффикса -а-.
3. Корни, написание которых зависит от значения слов.
При освоении правил правописания гласных в корнях с чередованием учащиеся, прежде всего, должны понять, что (кто) командует корнем: ударение или суффикс. Отработка правила начинается с ударения. Ребятам дается следующее объяснение: в корнях двойниках -зар/-зор, -гор/-гар, - клан/-клон командует ударение, но не так, как в других словах. В обычных случаях буква в корне без ударения пишется так же, как и под ударением. Здесь же под ударением пишется одно, без ударения другое. Предлагается такой способ запоминания правила: как только тебе попался один из названных корней в слабой позиции, нужно вспомнить двойника, а затем написать противоположенную букву.
Так, например: встретилось слово заг......реть, двойники -гар/-гор, нужно вспомнить слово, в котором бы корень находился в сильной позиции - под ударением: загар. Значит в не ясном случае надо написать в корне О, можно смело вставлять эту букву в слово.
Для закрепления данного правила и выработки орфографической зоркости рекомендуется использовать следующие упражнения.
Вставь пропущенные буквы, в скобках запиши слово -“двойник”, с этим же корнем с гласной в сильной позиции.
1. Когда повара дерутся, все стынет или г... .риг. (...)
2. Огонь тушат, пока не разг... .релся. (.......)
3. За дело побьют - повинись да ниже покл...нись. (...)
4. От искры сыр - бор заг.. .релся. (...)
5. Поднимай голову до небес перед гордецом, скл...няи голову перед скромным. (...)
6. От копеечной свечи Москва заг...релась. (...)
Если написание гласных в корне с чередованием зависит от наличия или отсутствия суффикса -а-, то в числе других можно использовать следующие приемы работы.
Детям говорится, что самое большое правило по объему корней “двойников”, это правописание таких корней чередованием, где написание гласной корня зависит от наличия суффикса -а-. Если есть суффикс -а-, то в корне пишется И и А.
Это похоже на имя ослика Иа из известной сказки. Далее перечисляются корни:
А также:
- бер- -мер-
-тер-
-пер-
-лож-
-бир-а-
-мир-а-
-тир-а-
-пир-а-
-лаг-а
-блест- -стел-
-чет-
-жег-
-кос-
-блист-а- -стип-а-
-чит-а-
-жиг-а-
-кас-а-
В своей книге “Секреты орфографии” Г. Граник предлагает запомнить корни таким образом: Ира не хочет быть Ерой. Корни -бир-, -мир-, -тир-, -пир- с суффиксами -а- без первой буквы звучат как имя девочки. После данного объяснения учащимся предлагаются задания, чтобы отработать орфографические навыки.
Стремительное развитие общества, распространение мультимедийных и сетевых технологий позволяют использование ИКТ на уроках русского языка, что ведет к повышению качества образования.
При помощи системы “Verdict” проводится блиц-опрос по данной теме. Одним из наиболее эффективных методов развития орфографической зоркости и подготовки к ЕГЭ является использование тестирующих программ. На уроках используются “Тесты по русскому языку” Е.М. Сергеевой, которые позволяют системно повторять ранее изученные разделы, формировать навыки и умения грамотного письма. Данные тесты способствуют развитию орфографической зоркости у учащихся. Учащиеся, знакомые с приемами работы над тестами, повышают свой уровень знаний и качество усвоения материала.
Практика показывает, что дети с большим успехом усваивают учебный материал, если на уроке используется ИКТ. Электронный учебник “Русский язык. Репетитор” часто применяется мною на уроках контроля знаний учащихся. Компьютер фактически на этих уроках играет роль “электронного учителя”, осуществляет контроль за уровнем орфографических навыков, что способствует развитию орфографической зоркости у учащихся. Компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий для работы по осмыслению орфографического правила. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформлять учебный материал. Задания с последующей проверкой и самопроверкой активизируют внимание учащихся, вырабатывают орфографическую зоркость, повышают интерес к предмету.
Итак, формы работы и система упражнений, нацеленных на исправление и предупреждение орфографических ошибок, развитие орфографической зоркости, начиная с пятого класса, должны подготавливать учащихся к успешной сдаче ГИА и ЕГЭ.