Цели урока:
1) познакомить учащихся с новой частью речи –
причастием; найти сходство данной части речи с
именем прилагательным и глаголом; определить
грамматические, морфологические и
синтаксические признаки причастия;
2) продолжить развивать умения решать проблемные
вопросы, обобщать полученные знания и делать
выводы по теме урока; находить нужную часть речи
в предложении по грамматическим признакам;
развивать устную речь учащихся, умение работать
самостоятельно и в группах;
3) вызвать интерес к урокам русского языка;
развивать и воспитывать у учащихся понимание
важности изучения родного языка.
Вид урока – урок изучения нового материала (урок-следствие)
Оформление: презентация “Причастие как часть речи” (см. Приложение), компьютер, плазменная панель; папка “Дело №” с материалом (предложениями) для работы в группах, раздаточный материал; карточка с индивидуальным заданием для сильного ученика.
Ход урока
1. Организационный момент
Слайд № 1
Учитель
Здравствуйте! Я рада вас видеть и хочу, чтобы наше общение сегодня принесло нам новые открытия.
2. Психологическая подготовка к восприятию новой темы
Учитель
Ребята! Сегодня у нас немного необычный урок. Необычность его в том, что к нам поступили материалы по одному следственному делу и требуется провести тщательное расследование. Давайте познакомимся с этим материалом.
Слайд № 2
(Открывает папку “Дело №” и показывает учащимся листочки, на которых записаны предложения. Потом говорит, что это именно тот материал, по которому мы сегодня будем вести следствие).
Запись предложений в рабочую тетрадь ( под диктовку учителя)
Слайд № 3
3. Создание проблемной ситуации
Учитель
Что вы можете сказать об этих предложениях? На что обратили внимание?
Учащиеся
В одном из предложений обнаружено слово-незнакомец: “веселящийся”.
Учитель
Да, вы правы. Это слово тщательно замаскировалось под известные нам и очень уважаемые части речи, но принадлежность “незнакомца” к ним вызывает сомнение.
Выяснить и уточнить подлинную сущность слова нам и предстоит. Требуется расследование по уточнению личности незнакомца, и вести это следствие будем мы.
4. Сообщение темы урока, постановка цели
(Тема урока не объявляется; сообщается, что учащиеся должны сформулировать её самостоятельно и записать во второй части урока; для этого оставлена одна строка в тетради после записи: “ Дата. Классная работа”).
Слайд № 4
Учитель
Итак, задачи следствия:
– выяснить, действительно ли исследуемое слово имеет что-то общее с известными частями речи, или это только маскировка;
– определить степень “родства” с каждой из частей речи и функции, выполняемые словом-незнакомцем;
– на основе этих данных при помощи “фоторобота” установить личность незнакомца.
5. Изучение нового материала
“Следствие ведут…”
1-й этап. Обнаружение незнакомца
Краткая беседа с учащимися
- Где же мы будем искать незнакомца?
- Как будем проводить расследование?
(Ответы учащихся: “Слово-незнакомец есть только в одном предложении”. “Искать его надо в словах, схожих в написании и в то же время различающихся в написании”).
Применение игровых технологий
Установка на игру
Правила игры (действие в воображаемой ситуации)
Учитель
Итак, представьте, что вы – следователи. Начинаем наше расследование.
Задание: разобрать записанные ранее предложения по членам предложения (работа потом проверяется с места), затем разделить лист тетради на 3 колонки.
Учитель
Для того чтобы выполнить задачи следствия (см. выше), нам необходима информация, которую мы сейчас с вами вспомним.
Реализация домашнего задания
Фронтальный опрос
- Какие части речи вы знаете?
- С какими частями речи мы будем сегодня работать?
- Перечислите морфологические признаки имени прилагательного.
- Перечислите морфологические признаки глагола.
2-й этап. Признаки знакомых частей речи
(Разобрав предложение, уч-ся вносят в колонки морфологические признаки знакомых частей речи – имени прилагательного “веселый” (работает устно с места 1 уч-ся) и глагола “веселится” – работает устно с места 2й учащийся).
Слайды №№ 5,6
Веселый | Веселящийся | Веселится |
Какой? | Какой? | Что делает? |
Мужской род | Мужской род | Несовершенный вид |
Именительный падеж | Именительный падеж | Непереходный |
Единственное число | Единственное число | Возвратный |
Определение | Несовершенный вид | Изъявительное наклонение |
Возвратный | Настоящее время | |
Настоящее время | Единственное число | |
Определение | Сказуемое | |
Имя прилагательное | Х (незнакомец) |
Глагол |
3-й этап. Подведение предварительных итогов следствия
(Учащиеся работают с таблицей (колонки 1, 3), заполняя их по мере поступления информации, которая обсуждается; неправильные ответы исправляют, затем делают вывод)
Динамическая пауза
4-й этап. Определение признаков слова-незнакомца
Слайд № 7
(Для этой работы учащиеся формируются в 3 группы: они получают листок с предложениями, которые записали в начале урока в рабочие тетради, и карточки для заполнения их признаками незнакомого слова. После обсуждения на местах участники из каждой группы выходят к доске и закрепляют заполненные карточки на доске с помощью магнита. Когда все карточки закреплены, учащимися обсуждаются результаты работы и заполняется 2 колонка в тетради).
5-й этап. Определение особых примет (лексических признаков) этих слов
Слайд№8
Прилагательное “веселый” – признак предмета (ветерок какой?)
Глагол “веселится” – действие предмета (ветерок что делает?)
Х ( незнакомец) –
признак по действию ( ветерок какой?, что делающий?)6-й этап. Словообразовательный
(Учащиеся на доске и в тетрадях разбирают слово ВЕСЕЛЯЩИЙСЯ по составу и делают словообразовательный анализ)
ВЕСЕЛЯЩИЙСЯ: корень ВЕСЕЛ-; суффикс –ЯЩ-; окончание –ИЙ; возвратный суффикс – СЯ;
ВЕСЕЛЯЩИЙСЯ от глагола ВЕСЕЛИТСЯ суффиксальным способом.
7-й этап. Выводы по следствию
(Учащиеся обобщают полученные в ходе следствия
данные и делают выводы)
Слайд № 9
Возвращение к началу урока
Учитель
Как мы сформулируем тему урока?
(Учащиеся формулируют тему, предлагая свои варианты, н-р: “Причастие как часть речи”, “Что такое причастие”, “Причастие – самостоятельная часть речи”, “Особая форма глагола”, потом записывают тему урока – “Что такое причастие” – в пустую строку).
Слайд № 10
Учитель
Выводы по расследованию сделали, тему урока сформулировали. Как будем работать дальше?
(Ученики высказывают свое мнение по поводу дальнейшей работы и делают вывод, что для ее продолжения нужно обратиться к учебнику).
6. Закрепление ЗУН
Учитель
Возьмите простой карандаш. Прочитайте внимательно параграф 34, делая пометки карандашом на полях: “+” (уже знаю); “?” ( не понял); “_” (новое).
Работа с учебником
(Учащиеся самостоятельно читают теоретический материал, делают пометы на полях).
Беседа после работы с учебником
Учитель
- Какие новые сведения вы отметили для себя?
- Все ли было понятно? Какие вопросы появились?
(Учащиеся отвечают на вопросы, читают учебный материал и комментируют свои замечания).
Учитель
Молодцы! Вы хорошо справились с обязанностями следователей. Какие будут предложения по дальнейшему ходу урока-следствия?
(Ученики говорят, что необходимо обратиться к практике).
Орфографический словарный диктант
(Ученики работают самостоятельно, составляя словарный диктант на базе терминов параграфа 34; такую работу они делают уже не первый раз. Затем диктант проверяется – можно и через взаимопроверку).
Грамматика, морфология, русский язык, самостоятельные части речи, имя прилагательное, причастие, морфологические признаки, несовершенный вид,
возвратный суффикс, словосочетание, синтаксическая функция, главные и второстепенные члены предложения, определение.
Дифференцированное задание опережающего характера для сильного ученика
Подобрать к словам-именам существительным НЕБО, СОЛНЦЕ, РЕБЕНОК, ОБЛАКО, ВЕТЕР, ЗАЯЦ определения, выраженные причастием.
Тренировочные упражнения
(Учитель называет глаголы, учащиеся образуют от них причастия)
Читать – читающий, гореть – горящий; бегать – бегающий; зеленеть – зеленеющий; петь – поющий; расти – растущий.
Упражнение 387 (задание 1)
Задание: выразительно прочитать тексты (А.Фет, А.Вознесенский), найти причастия, доказать, что названные учащимися слова именно причастия.
Проверка дифференцированного задания
(Работа учащегося была такой: синеющее небо, пылающее солнце, играющий ребенок, летящее облако, дующий ветер, прыгающий заяц).
7. Рефлексия
Учитель
Вернемся к началу урока. Какова была наша цель? Достигли ли мы ее?
Ответы учащихся
Учитель
Для закрытия “Дела №” осталось выполнить еще одно задание. С опорой на те знания, которые вы приобрели, на эмоции, которые у вас возникли в процессе проведения расследования и изучения материала, объединитесь опять в свои группы и, посоветовавшись, сформулируйте по одному вопросу, связанному с темой сегодняшнего урока.
Эти вопросы вы потом зададите друг другу.
Учащиеся выполняют задание, затем задают свои вопросы.
- Почему причастие называется именно так?
- Что обозначает причастие?
- Какие морфологические признаки имеет причастие?
Комментарий
С помощью этого приема на стадии рефлексии был проведен своеобразный взаимоопрос, который помог выяснить, как учащиеся усвоили тему.
8. Подведение итогов урока, оценивание
9. Домашнее задание
:1) пар. 34 (учить); упр. 387(задание 2);
2) дифференцированное задание для сильных учащихся и тех детей, которые хорошо владеют компьютерными технологиями: работа в О.К. (опорный конспект) – сделать блок по теме “Причастие как часть речи” или создать презентацию (3-4 слайда) по теме “Причастие как часть речи”.
Слайды №№ 11, 12