Цель.
Оборудование: портрет К.Д. Бальмонта, репродукции картин русских художников, мультимедиа, иллюстрации учащихся, фрагменты из музыкальных произведений.
Ходу урока
Я спросил у высокого солнца,
Как мне вспыхнуть светлее зари,
Ничего не ответило солнце,
Но душа услыхала: “Гори”.
К.Д. Бальмонт
I. Вступительное слово учителя
Как не странно, ребята, сегодня урок литературы для вас хочу начать я, учительница изобразительного искусства. Внимательно посмотрите на монитор. Что мы здесь видим? Попробуйте угадать название картин или назвать художника. Многие вам известны по урокам русского языка и литературы. По ним вы писали сочинения. К какому жанру изобразительного искусства мы отнесем эти репродукции? (Пейзаж). Почему? (Пейзаж - …)
Ребята, какая красота, какое великолепие! Понятно, что такие картины могли нарисовать люди искренне любящие свою Родину, настоящие граждане, патриоты своей страны. Но мало видеть эту красоту, надо её понимать, создавать.
Чем создавались эти картины? Какой материал, средства использовались? Какие оттенки красок? …
Но не стоит забывать, что мы на уроке литературы. А на наших уроках эту красоту мы познаем через художественные произведения. При этом мы должны проникнуть в тайну слова!
Обратите внимание на эпиграф нашего урока. Как они точно передают творческую позицию автора.
Эти слова принадлежат одному из великих русских поэтов XX века К.Д. Бальмонту. (Показ портрета). Дома вы должны были самостоятельно прочитать стихотворение поэта “Золотая рыбка” и подготовить иллюстрации к нему (обращаемся к иллюстрациям).
Выразительное чтение стихотворения “Золотая рыбка” учителем.
В замке был веселый бал,
Музыканты пели.
Ветерок в саду качал
Легкие качели
В замке, в сладостном бреду,
Пела, пела скрипка.
А в саду была в пруду
Золотая рыбка.
И кружились под луной,
Точно вырезные,
Опьяненные весной,
Бабочки ночные.
Пруд качал в себе звезду,
Гнулись травы гибко,
И мелькала там в пруду
Золотая рыбка.
Хоть не видели ее
Музыканты бала,
Но от рыбки, от нее,
Музыка звучала.
Чуть настанет тишина,
Золотая рыбка
Промелькнет, и вновь видна
Меж гостей улыбка.
Снова скрипка зазвучит,
Песня раздается.
И в сердцах любовь журчит,
И Весна смеется.
Взор ко взору шепчет:
“Жду!” Так светло и зыбко,
Оттого, что там в пруду —
Золотая рыбка.
Безусловно, ваши рисунки очень красивы, но правильно ли они выполнены? А для этого нам нужно определить тему и главную мысль стихотворения, чего еще мы с вами не делали.
Куда мы попали вместе с автором стихотворения? Понравилось вам на балу? А что особенно? Значит, тема: “Веселый бал в замке”.
Уловить настроение стихотворения нетрудно. Оно в чем-то сродни музыке, которую легче почувствовать, чем передать словами впечатление о ней. Вслушиваемся в удивительную музыку бальмонтовского стиха.
Что вы слышите в стихотворении?
Обратите внимание на длину строк. Одинаковы они или нет?
С какой целью использует поэт такое настроение?
Определите, какие звуки преобладают в стихотворении, создают музыкальную тональность?
(Использование на уроке записи музыкального произведения французского композитора Шарля Камиля Сен-Санса “Интродукция и рондо-каприччиозо”, сочинение 28, в котором звучит прекрасная мелодия скрипки, переходящая постепенно в музыку симфонического оркестра.)
Что общего в музыке Сен-Санса и стихотворении Бальмонта?
Какие чувства они в вас вызывают?
Пофантазируйте, о чем поет скрипка музыканта и скрипка поэта? (Ответы учащихся)
Мы на балу.
Что люди делают на балах? (Танцы без музыки). (Хореографическая композиция в исполнении ученицы)
Простым карандашом подчеркните словосочетания, которые позволяют услышать музыку …
Музыканты пели, пела скрипка, музыка звучала, снова скрипка зазвучит, песня раздается.
Ребята мы говорили на уроке, что сонорные звуки позволяют передать музыку стиха. Подчеркните сонорные в первой строфе.
В замке был веселый бал,
Музыканты пели.
Ветерок в саду качал
Легкие качели. (Проецируем)
Как чувствуют себя гости замка? (Счастливы)
Как это Бальмонт передаёт? (Определить изобразительные средства: метафора, олицетворение, эпитеты, сравнения):
В сердцах любовь журчит (метафора);
Весна смеется (олицетворение);
Бабочки, точно вырезные (сравнение);
Бред сладостный (эпитет).
Жизнь прекрасна, все счастливы.
А теперь обратимся к рисункам. Ольга Ивановна, правильно ли ребята поняли тему и передали ее через рисунок?
Давайте разберемся (рисунки ребят пока трогать не будем).
Вернемся с вами к тексту. В какое время “был веселый бал”? Как это показано в стихотворении?
Бабочки кружились под луной, а луна бывает ночью.
Я увидела эпитет: бабочки ночные.
Пруд качал звезду. А звезды в небе зажигаются по ночам.
Умница! А как можно назвать это замечательное выражение?.. Найдем подобное.
Ветерок... качал качели. Это олицетворение, и тоже очень красивое.
Давайте посмотрим на ваши рисунки и... на мой. И сравним их. В чем разница? (Открываю занавески на доске)
На вашем рисунке нет золотой рыбки.
А вы считаете, что она нужна?
Конечно! Даже стихотворение поэт назвал “Золотая рыбка”.
Скажите, можно ли увидеть ночью рыбку в пруду... А на балу кто-нибудь видел золотую рыбку?
Нет! “...не видели ее музыканты бала...”.
Какую же рыбку качал пруд? Догадались?
“Пруд качал в себе звезду...”.
Как вы поняли это выражение?
Дул легкий ветерок. На пруду появились волны. Звездочка то поднималась на волне, то ныряла.
Понятно нам теперь название стихотворения?.. Да, это метафора. Отблеск ночной звездочки на воде напоминает золотую рыбку.
Скажите, что же нужно изобразить на рисунке.
На пруду мы нарисуем лунную дорожку и отраженную звездочку.
А звездочка похожа на рыбку...
Какие краски вы бы использовали, чтобы нарисовать иллюстрации к стихотворению? Сейчас вам будут предложено ряд репродукций. Посмотрите внимательно и скажите, какая из них наиболее близка по настроению. (Показ картин)
Колорит стихотворения определяется “лунной гаммой”, переходами от черного в темно-синий, серый, белый, серебряный – это цвета луны и весенней ночи. И на черно-белом, как смелый мазок художника, - слияние желтого, золотого цвета – цвета Золотой рыбки, звезды, качающейся на темной поверхности ночного пруда.
(Когда шел анализ стихотворения, под руководством учителя ИЗО создавалась новая композиция рисунка. Отвечая на вопросы учителя литературы, дети выходили к доске, подбирали цветовую гамму, мазки, штрихи. Итогом совместной работы стала новая иллюстрация к этому произведению.)
Выставка работ учащихся, выполненных дома заранее.
Ребята, давайте сравним ваши рисунки с тем, что мы с вами создали на уроке сейчас.
Правильное истолкование произведения помогло найти верное решение в создании иллюстрации к стихотворению К.Д. Бальмонта “Золотая рыбка”.